Russian Federation
The most important component of innovative economy is formation of effectively functioning personnel potential meeting the requirements of continuous updating of knowledge, skills. Continuous and versatile development of personnel is necessary as people, their personal qualities and competences are one of major factors of competitiveness. Especially it concerns unique experts who have competences, key for the company, and are demanded in many projects. The highly skilled human capital – the most important factor of economic and innovative growth of any country.
reproduction of specialists, innovative activity, management, economy, potential.
Резкий спад производства на протяжении последних десятилетий, особенно в отраслях оборонно-промышленного комплекса, и сокращение научных исследований привели к кризисному состоянию промышленности и экономики нашей страны, характеризующейся снижением уровня кадрового потенциала [1]. Проблемы в области кадрового обеспечения во многом связаны с отсутствием возможности высших учебных заведений готовить полноценных специалистов в связи со старением профессорско-преподавательского состава и постепенным снижением потенциала научных и научно-педагогических школ, создаваемых десятилетиями [2]. При этом наиболее острыми в современных условиях проблемами остаются деформация возрастной структуры и старение научных кадров.
Временной интервал для того, чтобы проявились экономические последствия образовательной деятельности в рыночной среде, незначителен и ограничен несколькими годами. Их оценка может быть сделана на основе социологических исследований. При этом категория эффективности экономической деятельности должна быть дополнена категорией качества специалистов как специфического продукта образовательной деятельности вуза, оцененного как со стороны работодателя, так и со стороны самого специалиста, выступающего на рынке в качестве продавца труда [3].
Задача формирования кадрового потенциала по сложности и масштабу является ключевой при переходе экономики на «инновационные рельсы»[4]. Сложность состоит в необходимости целевой подготовки кадров по всему жизненному циклу инновационного процесса, признания непрерывности профессионального образования.
Способность к постоянному обучению, наращиванию человеческого капитала выступает как важнейшее качество, определяющее конкурентоспособность человека на рынке труда. Каждая ступень образования – детский сад, начальная, средняя, старшая школа, бакалавриат, магистратура, аспирантура, профессиональная переподготовка – должна делать человека более востребованным, обеспечивать возможность найти себя на каждом этапе жизни [5].
Изменения, происходящие в экономике России в настоящее время, не обеспечены квалифицированными кадрами. При этом с одной стороны остро стоит проблема дефицита кадров, а с другой – растут требования к уровню компетентности специалистов [6]. Уровень профессионализма кадров становится одним из главных факторов, ограничивающих и препятствующих развитию инновационной деятельности. Ключевым элементом успеха в бизнесе становится именно компетентность персонала, так как победителем в современной конкурентной борьбе становится та компания, которая сумела привлечь и удержать талантливых и квалифицированных сотрудников, создав им соответствующие условия для работы и карьерного роста [7].
Основными кадрами высшей квалификации в новой производительной среде должны стать специалисты, должным образом подготовленные и прекрасно ориентирующиеся в современном состоянии и перспективах определенного, но достаточно широкого научно-технического направления. Это «синтезаторы», способные с помощью компьютерных технологий воплощать свои замыслы в конкретные технические решения, и «аналитики», задачей которых должен стать критический анализ эффективности и работоспособности разрабатываемых систем. Ответственность за дальнейшую работу по реализации принципиальных технических решений, выработанных «синтезаторами», рассчитанных и проверенных «аналитиками», должна возлагаться на специалистов меньшей квалификации, нацеленных на качественное и точное выполнение всех технических и технологических требований на уровне разработки, производства и испытаний продукции [7], что и обусловило в развитых странах переход на двухуровневую систему образования.
В конце XX в. система образования развитых стран стала решать две основные задачи: обеспечение экономики необходимыми кадрами, способными воспринимать и развивать новейшие технологии, и включение в трудовую жизнь максимального количества людей во избежание безработицы. Благодаря этому, высшее образование постепенно из элитарного стало массовым. Именно массовость и необходимость постоянного повышения квалификации работников организаций привели к возникновению нового вида образования – образования на протяжении всей жизни.
