employee
Moskva, Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article is devoted to the analysis of psychological characteristics of private military companies. The phenomena "private military company" and "mercenary" are considered. The Genesis of mercenary activity in the military sphere is investigated. Systematized main modern function of hired troops, as well as the psychological characteristics of mercenarism. The limitations of scientific researches in the field of psychology of activity of private military companies are shown. The author substantiates the thesis that the mercenary is permeated with psychological problems. To improve the military-professional activity of the Armed Forces of the Russian Federation the author substantiates the need to develop a wide range of scientific and applied issues, such as the personality of mercenaries, the system of motivating the activities of mercenaries, the specifics of interpersonal relations among mercenaries, etc. the Study of psychological aspects of mercenaries will create additional advantages of domestic military psychology, as well as improve psychological work with the military.
private military companies, mercenary, mercenary psychology, psychological characteristics.
Относительно новым для военной сферы, а также сферы предоставления специальных (военизированных) услуг явлением выступает феномен «наемничество». Хотя наемный труд характерен для многих видов деятельности на возмездной основе, о наемниках речь идет преимущественно в контексте военного дела (т.е. о людях, чьей профессией является война или связанные с ней проблемы). Однако психологические основы деятельности частных военных компаний, реализующих военный консалтинг и рекрутирующих наемников на рынок военизированных услуг, исследованы не в достаточной мере. Более того, если психологии деятельности традиционного субъекта труда экстремального профиля посвящено большое количество литературных источников [1, 2, 3], то психологическим аспектам деятельности наемников уделено гораздо меньше внимания, чем это требуют современные реалии совершенствования военной сферы. Именно поэтому для определения психологических аспектов деятельности наемников нами был проведен анализ генезиса становления частных военных компаний и их функционала.
Следует отметить, что деятельность частных военных компаний как организационно-правовая форма существования наемных войск и вооруженных формирований известна со второй половины ХХ века, но при этом само наемничество имеет давнюю предысторию. С определенной долей вероятности можно утверждать, что наемничество в военной сфере распространено с тех пор, когда появились сами войны. Считается, что первые реальные и документально подтвержденные случаи привлечения наемников к боевым действиям встречались в Древней Греции (V-III в. до н.э.). В разных государствах и эпохи, для различных целей вводились институты наемничества. Так, в боевых операциях принимали участие такие наемные войска, как ландскнехты, рейтары, швейцарская пехота, генуэзские арбалетчики, пращники. По своей сути, это «охотники за удачей». К прообразам частных военных компаний как организационных структур относили отряды, насчитывавшие от сотни до нескольких тысяч наемников. Однако в современном виде частные военные компании как организационная структура сформировались в США в конце 60-х годов ХХ века для ведения боевых действий за пределами страны (примером тому является частная военная компания «Vinnell Corporation»). Специфика многовековой практики деятельности частных военных компаний сформировала довольно противоречивую репутацию функционирования частных военных компаний. К настоящему моменту частные военные компании обрели правовую форму и психологическое содержание.
Понятие «частной военной компании» раскрывается в ст. 47 (2) дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов (протокол I принят на дипломатической конференции в Женеве 08.06.1977 г.).
С позиций международного права законодатель определяет частные военные подрядчики (компании) как «законным образом организованные предприятия, получающие прибыль в результате предоставления услуг, включающих в себя возможное применение (вооружённой) силы систематическим образом и при помощи военных средств, а также/или в результате передачи своим заказчикам потенциальной возможности к этому посредством обучения и других видов деятельности, таких как материально-техническое обеспечение, поставка оборудования и сбор разведывательной информации» [цит. по 4].
Под «наемником» подразумевается лицо, которое:
- специально завербовано (имеет контракт с частной военной компанией) на месте ведения боевых действий или за пределами данной территории;
- принимает непосредственное участие в ведении боевых действиях или в выполнении иных задач охранения;
- руководствуется получением денежной награды, обещанной нанимателем (одной из сторон конфликта);
- получает денежное вознаграждение (материальную выгоду), размер которого существенно превышает вознаграждение, выплачиваемое аналогичному по функциям личному составу регулярной армии на данной территории;
- не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
- не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
- не послано государством, которое не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.
Таким образом, согласно данному определению, далеко не каждый воюющий, ориентированный на получение вознаграждения, является наемником. Глубоким заблуждением является отнесение к наемникам военных инструкторов, контрактников или советников, выполняющих иногда схожие функции.
В англоязычной практике термин «наемник» обозначается как «mercenary». Однако по отношению к российским гражданам, якобы принимающим участие в боевых действиях на территории Сирийской Арабской республики [5, 6], зарубежные средства массовой коммуникации используют понятия «contractors» («сотрудники подрядной или аутсорсинговой организации») или «PMCs» (private military contractors; «сотрудники частной подрядной организации, предоставляющей военные услуги»). Для обозначения наемника не применяется понятие «контрактник», поскольку этот термин указывает на принадлежность к регулярной (российской) армии. Следует особо отметить, что наемничество в Российской Федерации (в т.ч. поиск, вербовка, подготовка, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно использование частных военных компаний в вооруженном конфликте или боевых действиях) запрещено и преследуется уголовным законодательством.
