Moscow, Moscow, Russian Federation
The provisions of the concept of management from the standpoint of psychology and human relations in the 1930s are considered. For the first time at the system level, the development of applied management directions in the 1930s is described, including: management of the organization, strategic management, production management, logistics, quality management, financial management, personnel management, innovative management. The importance of studying the development of management trends in the 1930s for the modern economy is shown.
development, applied directions, management, 1930s, modern economy.
Практическая целесообразность методологического рассмотрения процессов развития прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы с точки зрения их значения для современной экономики обусловлена следующими базовыми посылами.
Во-первых, каждая из концепций менеджмента доминирует в определенный период времени, определяемый влиянием совокупности социально-экономических факторов.
Во-вторых, развитие концепций менеджмента обусловлено влиянием циклических макроэкономических закономерностей, обусловленных сменой малых (деловых) циклов экономической активности К. Жугляра со средней продолжительностью 10 лет [1]. Именно в рамках цикла К. Жугляра происходит ряд значимых для хозяйственной деятельности организации изменений, требующих применения новых концепций управления [2]: спроса на продукцию предприятия; объемов товарных запасов предприятия; уровня загрузки производственных мощностей предприятия;объемов инвестиций в основные фонды предприятия; объемов запускаемых производственных мощностей предприятия и т.д.
В-третьих, признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-летних технологических циклов Н. Кондратьева [2, 3].
Базовую основу развития менеджмента в 1930-е годы, как известно, составили школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Школа человеческих отношений, получившая развитие в 1930–1950-е годы [4], в отличие от школ научного и административного управления принимала во внимание один из основных факторов, обеспечивающих успешность функционирования организации, – человеческий фактор.
Являясь неоклассической, школа человеческих отношений базировалась на применении знаний о межличностных отношениях, основанных на достижениях психологии и социологии [5].
В школе поведенческих наук на первое место вышли не методы построения межличностных отношений, а эффективность сотрудника как «боевой единицы» предприятия и предприятия в целом.
Именно на базе положений этих школ сформировалась концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (табл. 1) [13].
Таблица 1
Результаты систематизации концепций современного менеджмента, сменяющих друг друга с периодичностью 10-летних деловых циклов
Период формирования концепции |
Название концепции |
Основная идея концепции |
1900-е гг. |
Концепция научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практике управленческой деятельности фирмы |
1910-е гг. |
Развитие концепции научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, позволяют повысить эффективности поточного производства при организации, реализации и контроле |
1920-е гг. |
Концепция административного управления |
Улучшение функционирования компании как замкнутой системы обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды |
1930-е гг. |
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений |
Основу роста производительности труда работников составляют приемы управления межличностными отношениями, направленные на повышение удовлетворенности работников результатами своего труда, которые не менее действенны, чем материальные стимулы |
1940-е гг. |
Концепция эмпирического или прагматического управления |
Не отрицая значения теоретических принципов управления базируется на практическом опыте эффективного управления |
1950-е гг. |
Концепция системного подхода |
Рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение целей в условиях изменяющейся внешней среды, рационально адаптируясь к ней |
1960-е гг. |
Концепция поведенческого подхода |
Рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация и др.), формирующих процесс управления как некоторую линию поведения |
1970-е гг. |
Концепция ситуационного подхода |
Пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменно «оптимального» способа управления организацией. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации |
1980-е гг. |
Концепция культуры управления |
Предполагает, что в условиях высокой рыночной конкуренции при примерном равенстве потребительских свойств и цен на однотипные товары разных производителей, большое значение имеет культура взаимоотношений с клиентами, внутрифирменная и межфирменная культура (культура управления) |
1990-е гг. |
Концепция инновационного подхода |
Ориентирована на постоянное обновление непрерывно морально устаревающего ассортиментного ряда продукции и технологий производства |
2000-е гг. |
Концепция управления по целям |
Предполагает трансформацию глобальной цели организации до уровня конкретного исполнительского уровня, адекватного выполняемым функциям |
2010-е гг. |
Концепция информационных технологий |
Те компании, которые быстрее и эффективнее внедрят в практику эффективности новейшие информационные технологии, получат конкурентные преимущества |
2020-е гг. |
Концепция комбинаторного подхода. |
Рациональные технологии управления будут базироваться на комбинированном использовании технологий управления, присущих пятому и шестому технологическому укладу при переходе от первого к последнему. |
Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепций управления с позиций психологии и человеческих отношений в 1930-е годы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепции управления в 1930-е годы
№ |
Направление прикладного менеджмента |
Характеристика развиваемых положений концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений |
1 |
Менеджмент организации |
Производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, но и в результате изменения характера отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе [6] |
2 |
Производственный менеджмент |
