TOPICAL ISSUES OF CLUSTER DEVELOPMENT IN THE REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article topical issues of development of clusters in the region are considered. The ways of cluster system formation are presented. The article notes that improving the management of the cluster system determines the innovative nature of the development of the entire Russian economy. Developing the possibilities of using the cluster approach to the organizational and economic development of management functions in modern conditions, we can conclude that a cluster approach can be used to improve the system of property management at the federal, regional and local levels.

Keywords:
property management, property management system, property relations, federal property, subfederal property, cluster.
Text

                 Проблема эффективного управления собственностью сейчас актуальна как никогда. Важно обозначить такие ее аспекты: выявление стратегических интересов управления собственностью на трех уровнях –государственном, региональном и муниципальном; использование собственности для повышения деловой и инвестиционной активности; разработка механизмов для актуализации вопросов управления собственностью малому бизнесу и т.д. Данные вопросы являются центром внимания во многих работах А. Михеева, являющегося специалистом в вопросах управления собственностью как в теоретическом плане (Алексей является автором немалого числа работ по управлению собственностью [2-24]); и практиком, занимающим должность в Комитете по приватизации РФ в Росимуществе.

       Особый интерес в числе его работ применительно к теме статьи имеют такие, как:    «Структура и принципы формирования системы мониторинга региональной собственности», «Функции системы управления собственностью в регионе», «Эффективное управление собственностью как фактор экономического роста региона», «Об оценке эффективности управления собственностью в регионе», «Принципы формирования эффективной системы управления в регионе», «Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки», «Индустриальный кластер как инструмент стратегического управления отраслью»   [9, 13, 15, 16, 17, 19, 20]. А также его новая монография «Управление региональной собственностью и приватизация в России» [1, с. 104]. Управление собственностью и создание специальной системы ее управления в регионе для Алексея Михеева является приоритетной задачей в перспективе экономического роста страны. Поэтому ей он и посвятил свое новое исследование. Мы согласны с исследователем, что для достижения эффективной системы управления собственностью на уровне региона будет способствовать повышению, как активности отношений собственности, так и защите прав собственности [1, с. 122].

        По мнению Михеева, в развитии экономики региона большую роль играют институциональные реформы и отраслевая политика, направленная на создание новых форм организации и кооперации труда. К таким формам относятся кластеры – группы связанных между собой отраслей, комплексы предприятий на базе территориальной концентрации. Кластер способствует улучшению кадрового обеспечения предприятий, создает инфраструктуру для научных исследований и разработок, формирует особую конфигурацию прав собственности, способствует более эффективному управлению ею. Благодаря кластеру формируется особый тип собственности – «на трансферт, перенос технологий из одной области в другую» [13]. Кластерный подход, рассматриваемый ранее автором как стратегическое направление комплексно, остается важным инструментом и при создании системы управления собственности в регионе. Алексей Михеев замечает, что кластеры эффективны в структуре управления при совершенствовании организационных структур, обеспечивая единый, технологически замкнутый процесс производства и реализации продукции: «Кластеризация не обходит стороной ни одну отрасль хозяйственной деятельности экономики страны и является стратегическим фактором устойчивого развития региональных экономик»   [9, с. 34].

        Эффективность кластерного подхода будет зависеть от того, насколько в регионе эффективно применяют меры  прямого и косвенного государственного регулирования отношений собственности. Прямым регулированием в данном случае Михеев называет определение условий доступа тех или иных субъектов к определенным экономическим благам, наделение или признание за конкретным субъектом прав собственности. Например, ограничение прав собственности на землю между федеральным, субфедеральным и местным уровнями публичной власти; ограничение прав иностранных лиц и компаний (в том числе транснациональных) на возможности приобретения ими права собственности или конкретных общественных благ. Косвенное регулирование отношений собственности при создании кластеров подразумевает совокупность управляющих воздействий государства на поведение субъектов прав собственности с помощью  налогового, финансового, экологического и иных видов государственного регулирования экономики [13].    

         Тем не менее, как проанализировал Михеев, несмотря на множество позитивных эффектов для развития экономики и системы управления собственностью, в регионах России не используется в достаточной степени потенциал кластеров. Алексей Михеев предлагает конкретные пути повышения эффективности использования кластерного подхода. В первую очередь, это обучение чиновничьего персонала и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода. Во вторую – создание целостного научно-методического и кадрового обеспечения процессов внедрения и развития кластеров в регионах. В третью, повышение уровней субконтракции и аутсорсинга [13]. Основную работу по пути повышения эффективности использования кластеров исследователь видит в деятельности региональных органов власти. Регионам Михеев предлагает разработать специальные программы развития кластеров, которые должны опираться на детальный анализ экономики региона с привлечением всех заинтересованных сторон. Для этого автор предлагает следующее:

  1. расширить научно-образовательную базу и доступ к государственным НИОКР;
  2. стимулировать кооперацию образования и производства в регионе и на местах;
  3. создать условия для развития инноваций через рост бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон;
  4. включить программы развития кластеров в стратегию развития региона;
  5. обеспечить инфраструктуры кластеров, а именно: бюджетное строительство современных автомобильных дорог, железнодорожных полотен, аэропортов, новых энергетических систем и т.п. А уже сами кластеры способны обеспечить появление нового уровня инфраструктуры в регионе.

