STATE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the modern economic conditions, public-private partnership (PPP) becomes relevant for the development of the infrastructure of any state. In the CIS countries, public-private partnership began to be practiced relatively later in many foreign countries, while at the moment the development of PPP is at a low level in most countries. Developing countries are interested in the experience of Azerbaijan, which has also started implementing PPP in the implementation of projects recently. Assessment of the current state of PPP in the Republic of Azerbaijan is a necessary component of scientific research, as the results of such assessment can determine further steps for the development of PPP in many countries with similar economic structure.

Keywords:
public-private partnership, Republic of Azerbaijan, PPP project.
Text

Азербайджанская Республика (далее – АР) – это индустриально-аграрное государство в Прикаспийском регионе. Располагает крупными ресурсами нефти и газа, на которых базирует свою экономику, и обладает значительным потенциалом в обслуживании крупных межрегиональных товаропотоков.

В рейтинге Всемирного банка «Doing Business-2016» стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса в 2015 г. Азербайджанская Республика поднялась с 80-го на 63-е место, Республика Армения – с 45-го на 35-е, Республика Беларусь – с 57-го на 44-е, Республика Казахстан – с 53-го на 41-е, Республика Молдова – с 63-го на 52-е, Российская Федерация – с 62-го на 51-е, Республика Таджикистан – с 166-го на 132-е место. Развитие бизнеса в Азербайджане способствует активному становлению системы ГЧП [1].

По данным Министерства финансов АР, по итогам января 2017 г. в бюджете образовался профицит в размере 318,7 млн манатов (6,1% от ВВП страны). Основным локомотивом указанного роста стал нефтяной сектор, который в январе текущего года вырос на 1,5% в сравнении с январем 2016 г. Большинство экспертов сходится в том, что экономику АР в ближайшие годы ждет рост. Укрепляет позитивные ожидания существенное повышение цен на нефть, с конца 2016 г. стабилизировавшейся в диапазоне 50–55 долл. за баррель, консенсус-прогноз говорит о тенденции к дальнейшему ее росту в среднесрочной перспективе [2].

Текущее экономическое состояние АР определяет политику активного развития ГЧП-проектов, необходимых для снижения нагрузки на бюджет и развития инфраструктуры страны. Несмотря на достаточно продолжительную историю ГЧП, многие государства все еще находятся на первой стадии развития ГЧП. АР относится именно к таким странам. Между тем страны, даже не имеющие опыта в использовании ГЧП, в случае необходимости используют его возможности с достаточно высокой эффективностью, что позволяет решать сложные и масштабные задачи. И этому свидетельство опыт АР. Важно отметить, некоторые формы ГЧП имеют давнюю историю в этой стране. Так, например, концессии были известны Азербайджану еще в конце XIX – начале XX в., как на добычу нефти, так и на транспортировку продуктов ее переработки (керосинопровод Баку-Батуми) [3, 4]. После приобретения независимости АР, иностранные инвестиции стали привлекаться в энергетический сектор экономики в форме соглашения о разведке, разработке и долевом разделе продукции. Первое соглашение было заключено в 1994 г., теперь их более сорока, в том числе и на шельфе Каспийского моря [5].

Развитие ГЧП в АР развивает, прежде всего, в промышленности, хотя и использует опыт Казахстана, отличительной особенностью которого является привлечение частных инвестиций в социальную сферу на условиях ГЧП (детские сады, поликлиники, школы и т.д.). На сегодня в Казахстане заключено 74 договора ГЧП, объявлено 60 конкурсов, 260 проектов находятся на стадии рассмотрения. Ныне в АР по схемам ГЧП активно реализуются большие проекты, связанные с обеспечением безопасности и развитием транспортной инфраструктуры Каспия, в сфере строительства и эксплуатации автомобильных парковок (в ближайшие годы в Баку потребуется строительство около 100 подземных парковочных площадок) [6], в нефтегазовой сфере, в сфере железнодорожной инфраструктуры , в сфере экологии.

Одним из важнейших направлений реализации государственно-частного партнерства является электроэнергетика.

Указом Президента Азербайджанской Республики с 1 июня 2012 г. Государственное агентство при Министерстве промышленности и энергетики, занимавшееся вопросами развития альтернативной энергетики, получило статус госкомпании. В АР, по примеру многих нефте- и газодобывающих государств формируется сектор альтернативной энергетики, и в этот процесс  активно вовлекается  частный сектор, поскольку использование небольших фирм для обеспечения населения энергоресурсами за счет нетрадиционных источников может стать весьма удачным подходом к развитию альтернативной энергетики. Тем более переход на низкоуглеродную энергетику требует выполнения Парижского соглашения [7, 8]. Удачным примером ГЧП следует признать создание Азербайджанской инвестиционной компании [9]. Она активно действует именно в индустриальном секторе экономики. При ее непосредственном участии осуществляется строительство судостроительного завода, реконструкция цементного завода, реализация ряда других важных проектов для диверсификации экономики. Результатом предпринятых для развития частного сектора мер является ежегодный рост доли частного сектора в ВВП.

