from 28.08.2007 until now
Rostov-na-Donu, Rostov-on-Don, Russian Federation
Rostov-on-Don, Rostov-on-Don, Russian Federation
In this article the relevance and economic goals of public-private partnership implementation in Russia aredefined. The analysis of the realization of PPP projects for public infrastructure creation is carried out. The regions-leaders by the level of PPP development in Russia and the Southern Federal district are identified. The study of the public-private partnerships sphere in the Rostov region isconducted. The influence factors and the basic directions of increase of PPP mechanisms efficiency in the regional economyare considered.
public-private partnership; social infrastructure;PPP infrastructure projects;investment and innovative development; regions of Russia.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений формирования условий для инновационного развития экономики России является создание механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса, структур гражданского общества, а также институтов и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые должны регулироваться общим и специальным законодательством.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 г. [9], государственно-частное партнерство относится к перспективным способам развития общественной инфраструктуры, основанным на среднесрочном или долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и техническом обслуживании.
Актуальность применения в России механизмов ГЧП обусловлена необходимостью обеспечения темпов роста экономики страны на уровне не ниже среднемировых; привлечения инвестиций в транспортную, энергетическую, социальную и коммунальную сферу; распределения рисков при реализации инфраструктурных проектов; повышения эффективности управления государственным имуществом и финансовой отдачи от экономических активов; реформирования системы государственного управления; разработки новой концепции отношений органов власти и частного сектора [13; 15] .
Основные цели государственно-частного партнёрства в России: привлечение частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры; обеспечение эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; повышение качества оказываемых на его базе социально-значимых услуг населению.
В соответствии с данными ассоциации «Центр развития ГЧП», к началу 2017 г. в России завершили стадию принятия решения о реализации 2446 проектов государственно-частного партнёрства на федеральном (17 проектов), региональном (238 проектов) и муниципальном (2191 проект) уровнях. Они направлены на развитие следующих сфер инфраструктуры (рис. 1):
- коммунально-энергетической (водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; комплексная инженерная инфраструктура; обращение с твердыми коммунальными отходами; теплоснабжение; электроснабжение);
- социальной (объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обслуживания; туризм; реставрация объектов культурного наследия);
- транспортной (автомобильные, железные дороги; трубопроводы; мосты, порты, суда; аэропорты, аэродромы; транспорт общего пользования; организация парковочного пространства и развитие улично-дорожной сети);
- информационно-коммуникационной (комплексные системы взимания платы, мониторинга и управления; автоматизированные системы централизованного оповещения; объекты линий связи и коммуникаций; системы обеспечения безналичной оплаты, безопасности и мониторинга; системы управления движением);
- инженерно-технической (комплексное благоустройство общественных пространств и берегоукрепление);
- сельскохозяйственной (объекты производства, промышленной переработки, хранения сельхозпродукции);
- промышленной (имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции).
Рис. 1. Распределение количества проектов ГЧП в сферах общественной инфраструктуры РФ за 2016 г. [6]
Этап подписания коммерческого соглашения или договора прошли 2183 проекта ГЧП, в рамках которых обязательства органов власти и частных партнёров по финансированию создания, строительства, реконструкции инфраструктурных объектов составляют 2040 трлн руб. [6].
В соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития России, ассоциацией «Центр развития ГЧП» ежегодно составляется рейтинг российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Расчёт комплексного показателя «Уровень развития сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации» включает в себя оценку таких факторов, как опыт реализации проектов, нормативно-правовая база, институциональная среда.
Согласно результатам проведённого исследования, в рейтинге регионов по развитию ГЧП за 2016 г. лидируют субъекты РФ: Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Свердловская область, Ленинградская область, Московская область, Ульяновская область, Республика Татарстан. Наибольшие средние значения итогового интегрального показателя по регионам определены в Приволжском (49,6%), Центральном (46,5%) и Уральском (43,4%) федеральных округах (рис. 2).
Рис. 2. Уровень развития государственно-частного партнёрства
в федеральных округах РФ за 2016 г. [6]
По уровню развития государственно-частного партнерства в Южном федеральном округе за 2017 г. Ростовская область занимает 2 место (рис. 3) [14]. В рейтинге российских регионов она находится на 33 позиции. В сравнении с уровнем 2016 г. её итоговый интегральный показатель ГЧП увеличился на 16,8% и составляет 44,5%. Однако полученное значение меньше планового (58,7%). Результаты оценки факторов, влияющих на сферу государственно-частного партнерства в субъектах РФ, показали, что Ростовская область входит в число лидеров ЮФО по состоянию институциональной среды (6,8 баллов), нормативно-правовой базы (2 балла) и опыту реализации проектов ГЧП (4,5 балла).
