SOME PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR POLICE OFFICERS IN CROWDED PLACES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problem of psychological preparation and psychological readiness of the personnel of law enforcement bodies to perform operational and official tasks to protect public order and ensure public safety during various public events. The need to develop and introduce new methods of actions or behavior of employees with modeling of non-standard situations, taking into account a specific region, its territorial, economic, national, and social specifics is shown.

Keywords:
psychological preparation, psychological readiness, protection of public order, mass events.
Text

В современном мире в условиях политической и экономической нестабильности, как некогда остро стоит проблема противодействия, таким крайним проявлениям пренебрежения к высшим человеческим ценностям: жизни, здоровью, свободе, как экстремизм и терроризм. Особая роль в указанном противодействии отведена органам внутренних дел, в том числе и при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении различных массовых мероприятий связанных, как правил с собранием большого количество людей в одном месте в одно время, и соответственно являющихся уязвимыми к преступным проявлениям преследующих свои корыстные цели деструктивно настроенных личностей. Данная категория лиц готова пойти на открытое противостояние и противодействие законным действиям сотрудников полиции для достижения своих целей.

В этой связи, представляется необходимым совершенствовать психологическую подготовку сотрудников органов внутренних дел, выполняющих оперативно-служебные задачи в местах массового скопления людей.

В настоящее время пользуется высокой степенью популярности в социальной психологии исследование массовидных психологических феноменов. Вместе с тем, зачастую, речь идет лишь об исследованиях, затрагивающих основные предпосылки возникновения массовидных явлений психики, их виды, тогда как их взаимосвязь с осуществлением полицией своих обязанностей по охране общественного порядка, изучения указанных явлений, проводится недостаточно. Так не в полной степени исследованы некоторые теоретические аспекты необходимости психологического обеспечения деятельности сотрудников полиции в части готовности воздействовать на вышеуказанные деструктивные проявления в психологии масс.

Органы внутренних дел (далее ОВД) в реализации своей основной задачи, установленной:

- Федеральным законом от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», из которого следует, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (ч. 1 ст.1); в качестве одной из основных направлений деятельности полиции, установил: обеспечение правопорядка в общественных местах (п.6 ч.1 ст.2); в пп.5,6 ч.1 ст.12, в качестве обязанностей полиции предусматривает обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а так же обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий [1].

Кроме того, необходимость охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности отражены и в других нормативно-правовых актах Российской Федерации, например, в таких как:

- Стратегия национальной безопасности, которая определила, что «Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе…»[3].

- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, в которой закреплено, что «обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности РФ»[2] не применяют возможности психологических навыков и приемов воздействия на деструктивные процессы возникновения массовидных явлений психики.

Проанализировав нормативно-правовые акты Российской Федерации регламентирующих порядок проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (далее ООП и ООБ) можно прийти к выводу, что в них не закреплены положения о применении возможностей штатной психологической службы, при планировании и проведении массовых мероприятий.

В качестве одного из наиболее опасных явлений возникающей в массах людей, является крайнее проявление такого социально-психологического явления как «религиозный экстремизм».

Возникшие в обществе геополитические, социально-культурные, экономические изменения являются толчком к развитию экстремистских проявлений и террористической угрозы, которые в свою очередь, в ближайшее время могут захлестнуть жизнь современной Российской Федерации.

Проблема борьбы с экстремизмом и терроризмом в настоящий момент приобретает все большую актуальность, так по итогам 2016 года количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности составило 1450 преступлений, что на 9,1% больше аналогичного периода предыдущего года, из их числа сотрудниками ОВД выявлено 899 преступлений, 551 преступление выявлено представителями иных правоохранительных органов. Из 1450 преступлений: 305 составили составы преступлений, предусмотренные статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 19 составов преступлений, предусмотренных статьей 280-1 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), 953 состава преступлений, предусмотренных статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства). По итогам 11 месяцев 2017 года зарегистрировано 1425 преступлений экстремисткой направленности, что на 4,9% больше аналогичного периода прошлого года и тенденция к дальнейшему росту продолжает сохраняться. Из их числа сотрудниками ОВД выявлено 856 преступлений, 569 преступлений выявлено представителями иных правоохранительных органов. Из 1425 преступлений: 295 составили составы преступлений, предусмотренные статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 24 составов преступлений, предусмотренных статьей 280-1 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), 925 состава преступлений, предусмотренных статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Что касается преступлений террористического характера, то по итогам 2016 года их количество составило 2227 преступлений, что на 44,8% больше аналогичного периода предыдущего года, из их числа сотрудниками ОВД выявлено 1417 преступлений, 810 преступление выявлено представителями иных правоохранительных органов. Из 2227 преступлений: 25 составили составы преступлений, предусмотренные статьей 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (террористический акт), 190 составов преступлений, предусмотренных статьей 205-2 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма). По итогам 11 месяцев 2017 года зарегистрировано 1793 преступления террористической направленности, что на 14,4% меньше аналогичного периода прошлого года. Из их числа сотрудниками ОВД выявлено 1050 преступлений, 743 преступлений выявлено представителями иных правоохранительных органов. Из 1793 преступлений: 29 составили составы преступлений, предусмотренные статьей 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (террористический акт), 179 составов преступлений, предусмотренных статьей 205-2 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) [cтатистическая информация предоставлена ГУПЭ МВД России].