Реализация концепции пожизненного образования предопределяет необходимость получения людьми не только набора определенных профессиональных знаний и навыков, но, прежде всего, умения самостоятельно получать новое знание – находить его источники, отбирать и усваивать необходимое, то есть уметь учиться. Именно эта особенность становится важной чертой деятельности высших учебных заведений. Появляется необходимость обучать не только определенным теоретическим и практическим навыкам, но и вырабатывать у учащихся мотивацию к обучению в повседневной жизни [8]. Кроме того, особенностью возникающего информационного общества является то, что новые знания становятся настолько сложными, что для их использования необходимы такие специальные средства, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), способствующие быстрому и эффективному распространению знания посредством дистанционного обучения, виртуальных учебных материалов, видеоконференций и т.п.
Вместо информированности все больше ценятся знания и творческие способности. Информацию люди передают друг другу и в большинстве случаев успех в технологии, а также конкурентоспособность зависят именно от скорости и качества передачи данных, то есть от современных информационных средств и их инновационности. Но все в большей степени это зависит еще и от того, какие знания и в какой мере человеку удалось развить в себе посредством информационной технологии, то есть от технологии саморазвития [9]. Владение информацией, ее обращение, хранение и использование являются необходимым, но уже недостаточным условием достижения и сохранения технологического преимущества и глобальной конкурентоспособности, поэтому обучение умению использовать ИКТ для получения новых знаний также стало важным направлением образовательной деятельности вуза [10].
Университетское образование начинает изменяться качественно, по форме и содержанию, переходить к инновационным технологиям и принципам обучения. Помимо этого, образовательная, научная и производственная деятельность постепенно интегрируются в единый процесс, подготовка специалистов осуществляется не только в аудиториях и библиотеках, но и в научных подразделениях и инновационных фирмах, непосредственно в процессе разработки научной и инновационной продукции. В итоге возникают различные формы производственно-вузовского обучения, когда в течение всего периода подготовки или, начиная со времени специализации, студенты чередуют или совмещают учебу с работой в научных и производственных подразделениях университета [11].
Основная же проблема подготовки кадров для инновационной экономики заключается, в первую очередь, в неоднозначности взглядов высшей школы и бизнеса в вопросах обучения будущих специалистов. Поэтому стимулирование взаимодействия и кооперации высших учебных заведений и предприятий является наиболее правильной политикой государства в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов: вузы должны совершенствовать подготовку и переподготовку кадров для бизнеса, а бизнес – принимать непосредственное участие в образовательном процессе, причем не только при составлении учебного плана, но и его корректировке в связи с изменяющимися условиями рынка [12]. В связи с этим можно выделить несколько основных задач развития и совершенствования системы обучения, актуальных на сегодняшний день:
- разработка профессиональных стандартов и, в частности, квалифицированных требований в виде компетенций;
- совершенствование программ и учебных планов для реализации компетентностного подхода;
- использование технологий и методов интерактивного обучения;
- привлечение к корректировке учебных планов, содержанию дисциплин и оценке практических навыков и умений, полученных студентами в рамках классической образовательной модели, представителей бизнеса;
- введение единого экзамена для выпускников вузов;
- интеграция деятельности университетов и предприятий для создания корпоративных университетов.
Основными моделями построения постиндустриального общества можно назвать производство инноваций как продукта научных исследований и разработок и развитие человеческого капитала, определяющего процесс генерации знаний. Именно некомпетентность или неспособность людей работать со сложной техникой («человеческий фактор») официально признается в качестве основной причины растущего числа техногенных катастроф [13]. Профессионализм человеческих ресурсов является важнейшим элементом инновационного процесса, модификации структуры производства в соответствии с требованиями рынков и потребителей.
В развитых странах мира хорошо зарекомендовали себя следующие подходы, способствующие подготовке специалистов для инновационной деятельности:
- установление тесных стратегических контактов представителей бизнеса с базовыми фундаментально-научными и профильными инженерными кафедрами вузов, а также кафедрами с профилем «управление инновациями»;
- разработка заданий на профильные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для заинтересованных кафедр и их финансирование из привлеченных внешних источников;
- привлечение работодателей к профессиональной переподготовке профессорско-преподавательского состава для освоения ими новых и перспективных технологий, обновления и разработки курсов новых дисциплин в интересах опережающей подготовки профессиональных инженерных и управленческих кадров для предприятий высокотехнологичных наукоемких отраслей экономики;
- организация практик отобранных и целенаправленно подготовленных студентов, трудоустройство в инновационные структуры выпускников и прием в штат предприятий студентов, формирование научного потенциала которых предприятие еще на этапе обучения может осуществлять для удовлетворения собственных нужд.
