ON SOME PROBLEMS OF GRAPHICS TRAINING AT TECHNICAL HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS (VIEW FROM ST. PETERSBURG)
Abstract and keywords
Abstract (English):
A review of problems related to geometry and graphics training at school and high educational institution has been presented within the meaning of discussions on meeting of «Descriptive Geometry, Graphics, CADD» section of Saint Petersburg House of Scientists. It has been shown that in connection with minimization in the school program of graphics and due to focused training on geometry, the competence level of freshmen does not meet high educational institutions’ requirements. It is firmly established that descriptive geometry is the only subject to facilitate these gaps liquidation during the first year of educating. Different variants of educating programs are considered and analyzed.

Keywords:
elementary geometry, descriptive geometry, base training, educational process, universal state exam, personnel training.
Text

Секция «Начертательная геометрия, графика, САПР» Петербургского Дома ученых им. Горького насчитывает многолетнюю историю и традиционно объединяет кафедры графики ведущих вузов города и всех тех, кого интересуют проблемы геометро-графического образования.

Как минимум раз в месяц проходят обсуждения насущных профессиональных проблем. Сформировалось устойчивое профессиональное сообщество. Диапазон обсуждаемых вопросов достаточно широк и затрагивает не только проблемы учебного процесса, но и проблемы, связанные с научными исследованиями, подготовкой кадров через аспирантуру, взаимодействия со школами города и области.

Вот несколько проблем, которые в последнее время обсуждаются наиболее активно и подробно:

  • ситуация, в которой оказались кафедры, ведущие графическую подготовку в связи с введением ФГОС и реорганизациями, связанными со стремлением руководителей повысить критерии эффективности вуза;
  • особенности подготовки кадров для обороннопромышленного комплекса и других высокотехнологичных производств;
  • базовая подготовка абитуриентов, ЕГЭ;
  • школьная (элементарная) геометрия: место в учебном процессе, уровень подготовки, миссия;
  • начертательная геометрия: значение, место, развитие;
  • инженерная и компьютерная графика: нужно ли стремиться объять необъятное?
  • исследование основных активных концепций геометро-графической подготовки.

Не случайно, что среди перечисленных проблем большое количество связано со школьным образованием. Отсутствие в школьной подготовке черчения с элементами компьютерной графики мешает эффективному использованию аудиторных часов в вузе, да и базовая подготовка большинства абитуриентов по геометрии очень низкая. Не так часто специалисты высшей школы анализируют уровень обучения элементарной геометрии, однако сложившаяся ситуация вынуждает к этому.

Все члены названного профессионального сообщества уделяют большое внимание работе со школьниками не только в плане профориентационной работы. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области проходят олимпиады школьников по графике, включающие в себя задания от проекционного черчения для младших до компьютерного моделирования и творческого конструирования для старших. В рамках этих мероприятий проходят дискуссии, мастер-классы, вырабатываются формы сотрудничества со школами и институтами развития образования.

Хорошим примером сотрудничества школы и вуза служит появление учебника, написанного победительницей конкурса лучших учителей РФ В.А. Уханевой, участницей семинаров Дома ученых. В создании данного проекта приняли участие представители трех вузов: Военмеха, Минерально-сырьевого университета, Технологического института (ТУ) [1].

References

1. Ukhaneva V.A. Cherchenie i modelirovanie na computere [Drawing and design on a computer]. St. Petersburg, Pervy class Publ., 2013.

2. Igor Fedorovich Sharygin. K semidesyatiletiyu so dnya rozhdeniya [Igor Feodorovich Sharygin. To the seventieth anniversary from the birthday]. Мoscow, МSМО Publ., 2007.

3. Kharshiladze A.F. Mathematics at school. About mathematics: teaching problems. Мoscow, Znak Publ., 2012, pp. 268-278 (In Russian).

4. Alekzandrov A.D., Netsvetaev U.N. Geometriya [Geometry], St. Petersburg, BHV Publ., 2010.

5. Borovskih A.V., Rozov N.H. Evolution of educational aims and values. Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii nauk vysshey shkoly [Proceedings of the International higher education academy of sciences], 2012, no. 1, pp. 63-80. (In Russian).

6. Gornov А.О. To the discussion about the fate of discipline Descriptive geometry, Materials of the 3 research and practice conference «The problems of quality in graphic preparation of students in technical institution of higher learning». PNIPU, Perm, 2012. Available at: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (Accessed 15 February 2014).

7. Gornov A.O. А modernized course of theory of construction of draft, Materials of the 3 research and practice conference «The problems of quality in graphic preparation of students in technical institution of higher learning». PNIPU, Perm, 2012. Available at: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (Accessed 10 February 2014).

8. Moskalenko V.O., Ivanov G.S., Murav’ev K.A. How to ensure general geometry training to students of technical universities. Science and education. 2012, no. 8. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/445140 (Accessed 12 January 2014).

9. Volkov V.Ya., Yurkov V.Yu., Panchuk K.P., Kaigorodtseva I.V. Course of descriptive geometry on the basis of geometrical design. Omsk, SIBADI Publ., 2010. (In Russian)

10. Gornov A.O., Zakharova L.V., Gubarev A.Yu. Practical part of the modified course of TCD. Materials of the 3 research and practice conference «The problems of quality in graphic preparation of students in technical institution of higher learning». PNIPU, Perm, 2012. Available at: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/69 (Accessed 15 February 2014).

Login or Create
* Forgot password?