PEDAGOGICAL FEATURES OF CARRYING OUT INFORMATION AND ORGANIZATIONAL ACTIVITIES IN THE SELECTION OF CITIZENS FOR SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article are made attempts to determine the main components of the elements of information and organizational activities, as well as their tasks. The main elements of the selection of candidates are clearly enshrined in the legislation of our country, nevertheless, there are a number of problems that need to be resolved. The work shows that the implementation of equal access of citizens to the service in the internal affairs bodies is a key provision, since it can be implemented provided in the form of informing and orienting citizens about the possibility of entering the service in the internal affairs bodies. Information and organizational activities in personnel selection are accompanied by stimulation of the best human and psychological qualities for candidates for service, which has an educational effect on citizens seeking to enter the service in the internal affairs bodies. In addition, in direct conversation between employees of units for work with personnel with candidates for service, a positive image of an employee of the internal affairs bodies is formed by bringing the qualification requirements to him.

Keywords:
pedagogy of official activity; staff selection; educational work; professional activity; professional orientation; professional selection.
Text

Для сотрудников кадровой службы хорошо известно, что отбирать кандидатов следует с учетом требований, которые являются определенного рода стандартами и эталонами, с помощью которых подразделения по работе с личным составом сравнивают кандидатов на службу в органы внутренних дел (далее ОВД) между собой. Но немаловажным фактором в деятельности по отбору кандидатов является доведение информации о возможности воспользоваться правом как граждан поступить на службу в ОВД не в качестве стороннего наблюдателя за деятельностью ОВД, а как полноценного сотрудника, при зачислении в штат сотрудников ОВД. В системе ОВД для решения задачи по информированию населения реализуется такое направление кадрового обеспечения как проведение организационно-информационных мероприятий, имеющих также и воспитательный характер.

В п. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342 [1] законодатель одним из принципов поступления на службу определил обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в ОВД. По мнению авторов именно реализация равного доступу граждан к службе в ОВД, является ключевым положением, так как может быть реализованным обеспеченным в виде информирования и ориентации граждан о возможности поступления на службу в ОВД, посредством которых реализуется:

  1. Доведение до населения информации о критериях предъявляемых к будущим сотрудникам и процедуре поступления их на службу в ОВД, а также о возможных ограничениях, обязанностях, запретах, поступления на службу в ОВД.
  2. Воспитательное воздействие на граждан стремящихся поступить на службу в ОВД, так как информационно-организационная деятельность в кадровом отборе сопровождается стимулированием у кандидатов на службу лучших человеческих и психологических качеств.
  3. Формирование положительного образа сотрудника ОВД из квалификационных требований, которые до населения доводят как через средства массовой информации (далее СМИ), так и руководителей ОВД, сотрудников подразделений по работе с личным составом при непосредственной беседе с кандидатами.

Зачастую руководители территориальных органов МВД России и подразделений по работе с личным составом в своей          практической деятельности понимают под информационно-организационными мероприятиями в практике лишь профориентационную работу подразделений по работе с личным составом. Такое понимание данного вопроса информационно-организационной деятельности, является ошибочным.

Прежде чем рассмотреть сущность информационно-организационных мероприятий в интерпретации законодательных актов необходимо установить теоретические основы и природу данного понятия, чтобы определить содержательную сторону.

Термин «информационный» применим ближе к организации и функционированию СМИ, и подразумевает под собой массовую работу. Однако в научных словарях существует множество схожих однородных понятий по своему смыслу. По мнению авторов очень наукоемко дано понятие в справочнике – словаре терминов нормативно-технической документации [10], где под «информационными мероприятиями» понимается разработка и проведение рекламно-информационной кампании в СМИ для привлечения участников на конгрессное мероприятие, а также услуги ориентированные на удовлетворение информационных потребностей участников мероприятий. Данный термин  можно понимать в трех значениях в теоретическом плане. Здесь мы можем наблюдать несколько элементов включающих:

  1. Разработку системы взаимосвязанных мероприятий, объединяющих одну или несколько целей.  
  2. Проведение этих мероприятий в определенный период времени.
  3. Определенные информационные услуги, которые удовлетворяют запрошенные потребности потребителей.

Данные элементы должны находиться во взаимосвязи с проводимыми организационными мероприятиями деятельности органов внутренних дел.  Авторы, изучая научную терминологию понятия организационных мероприятий, приходят к выводу, что наилучшим понятием является понятие в области правоохранительной деятельности в сфере внутренних дел. Однако стоит отметить, что понятия организационных мероприятий можно сопоставить с понятием организационной работы. Организационная работа входит в состав организационной деятельности.

Так В.Ф. Сухарев указывает, что организационная деятельность представляет собой целенаправленную работу субъектов управления, содержанием которой является реализация управленческих функций, осуществление процедур по подготовке, принятию управленческих решений, обеспечению их исполнения [9]. С этим определением нельзя не согласиться, потому что процесс организационной деятельности должен быть завершенным и быть основанным на волевом принятии управленческого решения со стороны руководителя ОВД.