Кадровое обеспечение является ключевым ресурсом для организации инновационной деятельности, трансфера и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, инновационного предпринимательства. Требования к содержанию и уровню подготовки кадров для осуществления функционирования инновационной сферы на системной основе должны отражаться в профессиональных стандартах. При этом базовым требованием ко всем специалистам должен быть высокий уровень профессиональной подготовки[14]. Квалифицированные рабочие кадры – это фундамент любых инноваций. В настоящее время Россия переживает дефицит квалифицированных специалистов рабочих и инженерных специальностей, что может негативно сказаться не только на экономическом развитии страны, но и на уровне национальной безопасности. В развитых странах мира структура подготовки инженерных кадров весьма эластична и гибко реагирует на изменения в спросе, происходящие под влиянием научно-технического прогресса. Главное направление этих изменений – рост потребности в специалистах в области информационных технологий, а, следовательно, их форсированная подготовка в вузах.
На основе общемировых тенденций в сфере развития образования и подготовки квалифицированных специалистов, а также проводимой реформы российского образования можно выделять ряд принципов, соблюдение которых позволит перестроить систему образования России (рис.1):
- смещения основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
- освоения навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления;
- дополнения традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность»;
- реализации всеобщего доступа к знаниям;
- ориентирования образования на гуманитарные и этические ценности;
- формирования информационной культуры личности человека;
- формирования когнитивных способностей исследовательского типа;
- обучения людей мыслить и вести хозяйственную деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития, то есть учитывать разнообразные последствия своей деятельности, включая вопросы этики и ответственности;
- обучения знаниям из междисциплинарных областей.
Рис.1. Принципы, соблюдение которых позволит перестроить систему образования России
Инновационный прорыв и переход экономики на «инновационные рельсы» невозможен без квалифицированных рабочих рук. Развитие промышленности и национальной экономики страны напрямую зависит от системы подготовки кадров, начиная от рабочих, заканчивая руководителями крупных холдинговых компаний [15, 16]. Для активизации подготовки высококвалифицированных специалистов, создания инновационных структур необходимо развивать интеграционные процессы между высшими учебными заведениями и предприятиями [17, 18]. Благодаря объединению усилий предприятий и вузов появится возможность готовить практикоориентированных специалистов [19, 20]. Именно совместная деятельность является ключом к успеху, так как позволяет производить непрерывный обмен новыми знаниями и технологиями через переплетение практической и теоретической деятельности интегрируемых субъектов, а взаимодействие вузов и предприятий позволяет управлять процессом накопления и обновления человеческого капитала [21].
Анализируя имеющийся теоретический и практический опыт, наработанный в области подготовки кадров для инновационной экономики, можно сделать выводы:
1. Кадровый потенциал – основной фактор развития высокотехнологичных отраслей, так как только обладание современными знаниями, умениями и навыками позволяет проводить НИОКР и коммерциализовывать получаемые результаты исследований.
2. Современная российская экономика испытывает дефицит высококвалифицированных кадров. Происходит разрыв между уровнем теоретических знаний и практической деятельностью. Основной причиной подобного отставания является сокращение и старение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и недофинансирование на протяжении последних 20 лет научной и образовательной сфер.
3. Вступление страны на инновационный путь развития и в информационное общество способствует существенной перестройке системы образования, делая основополагающей парадигму «образование на протяжении всей жизни», неразрывно связанной с экономическим и промышленным развитием государства.
4. Современные рыночные условия, а также необходимость прорывного технологического развития страны, подготовка высококвалифицированных специалистов требует взаимодействия и интеграции вузов и предприятий. Кооперация вузов и предприятий может способствовать эффективному обновлению человеческого капитала и сохранению и наращиванию кадрового потенциала РФ для создания конкурентоспособной экономики инновационного типа.
1. Hohlova O.S. Razvitie vzaimodeystviya vysshih uchebnyh zavedeniy s promyshlennymi predpriyatiyami i gosudarstvom na osnove opyta SShA / A.A. Harin, O.S. Hohlova // Innovacii. - 2011. - № 8 (154). - S. 17-23.
