THE FACTORS DEFINING EFFICIENCY OF USE OF DESIGN APPROACH DURING CREATION NEW AND ADAPTATIONS OF THE OPERATING ORGANIZATIONAL STRUCTURES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Questions of use of design approach during creation new and adaptations of the operating organizational structures are considered. Within a chain of the "purposes-task-technology-structure-people" accompanying processes creation new and adaptations of the operating organizational structures are revealed the factors defining efficiency of use of design approach during creation new and adaptations of the operating organizational structures. It is shown that and adaptations of the operating organizational structures belong to the major factors defining efficiency of use of design approach during creation new: the status of the created structure and its purposes, solvable tasks, technologies of realization of design approach, staffing of implementation of the project, resource restrictions and questions of legal regulation of processes of creation new and adaptations of the operating organizational structures with use of design approach.

Keywords:
factors, efficiency, design approach, creation, adaptation, organizational structures.
Text

В условиях перманентного ускорения научно-технического прогресса сократились не только жизненные циклы продукции и технологий их производства, но и жизненных циклов, созданных под них организационных структур [1]. Соответственно увеличилась частота процессов создания новых и адаптации действующих организационных структур.

Для эффективной реализации процессов создания новых и адаптации действующих организационных структур может быть эффективно использован проектный подход, предполагающий следующие варианты решения стоящих задач:

– создание, наряду с традиционными, как правило, функционально ориентированными подразделениями компаний (производство, планирование, финансирование, контроль, учет, кадры и др.), новых – проектно-ориентированных структурных образований (проект А, проект Б и т.д.). При этом новые подразделения могут функционировать как на временной – проектной основе, так и на постоянной основе;

– создание специализированных компаний, профессионально управляющих проектами, и выполняющих функции проект-менеджмента для конкретного заказчика. В данном случае под заказчиком подразумевается любой из интересантов проекта, нанимающий исполнителей и консультантов для его реализации.

Возможные варианты создания компаний на базе проектного подхода приведены в табл.1.

Таблица 1

Возможные варианты создания новых и адаптации действующих организационных структур

Вариант создания

Характеристика варианта

1

Создание компании с нуля

Компания создается на основе результатов маркетинговых исследований, обеспечивающих нахождение рыночной ниши необходимой емкости с учетом результатов оценки рыночной конъюнктуры

2

Создание компании на базе проектных институтов (малых предприятий)

Поскольку проектные институты традиционно осуществляют прединвестиционные исследования, выполняют проектно-изыскательские работы, осуществляют авторский надзор, определяют спецификацию и формируют заказы на необходимое для производства оборудование, вокруг этого «ядра», как эпицентра проектной деятельности, вполне может быть создана организация путем формирования на основе имеющейся базы остальных необходимых структурных подразделений со своим функционалом

3

Создание компании на базе полноценных по составу и форме предприятий, но требующих перепрофилирования по содержанию

Использование действующей инфраструктуры и части персонала действующего предприятия, позволяет сформировать на ее базе с новой миссией, целями и задачами.

 

Одним из важнейших вопросов разработки и реализации механизма функционирования проектно-ориентированных структур является определение их статуса, который в свою очередь определяет меру ответственности этих структур за результаты проектной деятельности.

Возможны следу­ющие варианты схем, определяющих статус новых структур при управления на базе проектного подхода при создании новых и адаптации действующих организационных структур: «основная», «расширенное управление», «под ключ». Каждая из этих схем структур управления на базе проектного подхода имеет конкрет­ную область применения и определяет меру делегирования заказчиком (инвестором) своих полномочий руководителю проек­та – проект-менеджеру.

Очевидно, что на начальных этапах планируемых преобразований заказчик в условиях высокой неопределенности возможных будущих результатов будет делать ставку на наименее рискованную «основную» схему.

По мере реализации проектного подхода и снижения неопределенности в его положительном исходе, объем полномочий, делегируемых заказчиком проект-менеджеру, увеличивается, включая предоставление руководителю проекта права распоряжаться от имени заказчика финансовыми ресурсами, и осуществлять управление проектом на его эксплуатационной фазе [2].

Основные объекты управления процессами создания новых и адаптации действующих организационных структур представлены на рис.1 [3].

Рис. 1. Основные объекты управления процессами создания новых и адаптации действующих организационных структур

 

Одним из центральных вопросов при создании новых и адаптации действующих организационных структур с использованием проектного подхода является вопрос кадрового обеспечения.