Авторы статьи в рамках исследования информационно-организационных мероприятий при отборе в ОВД предлагают собственное теоретическое понятие этого процесса. Где информационно-организационные мероприятия – это запланированная составная часть работы по отбору граждан на службу в ОВД, реализуемая полномочными субъектами, сущность которой заключается в проведении массовой постоянно действующей кампании по выявлению подходящих кандидатов на службу и обучение и удовлетворении потребности в информировании граждан.        

Сущность и порядок проведения информационно-организационных мероприятий регулируется ведомственными нормативными правовыми актами. В разделе II Инструкции по порядку отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в ОВД (далее – Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 18.07.2014 № 595 [5], где информационно-организационным мероприятиям относятся:

1. Информирование населения о порядке поступления на службу в ОВД и условиях службы в ОВД.

2. Профессионально-ориентационные мероприятия, проводимые с населением по вопросам прохождения службы в ОВД.

3. Непосредственный поиск граждан для службы в ОВД.

 Информирование населения о порядке поступления на службу в ОВД и условиях службы в органах внутренних дел, является одним из распространенных направлений информационно-организационных мероприятий, где население информируется о порядке приема на службу в ОВД и условиях службы. Здесь существует требования по формированию  специальных целевых программ с использованием СМИ и рекламы. Такие программы разрабатывают и проводят сотрудники подразделений по работе с личным составом с участием всех структурных подразделений органов внутренних дел, центров общественных связей и пресс-служб. Существует множество видов предоставления информации и творческий подход, исходящий от подразделений по работе с личным составом и руководителей структурных подразделений должен позволить решить эту задачу. Так интересен опыт Главного управления МВД России по Московской области, где во взаимодействии с администрацией Московской области информацию о трудоустройстве в целях информирования населения расположили на квитанциях об уплате коммунальных платежей с оборотной стороны. Проведение профессионально-ориентационных мероприятий возложено, в основном, на сотрудников подразделений по работе с личным составом и начальников подразделений, заинтересованных в профессиональных кадрах. Профессионально-ориентационные мероприятия – это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации [8]. В настоящее время система профессионально-ориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

- профессиональное просвещение, включающее профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию.

- предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

- профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

Важным компонентом профессионально-ориентационной деятельности является интерес к службе в органах внутренних дел. Несмотря на то, что многие исследователи обращаются к проблеме интереса и его формирования, их подходы весьма различны. Некоторые из них, например, отождествляют понятия «интерес к профессии» и «профессиональный интерес» [7].

По мнению авторов профессионально-ориентационную деятельность необходимо разделить на два направления:

  1. Профессионально-ориентационная работа с гражданами, которые по своим морально-деловым качествам и предполагаемым квалификационным требованиям могут претендовать для замещения должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в ОВД [3]. Для проведения данной работы ОВД необходимо заранее выработать план, в котором определить категорию и места проведения данной работы, а также сопоставить лиц, в отношении которых будет проводиться работа с имеющимися вакантными должностями в конкретном подразделении. Это необходимо сделать, для того чтобы не смешивать категории граждан по возрастному ограничению, образовательному цензу, имеющемуся опыту прохождения службы в правоохранительных органах.
  2. Профессионально-ориентационная работа с гражданами, учащимися образовательных организаций среднего профессионального и начального профессионального образования которые могут в соответствии с определенными условиями [4] быть кандидатами для поступления в образовательные организации высшего профессионального образования в сфере внутренних дел.

Анализ учебно-воспитательного процесса показывает, что эффективность профессионально-ориентационной работы достигается благодаря тесному взаимодействию педагогов общеобразовательных организаций, практических работников органов внутренних дел и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России на основе соблюдения в профессионально-ориентационной работе следующих социально-педагогических условий.

Дидактические:

- обеспеченность школы учебной, научно-популярной, методической литературой юридической направленности и информации об учебном заведении;

- нежесткий, но систематический контроль, системность работы в определенные сроки;

- индивидуальная работа учителей, психологов, консультантов с учащимися.

Организационные:

- создание специализированных юридических классов с ориентацией учащихся на обучение в образовательных организаций МВД России и далее службу в ОВД;

- организация научно-методической службы в школе;

- разработка программы ориентации и подготовки учащихся к следственной специальности;

- включение в школьный компонент учебного плана специальных юридических предметов и курсов;

- разработка перспективного плана совместной работы школы, юри­дического института и органов внутренних дел по ориентации и подготов­ке учащихся к профессии сотрудника органов внутренних дел.