Государственно-частное партнерство позволяет: привлечь частный капитал в экономику региона; повысить эффективность использования государственной собственности и бюджетных средств; обеспечить рост инвестиционного и инновационного потенциалов, техническое и технологическое развитие общественно значимых производств, социальной сферы [11]. В настоящее время Ростовская область считается одной из самых открытых для инвестиций российских территорий. Регион входит в число лидеров с наименьшими инвестиционными рисками. К факторам, повлиявшим на улучшение регионального инвестиционного климата, относятся закон о государственно-частном партнёрстве и программа «100 губернаторских инвестиционных проектов» [1].
Рис. 3. Динамика развития государственно-частного партнёрства в Южном федеральном округе за 2016–2017 гг. [14]
По данным Национального центра государственно-частного партнёрства РФ за 2016 г., в Ростовской области реализуется 22 региональных и муниципальных проекта ГЧП [10], связанных с созданием, проектированием, строительством, реконструкцией, модернизацией, эксплуатацией и обслуживанием инфраструктурных объектов преимущественно в коммунально-энергетической и социальной сферах.
Таблица 1
Инфраструктурные проекты ГЧП в Ростовской области за 2016 г. [10]
Сфера проектов |
Количество проектов |
Уровень проектов |
Статус реализации проектов |
|
Коммунально-энергетическая |
Водоснабжение и водоотведение |
15 |
Региональный; муниципальный |
Инвестиционный; эксплуатация |
Теплоснабжение |
3 |
Муниципальный |
Инвестиционный |
|
Обращение с твердыми коммунальными отходами |
3 |
Региональный; муниципальный |
Отбор частного партнера и подписание соглашения; прединвестиционный; инвестиционный |
|
Социальная |
Культура, досуг, благоустройство |
1 |
Муниципальный |
Эксплуатация |
Инфраструктурные проекты ГЧП Ростовской области, реализуемые в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, культуры, досуга, благоустройства, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Инфраструктурные проекты ГЧП Ростовской области и общий объём инвестиций в их реализацию [10]
№ |
Инфраструктурные проекты ГЧП Ростовской области |
Общий объем инвестиций, тыс. руб. |
1 |
Строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области |
37 125 450 |
2 |
Строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростовской области (региональный инвестиционный проект «Чистый Дон») |
4 466 720 |
3 |
Строительство и эксплуатация полигона захоронения, утилизации и переработки твердых промышленных, нерадиоактивных и бытовых отходов в г. Волгодонске Ростовской области |
976 000 |
4 |
Проектирование, строительство и эксплуатация Миллеровского МЭОК для обеспечения полного цикла обращения с твердыми коммунальными и приравненными к ним отходами |
448 897 |
5 |
Проектирование, строительство, эксплуатация выставочного павильона и пяти павильонов-кафе, а также благоустройство прилегающих к ним территорий по ул. Береговая, г. Ростов-на-Дону |
330 000 |
6 |
Создание мусороперегрузочной станции с элементами сортировки ТБО г. Шахты |
45 000 |
7 |
Реконструкция и модернизация муниципальных объектов теплоснабжения Морозовского городского поселения |
42 587 |
Частные инвесторы проектов государственно-частного партнёрства: ООО «Экология города»; ОАО «Евразийский»; ООО «АБВК-Эко»; ОАО «Производственное объединение «Водоканал города Ростова-на-Дону»; ООО «Ростовтеплоэнерго»; ООО «ЭКО»; ООО «Технология»; ООО «Тепловые сети»; ООО «Вода и стоки»; ГУП Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»; ООО «Экострой-Дон»; ООО «ЭкоЦентр»; ООО «Донской причал».
Анализ результатов исследования консалтинговой компании IPT Group [7] позволил выявить риски, связанные с внедрением проектов ГЧП в регионах России, в том числе и Ростовской области. По мнению представителей субъектов РФ, наиболее серьёзными проблемами являются отсутствие инвесторов (58%), нехватка опыта внедрения проектов (49%), несовершенство нормативно-правовой базы при осуществлении проектов (16%). Это связано с текущей экономической ситуацией в стране, длительными сроками реализации и недостаточным уровнем рентабельности проектов, высокой стоимостью кредитных ресурсов, трудностями, возникающими при взаимодействии государства и бизнеса из-за разницы в конечных целях, низким качеством подготовки проектной документации, ограниченным количеством квалифицированных кадров в сфере ГЧП, низкой информированностью бизнеса о юридических формах государственно-частного партнёрства, слабой правовой защищенностью частных инвесторов и кредиторов при реализации региональных и муниципальных инфраструктурных проектов [3: 12; 16].