Следует отметить, что подготовка кадров для осуществления проектов является самостоятельным направлением деятельности, связанным с подготовкой профессиональных руководителей проектов всех уровней на системной основе.

Подготовка кадров для создания новых и адаптации действующих организационных структур на базе проектного подхода предусматривает реализацию следующих направлений:

– подготовка кадров по вопросам управления проектами в средних специальных учебных заведениях;

– подготовка кадров по специализации управления проектами в высших учебных заведениях;

– повышение квалификации персонала в рамках программ дополнительного послевузовского образования;

– профессиональная переподготовка персонала в рамках программ дополнительного послевузовского образования.

При этом, например, высшие учебные заведения осуществляют подготовку кадров для осуществления проектной деятельности в рамках одноименных курсов в рамках бакалавриата (1-я ступень высшего образования), магистратуры (2-я ступень высшего образования) и аспирантуры (3-я ступень высшего образования), которые традиционно включают блоки, представленные на рис. 2.

 

Рис. 2. Примерное содержание курсов по управлению проектами в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры

Программы образовательных программ повышения квалификации по управлению проектами традиционно включают в себя примерные блоки, представленные на рис. 3.

           

Рис. 3. Программы образовательных программ повышения квалификации по управлению проектами

 

Программы профессиональной переподготовки персонала по управлению проектами традиционно включают базовые и профессиональные модули.

При этом модуль «управление проектами PROFESSIONAL» традиционно включает следующие вопросы:

модели проектов;

– международные подходы к управлению проектами;

– жизненный цикл проекта;

– управление проектным офисом;

– управление инвестиционными проектами;

– управление PR-проектами;

– управление инновационными проектами;

– стартапы (интернет-стартапы);

– перспективные отрасли для создания стартап-проектов;

– инициация проекта (подходы к решению противоречий этапа инициализации проекта);

– управление портфелем проектов;

– управление командой проекта;

концепция управления успешными программами (Managing Successful Programmes – MSP);

– практические бизнес-модели управления проектами;

– управление start-up (составление бизнес-плана, активизация деятельности, финансирование по технологии bootstrapping, привлечение капитала, PR-сопровождение);

– способы планирования и отслеживания процессов реализации проектов;

управление PR-проектами;

– организация проектного управления в компании;

– проектно-ориентированные системы управления;

– организация проектного управления в компании: функциональная и проектная структура;

– управление матричными структурами.

Таким образом, одной из важнейших составляющих использования проектного подхода при создании новых и адаптации действующих организационных структур является организация целевой переподготовки специалистов в профильных вузах, структурах ДПО, в консалтинговых компаниях и т.п.

Эффективность обучения, в том числе пе­реподготовки специалистов-практиков, значительно возрастает, если обучающиеся с самого начала объединены в «команды» с конкретным распределением ролей по аналогии тем, которые им придется выполнять при практическом управлении проектами по созданию новых и адаптации действующих организационных структур.

Организации вы­играют, если будут и обучать своих работников не поодиночке, а группами, составленными из специалистов тех служб компа­нии, которые в будущем будут управлять проектными изменениями, поскольку такое обучение будет способствовать достижению синергетического эффекта.

Значимым вопросом кадрового обеспечения управле­ния проектами по созданию новых и адаптации действующих организационных структур являются организации ква­лифицированной помощи специалистам, осваивающим проект-менеджмент, их адаптация к условиям работы в рамках команды проекта [4].

Важнейшей составляющей формирования и реализации проектного подхода при создании новых и адаптации действующих организационных структур является технология управления.

Наиболее распространенные технологии управления при реализации проектного подхода представлены на рис. 4 [5].

Рис. 4. Наиболее распространенные технологии управления при реализации проектного подхода

 

Разумеется, при этом технологии управления при реализации проектного подхода применимы ко всем видам организационных структур (дивизионные, линейные, матричные, функциональные, штабные и др.) и поддерживают все задачи, определяющие направления создания новых и адаптации действующих организационных структур (рис. 5) [6].

Рис. 5. Направления решения задач создания новых и адаптации действующих организационных структур, поддерживаемые технологиями проектного подхода

                                    

   Неотъемлемой составляющей формирования и реализации проектного подхода при создании новых и адаптации действующих организационных структур является финансовое обеспечение деятельности.

