21 ноября 2017 г. на 96-м году жизни скончался Филонов Георгий Николаевич – видный деятель российской педагогической науки, академик РАО,  д-р филос. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», советник Президиума РАО.

Георгий Николаевич Филонов относится к той славной когорте подвижников российского образования, для которых педагогическая деятельность составляет высший смысл жизненного существования. Его научная судьба – пример многолетнего добросовестного служения отечественной науке, интересам российского образования и государства. Общий трудовой стаж Георгия Николаевича превышает 73 года, из них более полстолетия – научно-педагогическая деятельность.

Он обладатель 19 государственных наград, в том числе: двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «Знак Почета», медали ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», медали К.Д. Ушинского, нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Он являлся лауреатом премии Президента РФ в области образования за 2003 г. и премии Правительства РФ в области образования за 2013 г. Все свои звания и награды он заслужил бескорыстным трудом и преданностью науке.

Георгий Николаевич родился 18 августа 1922г. в г. Юхнов Калужской области. Принимал участие в сражениях Великой Отечественной войны, в битве на Курской дуге. В 1948–1957 гг. учился и работал в качестве инструктора, лектора, завсектором Калужского обкома партии. В 1961 г. закончил Академию общественных наук в Москве и до 1970 г. работал в аппарате ЦК КПСС.

С 1 июня 1970 г. Георгий Николаевич бессменно, в течение 47 лет, работает в системе Академии педагогических наук (АПН) СССР. В 1970–1982 гг. – директор НИИ общих проблем воспитания. Времена его руководства институтом соратники называют «золотым веком» института, который играл конструктивную роль в осуществлении воспитательного процесса в средних учебных заведениях СССР. Осуществлялись масштабные и практико-ориентированные исследования в сфере воспитания. Затем следовали 13 лет работы в должности главного редактора журнала «Советская педагогика», ныне «Педагогика».

В 1989 г. Г.Н. Филонов был избран Народным депутатом СССР, работал на протяжении 15 лет в составе комиссии ЮНЕСКО по проблемам развития грамотности в мире: Иране, Японии, Индии и др.

С 1993 г. главный научный сотрудник Центра социальной педагогики РАО, член правления АСОПиР (Всероссийской ассоциации социальных педагогов и социальных работников). Г.Н. Филонов разрабатывает проблемы социальной педагогики как самостоятельной отрасли современной педагогической науки, занимается научно-методическим обеспечением различных сфер социальной работы.

В последующие годы Г.Н. Филонов работал академиком-секретарем Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (1983–1991, 2003–2007),  главным научным сотрудником Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ, с 2008 г. – советником Президиума РАО; с 2015 г. – главным научным сотрудником ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Одновременно являлся членом редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Социальная работа», «Воспитание школьников». Во всей этой разнообразной деятельности мощно проявился талант Георгия Николаевича как руководителя (активного, принципиального, восприимчивого к новому), во всей своей полноте выразились его человеческие качества, сочетающие в себе бережное отношение к людям, чуткость, открытость, порядочность.

 

Георгий Николаевич – автор фундаментальных трудов в области методологии и теории воспитания. Им опубликовано более 200 научных работ (монографий, брошюр, пособий, статей), часть из которых издана за рубежом: в Германии, Польше, Болгарии, Монголии, Китае, в изданиях ЮНЕСКО. Важнейшие из них: «Воспитание личности школьника» (1985), «Воспитание гражданина в школе» (1990), «Воспитание в российском обществе: тенденции теории и практики» (2000), «Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития» (2001), «Воспитательный процесс. Методология и стратегия развития» (2012) и др. В последние годы жизни Г.Н. Филонов принимал активное участие в разработке предложений по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.

Под его руководством в разные годы осуществлялись фундаментальные исследования по стратегическим направлениям развития философско-педагогической теории: теоретико-методологический анализ условий и факторов оптимизации современного воспитательного процесса; разработка социально-педагогической теории и ее интеграция в смежных отраслях социальных наук; исследование ресурсов и направленности технологий образовательно-воспитательной деятельности по формированию гражданственности как интегративного качества личности; научно-методическое обеспечение программирования гражданского воспитания в обновленном социуме.

Ряд актуальных начинаний в педагогической науке возник благодаря Георгию Николаевичу, его поддержке, усилиям и твердой позиции: теоретическое и практическое становление социальной педагогики в России, развитие методологии социальной работы, становление гражданского воспитания. Цикл его публикаций в журналах «Педагогика», «Социальная работа», «Воспитание школьников», «Известия Российской академии образования», «Вопросы философии», «Образование в современной школе» по теоретико-методологическим проблемам воспитания как открытой целостной системы отражает общий подход к педагогической науке, основанный на глубоком  философском фундаменте.

Основная стратегия научной биографии ученого – курс на преодоление догматических установок в оценках образовательных явлений и процессов прошлого и настоящего, на развитие диалога с представителями разных философских и педагогических направлений в России, ближнем и дальнем зарубежье. Ей он остался верен до конца.

Светлая память о Георгии Николаевиче, любовь и признательность навсегда останутся в наших сердцах!