Развитие производственного менеджмента на базе концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений [6] с учетом: – теории примата психологических и социальных факторов в производительности труда [7]; – научной теории организации производственного процесса во времени, в том числе виды движения партии деталей по операциям [8]; – теории линейного программирования, обеспечивающего оптимальное распределение производственных ресурсов [9] |
3 |
Инновационный менеджмент |
Внедрение результатов исследования Ф. Гилберт и Л. Гилберт трудовых движений и достижений производственной психологии. Супруги Гилберт, исследуя технологические операции, разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации рабочих мест, их инновационному изменению [6] |
4 |
Логистика |
Фрагментарные проявления логистики на рынке продавца. Развитие производственной логистики на уровне предприятия в рамках разработанной теории организации производственного процесса во времени, включая виды движений партий деталей по операциям [10] |
5 |
Стратегический менеджмент |
Попытки формирования первых вариантов корпоративной культуры, основанной на стремлении обеспечить долгосрочную эффективность деятельности организации через комплекс мотивационных воздействий (в первую очередь, нематериальных) на работников как главную производительную силу |
6 |
Управление качеством |
Базируется на теории надежности и теории планирования экспериментов [11]. Теория надежности исследует способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. Теория планирования экспериментов предполагает составление планов испытаний, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а, с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетах |
7 |
Управление персоналом |
Сглаживание противоречий, возникающих между работниками и работодателями на основе социального партнерства через профсоюзы [12] |
8 |
Финансовый менеджмент |
Развитие финансового менеджмента было направлено на решение следующих основных проблем: – определение источников и форм привлечения капитала на этапах создания и развития предприятий, включая вопросы эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций и др.); – формирование организационно-экономических основ эмиссионной деятельности компаний в целом; – развитие финансовых аспектов реализации различных организационных изменений в организации (диверсификации деятельности, интеграции, слияния, поглощения и т.д.); – развитие системы публичных оценок стоимости ценных бумаг компаний; – разработка системы индикаторов текущего состояния и динамики развития финансового рынка; – формирование основ технического и фундаментального анализа фондового рынка; – обоснование способов эффективного управления денежными потоками в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятий; – формирование методов диагностики банкротства предприятий. |
Таким образом, развитие прикладных направлений менеджмента в период 1930-х годов осуществлялось под влиянием концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений в следующих сферах: менеджмент организации, стратегический менеджмент, производственный менеджмент, логистика, управление качеством, финансовый менеджмент, управление персоналом, инновационный менеджмент.
Развитие прикладного менеджмента в 1930-е годы осуществлялось в условиях начала выхода мировой экономики из глобального кризиса 1920-х, обусловленного сменой III-го технологического уклада IV-м.
Быстрый рост экономической активности при этом сопровождался изменением взаимоотношений менеджмента и персонала, поскольку первые понимали, что вторые являются главной производительной силой, способной обеспечить успех компании в условиях конкуренции.
С учетом закономерностей развития концепций менеджмента, обусловленных циклами Н.Д. Кондратьева, следует ожидать, что черты концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений, получившей развитие в 1930-е годы, проявятся в концепции менеджмента 2030-х годов в условиях начала посткризисного развития VI-го технологического уклада (рис. 1).
Рис. 1. Концепции менеджмента, приходящиеся на периоды начала выхода из мировых экономических кризисов, обусловленного сменой технологических укладов в рамках циклов Н.Д. Кондратьева
Таким образом, с учетом циклических закономерностей развития концепций менеджмента следует ожидать, что научно-практические положения концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений, получившей развитие в 1930-е годы, наиболее ярко проявятся при выходе мировой экономики из кризиса 2020-х годов – в 2030-е годы.
1. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2017. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).
2. Tebekin A.V. Formirovanie koncepcii upravleniya (menedzhmenta) 2020-h godov. // Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2018. - № 1 (30). - S. 64-68.
3. Tebekin A.V. Evolyuciya koncepciy menedzhmenta organizacii. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2018. - S. 423-429.
4. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta. - M.: Knorus, 2016. - 696 s.
5. Zaycev L.G., Sokolova M.I. Strategicheskiy menedzhment. - M.: Ekonomist', 2005. - 416 s.
6. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik. - M.: Knorus, 2016. - 696 s.
7. Meyo E. Chelovecheskie problemy industrial'noy civilizacii. 1933.
8. Neporent O.I. Tehnicheskie osnovy kalendarnogo dvizheniya proizvodstva. Ch. 1 / Leningr. prom. akad. im. tov. Stalina, Kabinet ekonom. i org. pr-va. - L.; M.: Standartizaciya i racionalizaciya, 1933. - 413 s.
9. Kantarovich L.V. Matematicheskie metody organizacii i planirovaniya proizvodstva», 1939.
10. Tebekin A.V. Mirovye tendencii i nacional'nye perspektivy razvitiya marketinga i logistiki kak prikladnyh sfer upravleniya. // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. - 2015. - T. II. - № 1. - S. 375-380.
11. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.). - 223 s.
12. Tebekin A.V. Upravlenie personalom: uchebnik. Izdanie 2-e. - M.: KnoRus, 2016. - 624 s.
13. Tebekin A.V., Mantusov V.B. Upravlenie organizaciey: teoretiko-metodologicheskie osnovy, funkcional'nye zadachi, tehnologii, prikladnye aspekty primeneniya. Monografiya. - Moskva, 2016.