EDUCATIONAL ENVIRONMENT: AN OVERVIEW OF THE MAIN INTERPRETATIONS AND APPROACHES TO STUDY IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, based on the author's dissertation research on the theme "Modeling the educational environment for the vector of amplification of early childhood development", the generalized results of the theoretical and comparative analysis of the interpretations of the concepts "environment" and "educational environment" in the field of philosophy, psychology, and pedagogy are presented.

Keywords:
educational environment; approaches and models of the educational environment; developing the subject-spatial environment; developing environment, educational environment.
Text

 

1. ВВЕДЕНИЕ. Интерес к понятию «образовательная среда»  наблюдается последние два десятка лет. Анализ современных психолого-педагогических исследований на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по шифрам  специальностей: 13.00.01 и 19.00.07 в период с 1 января 2012 г. по 2018 г. показал, что среди более 2000 работ «образовательной среде» посвящены менее 2% исследований.  Можно было бы сделать вывод о разработанности данного понятия, так как даже при запросе в поисковой системе «Яндекс» по ключевым словам: «образовательная среда» открывается более 40 млн результатов. Однако при более детальном анализе  подходов к  понятию «образовательная среда» были обнаружены различные трактовки в исследованиях данного понятия.  Эти различия позволили нам обратиться к анализу  подходов к понятию «образовательная среда» в психолого-педагогических исследованиях.

2. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ

Вопрос о создании специально организованной среды для передачи социокультурного опыта подрастающему поколению описали еще античные философы Сократ, Платон и Аристотель. К. Маркс одним из первых отметил важность влияния среды на становление личных особенностей человека в процессе передачи выработанных человечеством ценностей, т.е.  социокультурного опыта. Дж. Дьюи обосновал социальную среду как «предпосылку, основу и условие существования, функционирования и развития образования». Н.Н. Иорданский описывает среду «не как мертвый или даже живой объект наблюдения, а как процесс воздействия на нее, изменения ее именно людьми». [3, с. 3–8].

В современных психолого-педагогических исследованиях понятие «среда» рассматривается через следующие категории: развивающая предметно-пространственная среда, развивающая среда, воспитательная среда, образовательная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С.Л. Новоселова, Л.А Парамонова, Н.Н. Поддъяков,  А.М. Фонарев [11]).

Развивающая средаэто особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. [13]).

Воспитывающая среда это естественная стихия воспитания, которая заимствована из процессов непреднамеренной социализации и состоит в целенаправленном воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют (М.И. Рожков, Н.Н. Нагайченко и др. [9]).

Образовательная среда позиционируется как:

1) система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития (А.М. Новиков [10, с. 134]);

2) часть социокультурной среды, в условиях которой достигаются цели и смыслы образования (Л.С. Выготский, К. Левин, У. Бронфенбреннер, А.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова и др.);

3) целенаправленно созданная система взаимовлияний и взаимодействия окружения (социального и пространственно-предметного) с субъектом. В рамках этого окружения происходит формирование личности и открываются возможности для ее развития (В.А. Козырев, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.И. Ясвин и др.).

3. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве материалов исследования были взяты психолого-педагогические исследования, посвященные изучению понятия «образовательная среда» и  опубликованные в монографиях, диссертационных исследованиях, журналах, тезисах конференций и пр. (более 500 источников).

В качестве методов исследования использовались: теоретический и сравнительный анализ публикаций по проблеме исследования, терминологический (в том числе семантический) анализ понятий.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ. Анализ существующих исследований понятия «образовательная среда» позволил систематизировать и выделить следующие подходы и модели образовательной среды:

Экологоличностная модель образовательной среды разработана В.А. Ясвиным. Под образовательной средой (или средой образования) он подразумевает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [14].

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды, разработанная В.В. Рубцовым, основана на системе B.C. Библера, где знание построено как диалог между взрослым и ребенком. «Среда в образовании является специфической организацией, обеспечивающей развитие и функционирование человека, фактически передачу каких-то норм жизнедеятельности от взрослого к ребенку» [7].

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым. В данной модели образовательная среда, наряду с образовательными институтами и образовательными процессами, представлена как часть образовательного пространства, которое, с одной стороны, является производным от них, а с другой, к ним не сводится. «Образовательная среда – это те социокультурные формы предметности, которые входят или могут входить в содержание образования» [4, с. 89].

Рефлексивно-средовой подход, разработанный М.И. Рожковым, Л.В. Байбородовой, А.В. Волоховым, Т.Н. Гущиной, Т.В. Машаровой, М.Р. Мирошкиной, И.И. Фришман и др. В основе данного подхода лежат идеи единства субъекта и среды с опорой на актуализацию процессов рефлексии. [1, с. 56].