2. Fedorov V.K. Povyshenie kachestva innovacionnyh razrabotok v special'nom mashinostroenii na osnove primeneniya metodov standartizacii i dizayna / V.K. Fedorov, A.A. Harin, A.N. Ganza // Tehnologiya mashinostroeniya. M.: Izd-vo Rossiya, - 2013. - № 12. - S.62-64.
3. Rozhdestvenskiy A.V. Razvitie innovacionnoy deyatel'nosti na osnove integracii vysshih uchebnyh zavedeniy i predpriyatiy / A.V. Rozhdestvenskiy, A.A. Harin, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, - 2013. - № 4-2 (183). - S.7-13.
4. Gurckoy D.A. Klastery kak instrument razvitiya setevogo vzaimodeystviya mezhdu predpriyatiyami i universitetami / D.A. Gurckoy, V.K. Fedorov, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, - 2013. - № 4-2 (183). - S.217-221.
5. Balashov V.V. Razvitie sistemy vzaimosvyazey vysshego obrazovaniya s proizvodstvennymi strukturami / V.V. Balashov, O.S. Harina, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, - 2013. - № 4-2 (183). - S.185-190.
6. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury obrazovaniya, nauki i biznesa: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, V.V. Balashov, A.A. Harin, O.S. Harina. M.: Al'fa-M, 2014. 160 s.
7. Kolenskiy I.L. Upravlenie razvitiem innovacionnoy deyatel'nosti v regionah Rossii: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, I.L. Kolenskiy, A.A. Harin. M.: NIC INFRA, 2015. 213 s.
8. Karpov A.S. Razvitie innovacionnyh predpriyatiy na osnove nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti molodezhi / A.S. Karpov, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», - 2015. - № 6. - S.275-279.
9. Harina O.S. Napravleniya vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy, sposobstvuyuschie razvitiyu chelovecheskogo kapitala / O.S. Harina, A.A. Harin, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», - 2015. - № 6. - S. 293-297.
10. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury kak mehanizm upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki / A.A. Harin // Fakul'tet menedzhmenta: 70 let organizacionno-upravlencheskih innovaciy: sb. st. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. M.: Izd-vo Paleotip, 2015. S.297-302.
11. Harin A.A. Innovacionnaya infrastruktura kak osnovnoy element nacional'noy innovacionnoy sistemy / A.A. Harin / RAN. INION. Centr nauch.-inform. issled. po nauke, obrazovaniyu i tehnologiyam // Naukovedcheskie issledovaniya, 2015: sbornik nauchnyh trudov; pod red. Rakitova A.I. M., 2015. S.12-18.
12. Ganeev A.R. Sertifikaciya professional'nyh kvalifikaciy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala dlya postroeniya innovacionnoy ekonomiki / A.R. Ganeev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 6 (200). - S.84-90.
13. Poduraev Yu.V. Vzaimodeystvie obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya i mashinostroitel'nyh predpriyatiy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 8 (202). - S. 42-44.
14. Podkuyko A.I. Rol' inzhiniringovyh uslug v razvitii tehnologicheskih innovaciy (na primere sub'ekta Rossiyskoy Federacii) / Pastuhov V.V., Podkuyko A.I., Harin A.A., Harin A.A. // Innovacii. -2016. - № 3 (209). - S. 42-46.
15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).
16. Poduraev Yu.V. Razvitie chelovecheskogo potenciala predpriyatiy na baze sovmestnyh nauchno-obrazovatel'nyh kompleksov s obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2016. - № 8 (214). - S. 20-24.
17. Podkuyko A.I. Osnovnye instrumenty gosudarstvennoy podderzhki razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2016. - №4(39). - S. 131-135.
18. Elbakiev A.M.Tendencii i problemy razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii. / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2017. - №2(41). -S. 103-106.
19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.
20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002
21. Harina O.S. Upravlenie funkcionirovaniem innovacionnoy obrazovatel'noy organizaciey s cel'yu razvitiya ee resursnogo obespecheniya. /O.S. Harina, A.A. Harin// Ustoychivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike: Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii / Pod obsch.red. S.S. Chernova. - Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2018. - S. 124-130.