HISTORY OF THE CONSTRUCTION OF THE MOSCOW CANAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the questions connected with historical stages of building of the channel of a name of Moscow are considered. Information is given on the need to erect such a massive hydraulic structure, as well as on earthwork, concrete and installation works, which were used in the construction of the canal. It proves the expediency of choosing the Dmitrovsky version of the construction of the canal, which made it possible to significantly reduce the transportation of waterways. Eight hydroelectric power stations for generating electricity and several reservoirs were built, and the work of prisoners was used to reduce capital expenditures. In addition, watering the Moscow River with Volga water allowed to improve the sanitary situation near the city of Moscow. It reveals the peculiarities of the architecture of the canal constructions and the wide application of small architectural forms, which greatly enlivened the monotony of some places of the hydraulic structure.

Keywords:
water channel, hydraulic engineering structure, construction, sluice, pumping station, architecture, hydroelectric power station.
Text

 

В 30-е годы прошлого века по причине увеличения численности населения столицы, а также из-за быстрого увеличения площади города остро встает вопрос о водоснабжении питьевой водой. В то время московский водопровод уже не смог удовлетворят город необходимыми объемами воды.

Именно в те года по причине нехватки воды водопотребление проживающего на территории города жителя составляло всего лишь 120 л/сут. В других же развитых городах Западной Европы этот показатель был на уровне 400–500 л/сут.

Генеральный план развития города Москвы предполагал увеличения водопотребления до уровня современных европейских городов. Это позволило бы городу и далее увеличивать свои границы, возводя большое количество промышленных предприятий.

В то время основная проблема заключалось в том, что река Москва уже не была способна дать такое количество воды. Необходимо было искать новый источник для водоснабжения столицы.

Кроме того, река Москва из-за большого объема забираемой из нее воды, а также по причине увеличения притока неочищенных сточных вод становилась все грязнее. Исследования, проведенные в те годы, показали, что количество кислорода в воде приближается к нулю, поэтому необходимо срочно организовать обводнение реки Москвы свежей водой из нового источника.

Заметим, что в те годы роль водного транспорта была небольшой. Однако генеральный план развития и расширения города требовал большого количества завезенных строительных материалов. При этом водная система тех лет данную задачу была решить не в состоянии.

Таким образом, для решения проблем с водоснабжением города, расширения судоходства, а также для улучшения санитарного состояния реки Москвы было принято решение начать поиск нового источника, которым стала река Волга. Было решено построить водный канал, по которому волжская вода будет приходить к городу и обеспечит его необходимыми объемами воды.

Было предложено несколько вариантов строительства водного канала (Старицкий, Шошинский и Дмитровский). От первых двух вариантов было решено отказаться из-за сложности геологических условий. Таким образом, был выбран Дмитровский вариант. Кроме того, проведенные экономические расчеты показали, что себестоимость грузоперевозок водным транспортом по первому и второму варианту была бы намного убыточнее, чем по выбранному проектировщиками.

В Дмитровском варианте трасса канала начиналась в месте впадения в Волгу реки Дубны и доходила до города Москвы в районе села Щукино.

Для обеспечения требуемого забора воды в канал предусматривалось строительство плотины на реке Волга у села Иваньково. Уровень воды был поднят на 16 метров, что позволило также построить гидроэлектростанцию мощностью 30 МВт. Длина трассы канала должна была составить 128 км.

После окончательного утверждения Дмитровского направления Управление строительства приступило к изысканиям и проектированию, которые были выполнены в короткий срок. Было решено не привлекать к работе зарубежных инженеров и специалистов.

В связи с большими затратами электроэнергии для подъема волжской воды на водораздел предусматривалось строительство восьми гидроэлектростанций.

Строительные работы на канале были начаты в конце 1932 г., а в мае 1937 г. строительство было завершено.

Для такого масштабного строительства решено было использовать труд заключенных. За время строительства было выполнено 200 млн м3 земляных работ, уложено порядка 29 млн м3 бетона, а также смонтировано 37,5 тыс. т металлических конструкций.

