Moskva, Moscow, Russian Federation
The paper presents a new way to classify types of lessons for the primary education, which, in the author’s opinion, helps to efficaciously meet requirements, put forward by the Federal State Educational Standards of Primary General Education (FSES PGE), and to achieve planned learning outcomes. Types of lessons are characterized depending on the top-priority educational goal.
teaching, lesson, types of lessons characteristics, sense experience, exploratory and research activities.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) определяет главную цель образования современных младших школьников как «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [7, с. 6]. Достижение данной цели требует качественно нового подхода к организации образовательной деятельности, взаимодействию ее участников, выбору видов деятельности, форм учебного общения.
С этой точки зрения возможно корректирование традиционного взгляда на классификацию типов уроков в начальной школе.
Предлагаемая классификация опирается на реализацию следующих требований:
- учет возрастных психологических и физиологических особенностей младших школьников, их индивидуальных характеристик;
- создание сценария урока в рамках учебной деятельности;
- направленность урока на организацию учебного общения и формирование коммуникативной деятельности;
- ориентирование урока на выполнение требований стандарта начального общего образования к планируемым результатам обучения.
1. Vinogradova N.F. Okruzhajushhij mir. Metodika obuchenija. 1-2 kl. [The world around us. Technique training. 1-2 cl.]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2010.
2. Vinogradova N.F. Okruzhajushhij mir. Metodika obuchenija. 3-4 kl. [The world around us. Technique training. 3-4 cl.]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2010.
3. Delor Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishhe [Learning: The Treasure]. UNESCO Publ., 1996.
4. Zaporozhec A.V. Osobennosti i razvitie processa vosprijatija [Features and development process of perception]. Hrestomatija po vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii [Readings in developmental and educational psychology]. Moscow, Moscow University Publ., 1980.
5. Subbotskij E.V. Rebjonok otkryvaet mir [A child opens up a world]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1991.
6. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija [Pedagogical works favorites]. Moscow, Sovetskaja pedagogika Publ., 1968.
7. Federal´nyj gosudarstvennyj obrazovatel´nyj standart nachal´nogo obshhego obrazovanija. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 06.10.2009 (s izmeneniyami ot 26.11.2010) [Federal State Educational Standard primary education. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 06.10.2009 № 373 (as amended on 26.11.2010). Moscow, Prosveshhenie Publ., 31 p.