Ограниченность финансовых ресурсов является одной из лимитирующих составляющих, присущих проектному подходу в целом (рис. 6).

Рис. 6. Ресурсные ограничения, присущие проектному подходу

 

Центральным вопросом финансового обеспечения при реализации проектного подхода при создании новых и адаптации действующих организационных структур является рациональное распределение ограниченного объема финансовых ресурсов по этапам и направлениям использования.

В условиях некоторой неопределенности исхода каждого из этапов проекта (особенно для инновационных проектов высокой степени радикальности) всегда должен быть резерв финансовых ресурсов, связанных с непредвиденными расходами. 

При всей отработанности форм проектного финансирования достаточно сложным остается вопрос формирования и реализации механизма финансирования деятельности профессиональных ру­ководителей (менеджеров) проектов.

С одной стороны, необходимо учитывать значительную роль ру­ководителей проектов в успешной их реализации.

С другой стороны, необходимо соблюдать определенный баланс между оплатой труда ру­ководителей проектов и ключевых исполнителей проекта, между оплатой труда ключевых исполнителей проекта и остальных исполнителей.

Еще одним направлением использования проектного подхода при создании новых и адаптации действующих организационных структур является правовое регулирование этих процессов.

Среди вопросов правового регулирования процессов создания новых и адаптации действующих организационных структур с использованием проектного подхода основное внимание уделяется аспектам, представленным на рис. 7.

 

Рис. 7. Актуальные вопросы правового регулирования процессов создания новых и адаптации действующих организационных структур с использованием проектного подхода

 

В настоящее время действует целый комплекс законодательных и норма­тивных актов, регламентирующих инновационную, инвестиционную деятельность в России, и предпринимательскую деятельность в целом. Опуская здесь вопро­сы необходимости совершенствования действующих документов, отметим лишь «белые пятна» в законодательном поле, затрагива­ющие вопросы правового регулирования процессов создания новых и адаптации действующих организационных структур с использованием проектного подхода.

Так, специалисты признают необходимость разработки законодательных и норма­тивных документов, регламентирующих эффективность предпринимательской деятельности как при создании новых и адаптации действующих организационных структур в сферах:

– инновационной деятельности;

– налогообложения (дифференциация налогов в зависимости от глубины передела исходных ресурсов предприятиями);

– проведения государственных и муниципальных закупок по критериям, отражающим реальную оценку эффективности, и по правилам и процедурам, обеспечивающим действительную (подлинную) конкуренцию при реализации проектов и программ;

– отсутствие эффективной системы сертификации и лицензирования профессиональных руководителей проектов.

Разумеется, свои особенности имеют и другие направления решения задач создания новых и адаптации действующих организационных структур, представленные на рис. 5, и поддерживаемые технологиями проектного подхода.

В целом, реализация задач проектного подхода, представленных на рис. 5, позволит обеспечить эффективное достижение поставленных целей при создании новых и адаптации действующих организационных структур при использовании базы технологий управления при реализации проектного подхода (рис. 4), обеспеченной подготовкой высококвалифицированных кадров – профессиональных руководителей проектов всех уровней на системной основе.

References

1. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2017. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

2. Upravlenie proektami: ucheb. posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Menedzhment organizacii» / I.I. Mazur[i dr.]; pod obsch. red. I.I. Mazura i V.D. Shapiro. - 6-e izd.,ster. - M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2010. - 960 s.

3. Kasaev B.S., Tebekin A.V. Menedzhment organizacii. Uchebnik. - Moskva, Knorus, 2014. (4-e izdanie).

4. Vaytenkov Ya.V., Tebekin A.V. Covremennye tendencii razvitiya metodov upravleniya innovacionno-investicionnymi proektami. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Negosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Institut mirovoy ekonomiki i informatizacii"; Shirokova L.N. (otvetstvennyy redaktor). - 2015. - S. 121-126.

5. Surat I.L., Tebekin A.V., Shirokova L.N. Upravlenie innovacionnymi proektami. Monografiya, Moskva, 2014.

6. Upravlenie innovaciyami. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Blau S.L., Mantusov V.B., Novikov V.E., Petrov V.S., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Monografiya. Pod red. prof. A.V.Tebekina / Gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Rossiyskaya tamozhennaya akademiya». Moskva, 2017.

Login or Create
* Forgot password?