Психодидактическая модель образовательной среды, разработанная В.В. Давыдовым, В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.И. Пановым и др., рассматривается в рамках парадигмы развивающего образования. Под образовательной средой понимается «система (или совокупность) влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия как еще не проявившихся способностей учащихся и педагогов, так и для развития уже проявившихся у них способностей, в соответствии с присущими каждому из них природными задатками, интересами и склонностями, с одной стороны, образовательными целями данного учреждения, с другой» [12, с. 69–70].

В рамках психосистемно-экологической модели, разработанной Г.А. Ковалёвым и др., жизненная среда представляет собой спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека [5].

Следовательно, понятие «образовательная среда» рассматривается с точки зрения различных авторских подходов и моделей, в каждом из них можно обнаружить взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. Данные условия всегда предполагают присутствие обучающегося в образовательной среде, их взаимоотношения и взаимодействие окружения с субъектом.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В рамках нашего исследования «образовательная среда» рассматривается в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в которой среда понимается как социальное явление, «...потому что там, где среда выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные мотивы. В отношении к ней человек всегда пользуется социальным опытом. Поэтому противопоставлять социальную среду среде природной можно только в очень узком ограниченном и условном смысле» [2].

Анализ подходов к понятию «образовательная среда» в философии, педагогике, психологии позволяет определить образовательную среду как условия трансляции ребенку социокультурного опыта.

Организация образовательной среды строится на интегративной основе системы принципов, выделенных И.А. Лыковой для построения вариативных моделей образовательной среды:

– диалектического единства интеграции и дифференциации;

– анропоцентризма;

– культуросообразности;

– природосообразности [8, с. 75].

И.А. Лыкова обоснованно доказывает, что эти принципы применимы к построению и функционированию модели образовательной среды: с одной стороны, они обеспечивают ее целостность, с другой – позволяют отдельным ее компонентам функционировать.

Образовательная среда понимается как гибкая система специально организованных в пространстве и времени условий взаимодействия субъектов образовательных отношений, направленных на достижение целей образовательной деятельности. Универсальный характер термина «образовательная среда» в современных условиях может быть представлен только на основе философских категорий «пространство», «время», «количество», «качество», «движение», «развитие» в их целокупности [6], что будет обосновано в дальнейшем исследовании В.В. Кожевниковой под научным руководством И.А. Лыковой в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве» (проект 25.9403.2017/БЧ).

 

References

1. Education and the strategy of life of the child: a collective monograph / ed. M. I. Rozhkov. - M.: Scientific Library, 2016. - 158 p. (in Russian).

2. Vygotsky, L.S. Pedagogical psychology. - M .: Pedagogy-Press, 1996. P.56 (in Russian).

3. Jordan NN The organization of the children's environment. M.: Worker of Education, 1925. - 102 (in Russian).

4. Isaev EI, Slobodchikov VI Psychology of human education: the formation of subjectivity in educational processes. ": Publishing of PSTU; Moscow; 2013. P. 432 (in Russian).

5. Kovalev GA, Mental development of the child and the life environment / / Questions of psychology. 1993. N1 (in Russian).

6. Kozhevnikova V.V. Modeling of educational environment on the vector of amplification of development of children of early age: Dis .... kand. ... cand. ped. sciences. M., 2017 (in Russian).

7. Communicative-oriented educational environments. Psychology of designing. Ed. Rubtsova V.V. M., 1996 (in Russian).

8. Lykova I.A. Strategy of formation of the aesthetic relation to the world in the graphic activity of preschool children: Dis. ... Doct. ped. sciences. M., 2009 (in Russian).

9. Nagaichenko N.N. The educational environment of the school as a factor in the formation of social competence of senior pupils / N.N. Nagaichenko // Yaroslavl Pedagogical Herald - Volume II (Psychological and Pedagogical Sciences) - No. 3 - 2010 - P.94-97 (in Russian).

10. Novikov, A.M. Pedagogy: the dictionary of the system of basic concepts. [Text] / A.M. Novikov. - Moscow: EGVES, 2013. - 268 p. (in Russian).

11. Novoselova S.L. The subject environment of childhood is developing. // Psychology of development. Dictionary / Pod. Ed. A.L. Wenger / / Psychological lexicon. Encyclopaedic dictionary in six volumes / Ed.-Comp. L.A. Karpenko. Under the Society. Ed. A.V. Petrovsky. - M .: Per SE, 2005. 176 p. (in Russian).

12. Panov V.I. Environmental psychology: Experience in constructing a methodology / V.I. Panov. - Moscow: Nauka, 2004. - 197 p. (in Russian).

13. Petrovsky, VA Construction of a developing environment in the DOW / VA Petrovsky [and others] / Preschool education in Russia. - M., 1997 (in Russian).

14. Yasvin V.A. Examination of the school educational environment. M .: September, 2000 (in Russian).

Login or Create
* Forgot password?