Спектр предоставляемых частными военными компаниями услуг не ограничивается ведением только боевых действий. В современных условиях, это:
- освобождение заложников, пленников и иных людей, удерживаемых третьими лицами или организациями;
- участие в контртеррористических операциях за пределами государства;
- военно-разведывательная и диверсионная деятельность;
- ведение информационной войны, дезинформационные акции;
- вооруженное сопровождение конвоев, защита морских судов от пиратов;
- охрана объектов различного назначения (в т.ч. стратегического, а также военных тюрем и лагерей, полигонов, складов и др.);
- испытание новых видов вооружения (в т.ч. запрещенного);
- предоставление военно-консультационных услуг, а также услуг военных переводчиков;
- отбор и профессиональная подготовка личного состава;
- моделирование различных факторов ведения современного боя;
- разминирование минных и заградительных полей, объектов, утилизация неразорвавшихся боеприпасов;
- тыловое обеспечение деятельности регулярных войск.
Функционал деятельности частных военных компаний постоянно расширяется, в первую очередь, в области военно-обеспечивающей деятельности, что указывает на огромный потенциал наемничества. Однако научные публикации по проблемам психологии наемничества практически отсутствуют. В этой связи нами был проведен экспресс-анализ некоторых психологических аспектов деятельности наемников.
Психологически значимые особенности деятельности частных военных компаний проявляются в следующих аспектах:
на индивидуальном уровне
- высокий уровень профессионального мастерства и психологической подготовленности наемников, обеспеченности вооружением, техникой и снаряжением;
- стремление наемников заработать деньги любым путем (в т.ч. мародерством, торговлей пленниками и др.); при этом денежная мотивация порой камуфлируется стремлением помочь людям, интересами общества и т.п.;
- высокая исполнительская (военная) дисциплина среди наемников при некоторых девиациях поведения вне боевых действий (отмечаются факты педофилии, чрезмерной жестокости, торговли людьми и др.);
на коллективном уровне
- анонимность и социальная дистанцированность наемников (большинство «солдат удачи» не знают ни фамилии своего командира, ни о том, кто им платит);
- нераспространение информации (в т.ч. в социальных сетях, среди друзей или знакомых) об участии в деятельности частной военной компании;
на организационном уровне
- отсутствие специальной проверки наемников (не учитываются жизненный путь кандидата, его судимость, образование, благонадежность, профессионально важные качества, особенности личности и т.п.);
- гибкость и мобильность (оперативность) в управлении подразделениями, состоящими из наемников;
- вариативное (неоднозначное) отношение к наемничеству со стороны общества (в одних странах – наемничество рассматривается как престижный вид заработка, самореализации или ухода от личностных проблем; в других – доминирует осторожное или даже негативное отношение населения);
- отсутствие идеологической составляющей деятельности (в т.ч. не всегда согласованной с национальными интересами);
- изолированность (закрытость) структур частных военных компаний, наемников, правовой базы (например, условий контрактов), а также ограниченность информации об их функционировании;
- исключение непосредственного (официального) участия того или иного государства во вмешательстве в дела третьих стран, организаций и союзов (т.н. дистанцированность);
- применение наемных войск, как правило, не вызывает агрессии со стороны местного населения по отношению к конкретному государству, не провоцирует социально-психологические конфликты или антивоенные резонансные явления, факты противодействия наемникам;
- недостаточная социально-правовая и социально-психологическая защищенность наемного сотрудника (неисполнение условий контракта, как правило, наказывается денежными штрафами; наемничество не учитывается как трудовая деятельность), вынужденность заботы о себе (в т.ч. в части обеспечения вооружением);
- гибель и травматизм личного состава частных военных компаний не учитываются в официальных сводках потерь или отчетах;
- очень высокий уровень жалования (ежемесячно, как правило, превосходящий заработок обычных тружеников или военнослужащих за год или даже полтора года);
- соблюдение условий контракта в части оплаты услуг наемников (денежные выплаты осуществляются в полном объеме и регулярно, поскольку речь идет о репутации компании);
- наемничество выступает особым и выгодным видом бизнеса на людях.
Рассмотренный перечень психологически значимых особенности деятельности частных военных компаний не является исчерпывающим. В силу ограниченности сведений по данной теме перечень был сформирован на основе материалов, представленных в сети Интернет, а также с позиции действующей нормативной правовой базы. Однако, несмотря на ограниченность научных исследований в области деятельности частных военных компаний наемничество пронизано психологической проблематикой. Для учета в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации требуется разработка широкого спектра научных и прикладных вопросов, например, психотипов личности наемников, подходов к мотивированию деятельности наемников, специфики межличностных отношений среди наемников и др. Полагаем, что изучение психологических аспектов наемничества позволит придать дополнительные преимущества отечественной военной психологии, а также совершенствовать психологическую работу с военнослужащими.
1. Karayani A.G. Voennaya psihologiya v 2 ch. Chast' 1: uchebnik i praktikum dlya vuzov. [Military psychology in 2 h. Part 1: textbook and workshop for universities. ] - Moscow: Yurait Publishing House, 2018. 218 p.
2. Psihologiya truda: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / A.V. Karpov [i dr.]; pod red. A.V. Karpova. [Psychology of work: tutorial and workshop for undergraduate academic / A.V. Karpov [and others]; under the editorship of A.V. Karpov. ] - Moscow: Yurait Publishing House, 2018. 364 p.
3. Reshetnikov M.M. Psihologiya voyny. Prognozirovanie sostoyaniya, povedeniya i deyatel'nosti lyudey: monografiya [Psychology of war. Forecasting the state, behavior and activities of people: monograph]. - Moscow: Yurait Publishing House, 2018. 336 p.
4. Assassi L., Wigan D., K. van der Pijl (eds). Global Regulation. Managing Crises After the Imperial Turn. Houndmills / New York: Palgrave Macmillan, 2004. S. 206.