Russian Federation
In the article the author analyzes the international experience of application of FATF recommendations in the sphere of combating money laundering. Th e objectives of the risk-based approach at the national level are defi ned and the methodology for assessing the risk of laundering illicit proceeds is proposed.
countering the laundering of illegal proceeds, the FATF Recommendations, the Bank of Russia, risk.
Проблема легализации доходов, полученных преступным путем, под которым понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению незаконно полученными денежными средствами или иным имуществом, находится в центре внимания международного сообщества. Постоянное совершенствование денежной системы привело к тому, что оборот наличных денег в мире значительно снизился и уступил место безналичному денежному обращению, с помощью которого как легальные, так и криминальные структуры получили достаточно быстрый и надежный способ управления денежными средствами для их дальнейшего перераспределения и использования. В экономике России расчеты наличными до сих пор остаются более предпочтительным инструментом платежа при проведении различных операций [1]. И хотя выплата заработной платы в основном осуществляется безналичным способом, наблюдается стабильно высокий уровень наличного оборота (рис.).
Главный принцип создания эффективной системы противодействия отмыванию незаконных доходов на национальном уровне состоит в использовании накопленного опыта всех стран, обобщенного в международных стандартах. В соответствии с руководящими указаниями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) эффективный контроль в этой области должен строиться на следующих принципах:
■ основываться на оценке коммерческих рисков, а также рисков невыполнения установленных требований, репутационных и правовых рисков, рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма;
■ сочетать в себе элементы дистанционного и инспекционного контроля;
■ обеспечение информационного доступа ко всем документам и записям каждой кредитной организации в объеме, достаточном для сбора самого широкого спектра информации, необходимой контролирующему органу;
■ принимать во внимание международные операции финансовых учреждений, осуществляющих трансграничную деятельность [3].
1. Yurov A.V. Sostoyanie nalichnogo denezhnogo oborota v Rossii na sovremennom etape // Den'gi i kredit. - 2015. - № 4. - C. 3-6.
2. Oficial'nyy sayt Banka Rossii [Elektronnyy resurs]. - URL: http://cbr.ru.
3. Rukovodstvo po primeneniyu risk-orientirovannogo podhoda «Effektivnaya nadzornaya i pravoprimenitel'naya deyatel'nost' organov, osuschestvlyayuschih nadzor za finansovym sektorom v celyah POD\FT, i pravoohranitel'nyh organov» [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.eurasiangroup.org.
4. Rukovodstvo po primeneniyu risk-orientirovannogo podhoda «Dlya bankovskogo sektora» [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.eurasiangroup.org
5. Informacionnoe pis'mo Banka Rossii ot 27.12.2017 № IN-014-12/64 «O voprosah primeneniya risk-orientirovannogo podhoda v sfere POD/FT».
6. Informacionnoe pis'mo Banka Rossii ot 27.07.2017 № IN-01-12/40 «O kriteriyah opredeleniya priznakov vysokoy vovlechennosti kreditnoy organizacii v provedenie somnitel'nyh beznalichnyh i (ili) nalichnyh operaciy».
7. Polozhenie Banka Rossii ot 02.03.2012 № 375-P «O trebovaniyah k pravilam vnutrennego kontrolya kreditnoy organizacii v celyah protivodeystviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma».
8. Ukazanie Banka Rossii ot 03.04.2017 № 4336-U «Ob ocenke ekonomicheskogo polozheniya bankov».