В качестве примера использования ГЧП в секторе государственного управления в стране, можно отметить, что после создания в июне 2016 г. в Азербайджане системы выдачи электронных виз ASAN Viza (одна из структур службы ASAN Xidmet) был принят механизм использования ГЧП в качестве одного из вариантов самофинансирования [10].

Современное состояние ГЧП в РА определено существующей базой нормативно-правового регулирования, практикой реализации ГЧП-проектов.

Нормативно-правовое регулирование ГЧП в Республике Азербайджан не развито, отдельного закона о ГЧП не разработано. При этом в данный момент действуют законодательные акты, закрепляющие основные принципы ГЧП, и готовятся подзаконные акты в этой сфере. В АР используются также  концессионные соглашения, но нормативно-правового закрепления концессионных соглашений отдельным законом в Азербайджане также нет. Вопрос регулируется Законом «О защите иностранных инвестиций» от 1992 г. и Законом «Об инвестиционной деятельности» от 13.01.1995 г.

Правовую основу ГЧП в Азербайджане составляют (в той или иной мере) следующие нормативные правовые акты [11]:

– Закон Азербайджанской Республики «Об инвестиционной деятельности» от 13.01.1995 № 952;

– Закон Азербайджанской Республики «О государственных закупках» от 27.12.2001 № 245-IIГ;

– Закон Азербайджанской Республики «О грантах» от 17.04.1998 № 483-IQ;

– Закон Азербайджанской Республики «О государственной помощи малому предпринимательству» от 04.06.1999 № 673-IГ;

– Закон Азербайджанской Республики «Об использовании энергетических ресурсов» от 30.05.1996 № 94-IQ;

– Закон Азербайджанской Республики «О недрах» от 13.02.1998 № 439-IQ;

– Закон Азербайджанской Республики «Об электроэнергетике» от 03.04.1998 № 459-IQ;

– Закон Азербайджанской Республики «О бюджетной системе» от 02.07.2002 № 358-IIQ;

– Закон Азербайджанской Республики «О специальных экономических зонах» от 14.04.2009 № 791-IIIQ;

– Закон Азербайджанской Республики «Об инвестиционных фондах» от 22.10.2010 № 1101-IIIQ;

– Закон Азербайджанской Республики «О защите иностранных инвестиций» от 1992 г.;

– Гражданский кодекс Азербайджанской Республики.

В сфере развития ГЧП АР активно сотрудничает с крупнейшими международными институтами развития. Проекты ГЧП реализуются в более чем 150 развивающихся странах мира, т.к. содействуют их экономическому росту. И естественно это происходит при содействии международных организаций.

     Всемирный банк считает, что осуществление проектов ГЧП эффективно в тех странах, в которых есть благоприятный инвестиционный климат, стабильная политическая обстановка, гарантированы обязательства правительства, развиваются рыночные отношения и частный сектор, существует понимание «адекватности тарифов». АР отвечает всем перечисленным условиям, а структуры ASAN Xidmet, опыт которой хотят позаимствовать многие соседи Азербайджана, также подходят для реализации механизма ГЧП. Активное участие в реализации проектов ГЧП, в поощрении и развитии экономического роста Азербайджана также принимает Азиатский банк развития (АБР) [12].

В развитии ГЧП в АР активно участвуют институты развития. Помимо Азербайджанской инвестиционной компании и Государственного агентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии АР, действуют и другие региональные институты развития, участвующие в реализации ГЧП-проектов. В 2017 г. Государственное Агентство жилищного строительства при Президенте Азербайджанской Республики приступило к реализации проекта ГЧП в соответствии с планом действий, определенным «Стратегической дорожной картой относительно развития обеспечения жильем по приемлемой цене в Азербайджанской Республике», утвержденной Указом Президента от 06.12.2016 г. номер 1138 [12].

В соответствии с Дорожной картой, Агентство активно реализует проекты ГЧП в социальной сфере, в частности в жилищном строительстве, и  ходе реализации проектов, руководствуясь целевым использованием государственных средств, тесно сотрудничает с предпринимательскими структурами строительного сектора в целях привлечения частных инвестиций и использования опыта специализированных строительных и инвестиционных компаний.

     Современное состояние ГЧП в АР определяется следующими основными факторами:

– рост совокупного государственного долга, определяющий необходимость привлечения частных инвестиций для финансирования проектов развития социальной, промышленной, технической инфраструктуры;

– снижение баланса счета текущих операций (всех операций, кроме операций с финансовыми и капитальными товарами) Республики, определяющее сокращение числа международных сделок, ухудшение инвестиционной привлекательности;

– высокий уровень инфляции в 2017 г. – 12%.

