HEALTH AND SAFETY TRAINING IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: STATUS, PROBLEMS, TASKS
Abstract and keywords
Abstract (English):
высшее образование, образование в области безопасности, образовательные стандарты, компетенции.

Keywords:
higher education, safety area education, educational standards, competences.
Text
Publication text (PDF): Read Download

1. Современное состояние образования в области безопасности

В череде сложных политических и экономических событий в мире время бежит не заметно. Казалось бы, совсем недавно в 2009 г. в рамках 4-го Всероссийского совещания заведующих кафедрами по образованию в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среда была проведена Всероссийская юбилейная конференция, посвященная 20-летию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [1]. В 2014 г. дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» уже 25 лет. В нынешнем году будет уже 20 лет с момента открытия первой специальности «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которой впервые началась подготовка инженерных кадров по различным аспектам безопасности. Эта специальность в 1995–1996 гг. трансформировалась в группу из семи инженерных специальностей, направленных на подготовку кадров в следующих областях: безопасности жизнедеятельности, безопасности технологий и производств, защиты в чрезвычайных ситуациях, инженерной защиты окружающей среды, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, радиационной безопасности человека и окружающей среды, пожарной безопасности.

Впоследствии в рамках укрупнения образовательных направлений и специальностей часть специальностей трансформировались в другие специальности и единое образовательное направление «Техносферная безопасность» (280700), в рамках которого предусмотрена трехуровневая система подготовки — бакалавриат, магистратура и аспирантура/адъюнктура. История развития и трансформации специальностей и направления подготовки подробно рассмотрены в ряде публикаций, в частности [2, 3 и др.]. По всем трем уровням разработаны образовательные стандарты, которые одобрены Минобрнауки России, но по неизвестным причинам они пока не утверждены [4, 5], как, впрочем, и стандарты других направлений.

Разработана примерная основная образовательная программа (ПрООП) направления «Техносферная безопасность», которая предусматривает восемь базовых профилей (направленностей) подготовки [6, 7]. Разработана примерная программа (ПрП) дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех направлений и специальностей высшего образования [9]. По решению Минобрнауки России ПрООП и ПрП дисциплин федерального компонента стандартов утверждают ректоры базовых вузов и председатели учебно-методических объединений вузов (УМО), за которыми закреплены соответствующие направления, специальности и дисциплины. ПрООП направления «Техносферная безопасность» и ПрП дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утвердили ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана и председатель УМО по университетскому политехническому образованию.

References

1. Materialy IV Vserossiyskogo soveshchaniya zaveduyushchikh kafedrami vuzov po voprosam obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel´nosti i zashchity okruzhayushchey sredy i Yubileynoy uchebno-metodicheskoy konferentsii, posvyashchennoy 20-letiyu distsipliny «Bezopasnost´ zhiznedeyatel´nosti». — 21–26 sentyabrya 2009 g. — Moskva. MGTU im. N.E. Baumana. — 2009.

2. Devisilov V.A., Vanaev V.S. Institutsionalizatsiya i genezis noksologicheskogo obrazovaniya. Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2012. — № 5. — S. 69–77.

3. Devisilov V.A., Vanaev V.S. Institutsionalizatsiya i genezis noksologicheskogo obrazovaniya. Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2012. — № 6. — S. 74–80.

4. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A., Simakova E.N. Proekty federal´nykh gosudarstvennykh obrazovatel´nykh standartov vysshego obrazovaniya po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost´». Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2013. — № 4 (43). — S. 49–70

5. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A., Galyamina I.G. Proekt federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost´». Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2013. — № 5 (44). — S. 72–78.

6. Devisilov V.A. Printsipy proektirovaniya primernoy programmy distsipliny «Bezopasnost´ zhiznedeyatel´nosti» i tekhnologiy obucheniya. Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2009. — № 4. — S. 22–33.

7. Devisilov V.A. Primernaya programma distsipliny (kursa) «Bezopasnost´ zhiznedeyatel´nosti» (proekt) (dlya vsekh napravleniy i spetsial´nostey vysshego professional´nogo obrazovaniya — bakalavriat i spetsialitet). Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2010. — № 1. — S. 48–62; № 2. — S. 52–64.