     Каковы сами механизмы формирования кластера в регионе, согласно Алексею Михееву? Первое. Это важность наличия (или создание) научных лабораторий в регионах, способных создавать новые технологии, проводить эксперименты и апробирование.

       Второе. Наличие (создание) промышленно-технологических групп, осуществляющих серийное производство определенного вида товаров или группы товаров. Привлечение специалистов для их создания.

       Третье. Деятельность специальных маркетинговых групп, способных анализировать рынок и обеспечить продвижение товара, сформировать устойчивый спрос.

         Четвертое. Стимулирование формирования на основе научно-практического подхода особых управленческих структур, состоящих из трех советов: инвесторов, экспертов и директоров.

         Пятое. Не обходит молчанием А. Михеев и конкретные возможные мероприятия властей по созданию кластеров в регионе. В числе таких мероприятий: создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти в регионе и на федеральном уровне, усилении кооперации и кооперативных форм, стимулирование спроса путем формирования потребительских предпочтений в регионе, поддерживание родственных секторов экономики, поиски путей получения госзаказа. А также создание благоприятных экономических, институциональных, других условий в регионе.

       Шестое. Развитие системы специализированного образования с целью формирования необходимых компетенций в регионе. К сожалению, Алексей не раскрывает механизм выполнения данной задачи. Тем не менее, считаем ее едва ли не ключевой. Экономика образования в настоящее время приобретет все более ключевое значение при реализации программ управления собственностью в том числе [26]. Именно квалифицированные бакалавры и магистры могли бы ее реализовать. Для этого в регионах уже на уровне среднего и начального профессионального образования следует ввести особые программы экономического и юридического характера по обучению основам бизнеса, с практическими занятиями, с построением моделей кластеров. Подобные программы обучения, по нашему мнению, могут создаваться, в том числе в кластерных системах образования (более подробно см. Рябков О.А. – [25]).

          Таким образом, как показал анализ вышеперечисленных работ А. Михеева, создание благоприятных экономических, институциональных и других условий в регионе, а также продуманная политика создания и поддержки кластеров в регионе, может стать действенным инструментом  повышения конкурентоспособности как региона, так и роста экономического благосостояния страны в целом. Все вместе – это действенные инструменты обеспечения устойчивости, стабильности и экономической независимости России в условиях глобализации и роста ТНК.

References

1. Miheev A.A. Upravlenie regional'noy sobstvennost'yu i privatizaciya v Rossii [Tekst] / A.A. Miheev. - M.: INFRA-M, 2017.

2. Miheev A.A. Upravlenie regional'noy sobstvennost'yu v Rossii [Tekst] / A.A. Miheev. - M.: INFRA-M, 2017.

3. Miheev A.A. Vlast' i gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v fokuse rossiyskih privatizacionnyh praktik [Tekst] / A.A. Miheev // Vlast'. - 2016. - № 3. - S. 110-124.

4. Miheev A.A., Vaganov D.A. Dolgosrochnye programmy razvitiya kompaniy s gosudarstvennym uchastiem: predvaritel'nye itogi razrabotki strategicheskih dokumentov s primeneniem klyuchevyh pokazateley effektivnosti [Tekst] / A.A. Miheev, D.A. Vaganov // Zhurnal novoy ekonomicheskoy associacii. - 2015. - № 1 (25). - S. 190-197.

5. Miheev A.A. Korrektirovka podhodov k rasporyazheniyu gosimuschestvom kak odin iz rezervov modernizacii ekonomiki Rossii v usloviyah krizisa [Tekst] / A.A. Miheev // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. -2015. - T. 16. - № 9. - S. 1229-1258.

6. Miheev A.A. Dolgosrochnaya motivaciya chlenov organov upravleniya v kompaniyah s gosudarstvennym uchastiem [Tekst] / A.A. Miheev // Akcionernoe obschestvo: Voprosy korporativnogo upravleniya. - 2015. - № 9. - S. 60.

7. Miheev A.A. Kriterii opredeleniya sposoba privatizacii gosudarstvennoy sobstvennosti v kontekste specifiki sdelok po privatizacii krupneyshih kompaniy s gosudarstvennym uchastiem [Tekst] / A.A. Miheev // Zhurnal novoy ekonomicheskoy associacii. 2015. - № 1 (25). - S. 197-204.

8. Miheev A.A. Social'nye problemy urbanizacii i siti-menedzhment na etape postmoderna [Tekst] / A.A. Miheev // Pravo i upravlenie. XXI vek. - 2015. - № 2 (35). - S. 73-78.

9. Metkin N.P., Miheev A.A. Industrial'nyy klaster kak instrument strategicheskogo upravleniya otrasl'yu [Tekst] / N.P. Metkin, A.A. Miheev // Pravo i upravlenie. XXI vek. - 2014. - № 1 (30). - S. 34-40.