В условиях современной экономики на дальнейший рост уровня развития ГЧП, а также снижение влияния негативных факторов в данной сфере могут положительно повлиять: изучение практик регионов России при учёте интересов и взаимодействии между частным бизнесом и государственными институтами [11]; проработка нормативно-правовых актов; определение, конкретизация, описание основных процессов, реализуемых на каждом этапе проектов ГЧП, а также процедур контроля за ходом их исполнения [2]; равномерное распределение прибыли и рисков между участниками ГЧП [5]; разработка практико-ориентированных программ обучения специалистов для повышения уровня их компетентности и надёжности в отношении соблюдения заключаемых соглашений; применение комплексного подхода к управлению проектами в сфере государственно-частного партнёрства [8]; методическое и организационное содействие в их реализации со стороны органов власти; формирование региональных проектных команд; создание и запуск специализированных информационных площадок по обмену опытом между субъектами РФ.
Таким образом, развитие инвестиционного и инновационного потенциала экономики РФ во многом зависит от повышения эффективности использования государственной собственности и бюджетных средств, привлечения частного капитала в экономику регионов. Различные формы ГЧП дают возможность реализации проектов по созданию объектов общественной инфраструктуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Для решения существующих проблем и снижения влияния негативных факторов на деятельность участников ГЧП в регионах России необходимо разработать рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование законодательной, организационной, финансовой сфер [4]. Это позволит обеспечить правовую защиту инвесторов и кредиторов, упростить доступ к заемному капиталу, улучшить условия инвестирования, закрепить возможность предоставления субсидий региональному бюджету для реализации проектов ГЧП, увеличить количество квалифицированных специалистов, повысить качество подготовки проектной документации, а также коммерческую привлекательность инвестиционных проектов.
1. Averkieva E.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak institut stimulirovaniya predprinimatel'skoy deyatel'nosti // Journal of economic regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). - 2017. - T. 8. -№ 1. -S. 117-130.
2. Anopchenko T.Yu., Chernyshev M.A., Murzin A.D. Mehanizm regional'nogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya na baze gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel': elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2015. - №5. -S. 6-14.
3. Borschevskiy G.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / G. A. Borschevskiy. - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2017. - 344 s.
4. Brodunov A.N., Bulycheva K.I. Problemy razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF na sovremennom etape // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. -2017. -№ 1 (20). - S. 84-88.
5. Varnavskiy V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski. M.: Nauka, 2015. S. 28-32.
6. Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekuschee sostoyanie i trendy, reyting regionov» / Associaciya «Centr razvitiya GChP». - M.: Associaciya «Centr razvitiya GChP», 2016.
7. Issledovanie «Rynok gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya» / Konsaltingovaya kompaniya IPTGroup (Ay Pi Ti Grup). - Moskva, 2016.
8. Kochetkova S.A. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regione: organizacionno-pravovoy mehanizm / S.A. Kochetkova - Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment». -2015. - № 1. - S. 113-120.
9. Ob utverzhdenii Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r (red. ot 10.02.2017) [Elektronnyy resurs] //Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tehnicheskoy dokumentacii «Tehekspert». - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/902130343(data obrascheniya: 10.04.2018)
10. Oficial'nyy sayt Nacional'nogo centra gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. - Rezhim dostupa: http://www.pppi.ru/projects?region=66(data obrascheniya: 05.04.2018)
11. Oficial'nyy portal Pravitel'stva Rostovskoy oblasti. - Rezhim dostupa: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=98975(data obrascheniya: 05.04.2018)
12. Pryadko I.A. Koncepciya razvitiya gosudarstvenno-chastnyh partnerstv v regionah Rossii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2016. - №4 (37). - S. 176-182.
13. Pryadko I.A. Ocenka effektivnosti proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v stroitel'stve // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. -2017. - № 12 (106). - S. 64.
14. Reyting regionov Rossii po urovnyu razvitiya GChP za 2016-2017 gg. [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Platformy podderzhki infrastrukturnyh proektov. - Rezhim dostupa: http://www.pppi.ru/regions (data obrascheniya 12.04.2018)
15. Filippov D.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika // Ekonomika i upravlenie narodnym hozyaystvom. -2017. - № 2 (147). - S. 31-34.
16. Fomina O.I., Kochetkova S.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak sovremennyy instrument federal'nyh i regional'nyh investicionnyh proektov // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovaniy. - 2017. - № 4 (chast' 2) - S. 414-419.