Основной объем земляных работ был выполнен при сооружении судоходно-водоводного и водопроводного каналов (66,6%) и при разработке котлованов под шлюзы (8,3%). Большой объем земляных работ был сделан также при создании земляных плотин и устройстве пересечений с железными и шоссейными дорогами.

В первые два года средств механизации не хватало. Первые экскаваторы в количестве 26 штук появились на строительстве объекта только в начале 1934 г. Использовались полноповоротные паровые экскаваторы на гусеничном ходу полууниверсального типа марки ППГ-1,5 [1]. Объем ковша составлял 1,0 м3. В 1935 г. на объекте строительства действовала уже 171 единица техника, что значительно расширило объемы земляных работ.

Земляные работы при строительстве канала велись круглый год, кроме наиболее ответственных насыпей, плотин и дамб. Зимой грунт разрыхлялся с помощью взрывов.

По требованиям проекта строители осуществляли сортировку грунта с учетом его фильтрационных свойств, влажности и степени устойчивости на сдвиг. После исследования свойств грунтов и признания их годными производились работы по возведению насыпей. Грунты в насыпях плотин, дамб и других возводимых сооружений тщательным образом уплотняли.

Примерно 160 сооружений на канале имени Москвы было возведено из бетона и железобетона. Наиболее крупными сооружениями, в которые уложено примерно 70% всего бетона, являются шлюзы, плотины, насосные станции и гидроэлектростанции. Дольше других производилась укладка бетона на Иваньковской плотине.

При возведении гидротехнических сооружений высокие требования предъявляются к качеству бетона. Бетон этих сооружений должен быть в обязательном порядке водонепроницаемым, морозоустойчивым и химически стойким. Это гарантирует долговечность возводимых сооружений. По этой причине бетонные работы на строительстве канала имени Москвы строго контролировались.

Большая часть строительных материалов была доставлена по железным дорогам, и только небольшое количество с помощью водного транспорта. Было построено более 200 км железнодорожных путей.

В составе канала различные гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насосные станции и т.д.) представляли собой систему сложнейших механизмов с большим количеством конструкций и изделий [2–5]. Для технического сооружения канала были привлечены крупнейшие индустриальные предприятия страны.

Самого широкого размаха при строительстве канала достигали работы по монтажу металлических конструкций и механизмов. Объем их монтажа составил 37,5 тыс. т.

При оформлении сооружений канала учитывались образцы архитектурных форм классического советского периода.

Для внешней облицовки различных гидротехнических сооружений широко использовали мрамор, а также гранит разных цветов. Здания насосных станций получили архитектурное выражение легкости и стройности.

Была широко распространена архитектура малых форм на таких сооружениях, как заградительные ворота, переправы, дюкеры и т.д. Это, безусловно, оживляло однообразную в некоторых местах линию берегов канала.

В заключение отметим, что строительство канала имени Москвы было по тем временам весьма сложной, но необходимой задачей, благодаря которой сегодня столица не ощущает проблем с водоснабжением и позволяет в дальнейшем расширять свои границы, возводя большое количество нового жилого фонда.

References

1. Beleckiy B.F. Tehnologiya i mehanizaciya stroitel'nogo proizvodstva [Tekst] / B.F. Beleckiy. - Rostov-na-Donu: Feniks. 2004. - 752 s.

2. Orlov E.V. Inzhenernye sistemy zdaniy i sooruzheniy: vodosnabzhenie i vodootvedenie [Tekst] / E.V. Orlov. - M.: Associaciya stroitel'nyh vuzov, 2017. - 218 s.

3. Nikoladze G.I. Vodosnabzhenie [Tekst] / G.I. Nikoladze, M.A. Somov. - M.: Stroyizdat, 1995. - 688 s.

4. Orlov E.V. Vodo- i resursosberezhenie. Zhilye zdaniya kottedzhnyh i dachnyh poselkov [Tekst] / E.V. Orlov // Tehnologii mira. - 2012. - № 10. - S. 35-41.

5. Isaev V.N. Resursosberezhenie v sisteme hozyaystvenno-pit'evogo vodo-provoda [Tekst] / V.N. Isaev, V.A. Chuhin, A.V. Gerasimenko // Santehnika. - 2011. - № 3. - S. 14-17.

Login or Create
* Forgot password?