Актуальность проблемы межнациональных отношений ежегодно акцентируется и Президентом России В.В. Путиным, в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ, прослеживается она и в директивах МВД России «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Все вышеуказанные факторы обуславливают и подчеркивают актуальность и жизненную необходимость более глубокого изучения и совершенствования психологической подготовки деятельности сотрудников полиции в местах проведения массовых мероприятий.

Проблемами психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД при выполнении им своих обязанностей рассматривались: Абрамцевым В.В., Вахниной В.В., Груничевой Г.А., Ивановой Л.Н., Копыловой Г.К., Котеневым И.О., Кузнецовым Д.Ю., Мальцевой Т. В., Марьиным М.И., Петровым В. Е., Прозоровым А.В., Тумановым В.Д., Хрусталевой Т.А., Цветковой В.Л.

Проблемы профессиональной и групповой деятельности и пригодности к различным видам деятельности рассматривались: Базаркиной И.Н., Бовиным Б.Г., Гримак Л.П., Гуревич П.С. Дикая Л.Г., Донцов Д.А., Марьиным М.И., Мягких Н.И., Петровым В. Е., Сафроновым А. Д., Сенкевич Л.В., Столяренко А.М., Филипенковой Н.Ю.

Проблемы, группы и групповых процессов рассматривали в своих работах Андреева А.Г., Дубовская. Е.М. Кричевский Р.Л., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., Шерковин Ю.А., Яцевич С.П. Профессиональная деятельность в нестандартных ситуациях изучалась Караяни А.Г., Пожидаевым С.Г., Сидоренко Е.В., Смирновым В.Н., Сосниным В.А. Проблемы совместной групповой деятельности исследовались Журавлевым А.Л., Шороховой Е.В., Яноушеком Я. Проблемы масс и толпы достаточно полно представлены в работах Дилигенского Г.Г., Почебут Л.Г., а также ряда психологов, занимающихся политической психологией.

Руководителям территориальных органов внутренних дел необходимо проводить работу по совершенствованию психологического обеспечения личного состава, с целью готовности сотрудников противостоять деструктивным проявлениям макрогрупповой психологии, что окажет положительное влияние на выполнение служебных обязанностей, профилактику правонарушений и преступлений при обеспечении мероприятий с массовым пребыванием граждан.

Освещенная проблема подлежит более глубокому детальному изучению, в силу своей широты, естественно, не может быть полностью освещена в рамках данной статьи, но тем не менее уже на основе указанных данных можно сделать определенные выводы, о том, что психологической подготовки, и как результат психологической готовности личного состава органов внутренних дел привлекаемого к выполнению оперативно-служебных задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при  проведении различных общественных массовых мероприятий, необходимо предавать более серьезное практическое значение.

Личный состав необходимо готовить психологически не только на инструктажах перед заступлением на службу, чем за частую и ограничиваются отдельные руководители, но и с определенной периодичностью, в повседневной деятельности, в том числе в период занятий в рамках морально-психологической подготовки, с привлечением, для этих целей, на постоянной основе представителей штатной психологической службы (психологов), разрабатывать и внедрять в практику новые методики действий или поведения сотрудников с моделированием нестандартных ситуаций, или с учетом конкретного региона, его территориальной, экономической, национальной, социальной особенностей.

References

1. Federal Law of 07.02.2011. №3-FZ "On the Police"

2. The concept of public safety in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on December 14, 2013 No. Pr-2685) // SPS "Consultant Plus"

3. The National Security Strategy of the Russian Federation (approved by the Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015) // SPS "Consultant Plus".


Login or Create
* Forgot password?