10. Miheev A.A. Razvitie klasterov v regional'nyh ekonomicheskih sistemah: preimuschestva, problemy, puti podderzhki [Tekst] / A.A. Miheev // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2014. - № 3. - S. 355.

11. Miheev A.A. Ekonomiko-pravovye osobennosti privatizacii municipal'nyh unitarnyh predpriyatiy [Tekst] / A.A. Miheev // Sovremennye tendencii razvitiya ekonomiki, upravleniya i prava: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. nauchnyy redaktor: E.V. Kolesnikova. - 2013. - S. 152-159.

12. Miheev A.A. Privlechenie investiciy kak strategicheskaya funkciya razvitiya municipal'nyh obrazovaniy [Tekst] / A.A. Miheev // Gosudarstvo, vlast', upravlenie i pravo: istoriya i sovremennost': Materialy 4-oy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Nauchnyy redaktor: Omel'chenko N.A. Redaktor: Sokolov N.N. - 2013. - S. 104-110.

13. Miheev A.A. Razvitie klasterov v regional'nyh ekonomicheskih sistemah: preimuschestva, problemy, puti podderzhki [Tekst] / A.A. Miheev // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2010. - № 3. - S. 355.

14. Miheev A.A. Metodologiya upravleniya sobstvennost'yu v ekonomicheskoy sisteme regiona [Tekst]: avtoref. dis. d-ra ekon.nauk / A.A. Miheev. - SPb. Sankt-Peterburgskiy gosudarstvenno-ekonomicheskiy un-t, 2009.

15. Miheev A.A. Struktura i principy formirovaniya sistemy monitoringa regional'noy sobstvennosti [Tekst] / A.A. Miheev // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. - 2009. - № 1 (28). - S. 312-315.

16. Miheev A.A. Funkcii sistemy upravleniya sobstvennost'yu v regione [Tekst] / A.A. Miheev // Sovremennyy menedzhment: problemy i perspektivy III nauchno-prakticheskaya konferenciya: tezisy dokladov. 2008. - S. 368-373.

17. Miheev A.A. Effektivnoe upravlenie sobstvennost'yu kak faktor ekonomicheskogo rosta regiona [Tekst] / A.A. Miheev //Sovremennoe ekonomicheskoe i social'noe razvitie: problemy i perspektivy uchenye i specialisty Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti - Peterburgskomu ekonomicheskomu forumu 2008 goda : sb. nauchnyh statey. otv. za vyp. A. N. Asaul. Sankt-Peterburg, 2008. - S. 23-27.

18. Miheev A.A. Ob ocenke effektivnosti upravleniya sobstvennost'yu v regione [Tekst] / A.A. Miheev // Stroitel'nyy kompleks: ekonomika, upravlenie, investicii mezhvuz. sb. nauch. tr.. Yuzh.-Ural. gos. un-t, S.-Peterb. gos. inzhener.-ekon. un-t, Ural. in-t ocenki i marketinga. Sankt-Peterburg, 2008. - S. 301-304.

19. Miheev A.A., Maksimov S.N. Principy formirovaniya effektivnoy sistemy upravleniya v regione [Tekst] / A.A. Miheev, S.N. Maksimov // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. - 2008. - № 1 (20). - S. 64-67.

20. Miheev A.A.Gosudarstvennaya korporaciya kak instrument regional'noy ekonomicheskoy politiki [Tekst] / A.A. Miheev // Ekonomika i upravlenie. - 2008. - № 6. - S. 125-129.

21. Miheev A.A. O metodah upravleniya gosudarstvennym imuschestvom regiona [Tekst] / A.A. Miheev // Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: sb. nauchnyh trudov. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu. Sankt-Peterburg, 2007. - S. 174-178.

22. Miheev A.A. Privatizaciya gosudarstvennyh municipal'nyh predpriyatiy ZhKH [Tekst] / A.A. Miheev // Social'no-ekonomicheskie problemy regional'nogo razvitiya: sb. nauchnyh trudov professorsko-prepodavatel'skogo sostava fakul'teta regional'noy ekonomiki i upravleniya. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy inzhenerno-ekonomicheskiy universitet». Sankt-Peterburg, 2006. - S. 257-265.

23. Miheev A.A. Celi upravleniya gosudarstvennoy sobstvennost'yu [Tekst] /A.A. Miheev //Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. - 2006. - № 4 (13). - S. 386-390.

24. Miheev A.A. Pryamye inostrannye investicii v SShA: regional'naya politika [Tekst]: dis. kand.ekon.nauk / A.A. Miheev. - M., 2003.

25. Ryabkov O.A. Klasternyy podhod k upravleniyu obrazovatel'nymi nekommercheskimi organizaciyami i ocenka ego effektivnosti / O.A. Ryabkov // Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika. - 2015. - №4. - S. 93-98.

26. Titova E.N. Ekonomika obrazovaniya / E.N. Titova // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - 2016. - T. 2. - № 2. - S. 1.

Login or Create
* Forgot password?