Реализация ГЧП-проектов необходима АР, прежде всего, для целей укрепления международных связей, повышения инвестиционной привлекательности Республики, развития инфраструктуры без существенного падения основных экономических показателей.

Экономическая ситуация Азербайджанской Республики является благоприятной для привлечения финансовых средств в экономику страны.

Проводимые в Республике экономические реформы стимулируют приток капиталовложений. Привлечение в страну зарубежных инвестиций является составной частью экономической стратегии АР. Принятые законы АР «Об инвестиционной деятельности» и «О защите иностранных инвестиций» создают благоприятную экономическую среду для иностранных инвестиций.

Большую роль в инвестиционной привлекательности АР сыграет и ее участие в крупных международных транспортных проектах, таких как строительство международного нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан» и газопровода «Баку – Арзурум», а также подключение  еще к одному проекту – коридору Север-Юг, соединяющему Россию морскими и сухопутными путями с Ираном и Индией [13].

Таким образом, современная политика АР направлена на укрепление промышленной, научно-технической инфраструктуры. Пока недостаточно внимания уделяется проблемам развития социальной, транспортной инфраструктуры. Причем, проекты ГЧП реализуются, главным образом, с минимальным участием бизнеса, отсутствует законодательная поддержка ГЧП.

Для дальнейшего развития ГЧП в АР, по нашему мнению, следует разработать «инфраструктурную карту» страны и открытый единый реестр проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры в основных отраслях; сформировать перечень важнейших ГЧП-проектов, планируемых в среднесрочной перспективе; разработать  Закон «О ГЧП в Азербайджанской Республике» и создать Центр развития ГЧП Азербайджанской Республики.

References

1. Doing Business-2016 // Vsemirnyy bank. - URL: http: // russian.doingbusiness.org / rankings

2. Mirovoy Atlas Dannyh, 2018. - URL: https: // knoema.ru / atlas /

3. Epoha zarozhdeniya neftyanoy promyshlennosti Azerbaydzhana// URL: http://www.sultanov.azeriland.com/books/oil/pages/part_01.html

4. Kak dobyvalas' i dobyvaetsya neft' Azerbaydzhana? URL: https://neftok.ru/strany/neft-azerbajdzhana.html

5. Mamedov V.A. Soglashenie o razdele produkcii v Azerbaydzhanskoy Respublike: nalogovye aspekty // Audit i finansovyy analiz. - 2009. - № 6<http://www.auditfin.com/fin/2009/6/Mamedov/Mamedov%20.pdf>.

6. Stroitel'stvo parkovok v Baku: gosudarstvo priglashaet biznesmenov // http://www.roadtraffic.iteca.az/2012/?p=news__read&t=top&q=23&l=ru>. - 25.11.2011.

7. Analiticheskiy doklad «Riski realizacii Parizhskogo klimaticheskogo soglasheniya dlya ekonomiki i nacional'noy bezopasnosti Rossii» // URL: http://www.ipem.ru/files/files/other/doklad_riski_realizacii_parizhskogo_klimaticheskogo_soglasheniya_dlya_ekonomiki_i_nacionalnoy_bezopasnosti_rossii.pdf

8. Guseynova A. Neissyakaemyy resurs. K 2022 godu pyataya chast' energoproizvodstva pridetsya na dolyu al'ternativnyh istochnikov // Rossiyskaya gazeta - Azerbaydzhan. - 29.06.2012. - № 5820 (147). RL6https://rg.ru/2012/06/29/energetika.html

9. Investicionnaya sreda v Azerbaydzhane, 2018. - URL: http: // www.azerbaijans.com / content_1614_ru.html

10. Investicionnaya sreda v Azerbaydzhane, 2018. - URL: http: // www.azerbaijans.com / content_1614_ru.html

11. Emel'yanov Yu. O razvitii partnerskih vzaimootnosheniy gosudarstva, nauki, obrazovaniya i biznesa // Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2016. - № 1. - S. 56-65.

12. Ismaylova N.F. gyzy Ocenka potenciala regionov Azerbaydzhana dlya sozdaniya promyshlennyh parkov: klasternyy podhod // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. - 2017. - Tom 18. - № 22. - S. 3527-3538.

13. McGowen J., Knoshaug E.P., Laurens L.M.L., Dempster T.A., Pienkos P.T., Wolfrum E., Harmon V.L. The Algae Testbed Public-Private Partnership (ATP3) framework; establishment of a national network of testbed sites to support sustainable algae production // Algal Research. - 2017. - № 25. - P. 168-177.

14. Status truboprovodnyh proektov Azerbaydzhana na dekabr' 2015 goda, 2018. - URL: http: // www.oilru.com / news / 494799

Login or Create
* Forgot password?