Непосредственный поиск кандидатов проводится сотрудниками подразделений по работе с личным составом, с определенной целевой направленностью со стороны руководителя. Также не стоит завывать о совместном поиске как со стороны руководителей и подразделений по работе с личным составом, так и со стороны руководителей структурных подразделений. Данная работа должна включать в себя:

- работу по отбору кандидатов в образовательных организациях высшего профессионального образования, воинских частях и военных комиссариатах, трудовых коллективах, центрах занятости;

- публикацию объявлений о вакансиях должностей сотрудников (работников) в конкретном органе внутренних дел;

- направление запросов в образовательные организации профессионального образования, в общественные организации (общества), командованию воинских частей (подразделений) относительно кандидатов для замещения вакантных должностей в органе внутренних дел.

Кандидат, самостоятельно обратившийся в орган внутренних дел по вопросу приема на службу (работу), также направляется для предварительного изучения к руководителю структурного подразделения органа внутренних дел, где возможно его использование [6].

Также в деятельности по поиску кандидатов, информированию о службе в органах внутренних дел могут быть задействованы и другие лица. Например, сотрудники смежных правоохранительных органов, должностные лица иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители общественных организаций и других институтов гражданского общества могут письменно рекомендовать конкретных кандидатов к поступлению на службу (учебу) в органы внутренних дел. Необходимо также определить ключевую роль в организации проведения этих направлений информационно-организационных мероприятий. Зачастую существуют ошибочные суждения, что данную работу обязаны проводить лишь подразделения по работе с личным составом начиная с момента планирования и до стадии последующей реализации.

References

1. Federal'nyy zakon ot 30.11.2011 № 342 "O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii".[ Federal Law No. 342 of November 30, 2011 "On the Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]

2. Ukaz Prezidenta RF ot 13 dekabrya 2012 g. № 1653 "O federal'nyh kadrovyh rezervah federal'nyh gosudarstvennyh organov, rukovodstvo deyatel'nost'yu kotoryh osuschestvlyaet Prezident Rossiyskoy Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the President of the Russian Federation of December 13, 2012, No. 1653 "On Federal Personnel Reserves of Federal State Bodies Directed by the President of the Russian Federation" (with amendments and additions)]

3. Prikaz MVD Rossii ot 18.05.2012 № 521 «O kvalifikacionnyh trebovaniyah k dolzhnostyam ryadovogo sostava, mladshego, srednego i starshego nachal'stvuyuschego sostava organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» [ Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 18.05.2012 No. 521 " On qualification requirements for posts of privates, junior, middle and senior commanders of the internal affairs bodies of the Russian Federation"]

4. Prikaz MVD Rossii ot 10.08.2012 № 777 «Ob organizacii moral'no-psihologicheskoy podgotovki v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 10.08.2012 № 777 "On the organization of moral and psychological training in the bodies of internal affairs of the Russian Federation"]

5. Prikaz MVD Rossii ot 12 marta 2015 g. N 321 "Ob utverzhdenii Poryadka i usloviy priema v federal'nye gosudarstvennye organizacii, osuschestvlyayuschie obrazovatel'nuyu deyatel'nost' i nahodyaschiesya v vedenii Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 12, 2015, No. 321 "On Approving the Procedure and Conditions for Admission to Federal State Organizations that Implement Educational Activities and Are Under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" (with amendments and additions)].

6. Prikaz MVD Rossii ot 18 iyulya 2014 g. N 595 "O nekotoryh voprosah postupleniya grazhdan Rossiyskoy Federacii na sluzhbu v organy vnutrennih del Rossiyskoy Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of July 18, 2014 N 595 "On certain issues of the receipt of citizens of the Russian Federation for service in the internal affairs of the Russian Federation" (with amendments and additions)]

7. Alekseev A.A. Organizaciya raboty s kadrami v organah vnutrennih del: Fondovaya lekciya [Organization of work with personnel in internal affairs bodies: Stock lecture]. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007.- P. 25.

8. Bulgakova N.Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya i razvitiya gotovnosti starsheklassnikov k vyboru professii. Diss... k. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation and development of the readiness of high school students to choose a profession. Diss…. k. of Ped. sinces] - Kaliningrad, 1997., P. 54.

9. Zaharov N.N., Simonenko V.D. Professional'naya orientaciya shkol'nikov [Professional orientation of schoolchildren]. - M .: Pedagogy Publ., 2009.

10. Organizaciya upravleniya organami vnutrennih del, 2-e izdanie, dopolnennoe i pererabotannoe [Organization of management of law enforcement bodies, 2nd edition, supplemented and revised / under the general editorship of Doctor of Law, Professor A.M. Kononov and Candidate of Legal Sciences, Associate Professor I.Yu. Captured.] - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. - 15 p.

11. Slovari i enciklopedii na akademike [Elektronnyy resurs] : [Dictionaries and encyclopedias on academician [Electronic resource]]: dictionary - reference book of terms of normative and technical documentation. circulation date 01.09.2017. - Access mode to the information: https://normative_reference_dictionary.academic.ru/23366/. - Ver. from the screen.


Login or Create
* Forgot password?