THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE INNOVATIVE TECHNOLOGY "FUN DAY OF PRESCHOOLER" ("VEDEDO") IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of the role of the developing cultural and educational subject environment in the development of the linguistic personality of the preschool child, initiative, independent, possessing individual unique features, capable of self-development in the conditions of uncertainty of modern unstable society is given. The experience of solving this problem is presented in the framework of the educational project "Fun Day Preschooler Day". The article was prepared within the framework of the project No. 15-06-10127, supported by the Russian Foundation for Basic Research, "Psychological and pedagogical conditions for the development of the preconditions for literacy in preschool children".

Keywords:
cultural and educational environment, language personality, individualization of education, subject of education, Project "Fun Day of the Preschooler", song as an autodidactical tool, ICT.
Text

Вынесенная на обсуждение Ленского образовательного форума стратегическая инициатива Республики Саха (Якутия) в августе 2016 г. была призвана обеспечить становление компетентной инициативной самостоятельной личности подрастающего человека, способной к саморазвитию, успешной социализации и инкультурации в условиях неопределенности современного нестабильного общества. Решение задачи выстраивания индивидуальной траектории развития учащегося, в том числе дошкольника, как субъекта образовательного процесса (Ф.В. Габышева) [2]. В решении проблемы индивидуализации образования современного дошкольника, его устойчивого развития важное значение придается культурно-образовательной, предметной среде, включая информационно-коммуникативные технологии. Обеспечение субъектной позиции ребенка в образовательном процессе при этом невозможно при сохранении традиционной лидирующей позиции взрослого [5]. Авторами образовательного проекта «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») разработана инновационная технология разностороннего развития дошкольника с приоритетом речевого и художественно-эстетического развития, воспитания компетентной, самостоятельной, инициативной языковой личности, способной к саморазвитию. В апробации технологии принимали участие дошкольные организации ряда регионов РФ, в том числе Республики Саха (Якутия) (5 ДОУ МУУО мэрии г. Якутска и трех Улусов, которые изучают и знакомят детей с якутской, эвенской, эвенкийской, чукотской, русской и юкагирской культурой). В технологии «ВеДеДо» содержание образования задается через специально написанные композитором С.С. Коренблитом веселые песни о разных сторонах жизни детворы (игры, занятия, режим дня, познавательная деятельность и др.) на стихи поэтов классиков и современных детских поэтов. Песни снабжены художественными иллюстрациями и методическими советами о том, как организовать их восприятие и разнообразную творческую деятельность, сотворчество, общение взрослого (педагога, родителя, родственника) и ребенка (детей). Песня, являясь компонентом культурно-образовательной среды, выступает как своеобразное автодидактическое средство. Она «протаскивает» в сознание и подсознание разнообразную вербальную, познавательную, эмоциональную информацию, действует как сгусток энергии на соматику, физиологию, эмоциональный статус через ритм, метр, интонацию. Художественные образы иллюстраций, разнообразные предметы, материалы, игрушки, наряды, задействованные в процессе освоения и присвоения содержания песни, также имеют значение компонентов предметной развивающей среды. Они мотивируют ребенка, пробуждают интерес, эмоции, непроизвольную ориентировочно-исследовательскую активность. Стимулируют творчество в игре, общении, речевой и продуктивной (изобразительной, конструктивной, театрализованной, музыкальной) деятельности, разнообразные пластические этюды, танцевальные и музыкальные импровизации. Песня, звучащая на досуге, вне непосредственно образовательной деятельности, также выступает как автодидактическое средство, вызывая образные и вербальные ассоциации, побуждая к активности, взаимодействию со взрослым и сверстниками, диалогу. Пособия содержат богатейший кладезь произведений высокой русской словесности. Но язык – это тот феномен, который живет только в речевом взаимодействии хотя бы двух партнеров. Восприятие стихов требует наличия чтеца. При использовании ИКТ, звукозаписей, взрослый делегирует свою роль партнера песне, и стих становится компонентом языковой среды, которая также выступает в роли автодидактического средства. Существует порочная практика оставлять ребенка наедине с телевизором, когда ИКТ становится ребенку и другом, и партнером по общению, и даже наделяется статусом любимого существа, его можно погладить и обнять. Использование песен проекта «ВеДеДо» как автодидактических средств имеет совершенно другой смысл. Песня побуждает ребенка к творческой активности, и тот вовлекает в свою деятельность взрослого. Но это взаимодействие происходит по инициативе и свободному выбору дошкольника. Он ведущий, лидер, организатор, находится в субъектной позиции, занят «управленческой деятельностью», как пошутил Даниил Борисович Эльконин, а взрослый – ведомый, выполняет поручения, ту роль, которую ему доверили, определили дети. Отношения дошкольника со взрослым в семье в процессе домашней образовательной деятельности на основе комплектов проекта «ВеДеДо» получают содержательную основу, практическую осмысленность, которые помогают установлению и поддержанию психологического здоровья, положительного эмоционального микроклимата, духа искренности и взаимопонимания между партнерами. И этот вклад в экологию семьи не менее важен, чем выполнение семьей образовательной функции. Личностное развитие и развитие индивидуальности маленького человека – взаимосвязанные линии, не отделимые от социального, коллективистического начала в человеке. Лев Семенович Выготский писал, что высшие психические функции ребенка первоначально были реальными отношениями между людьми [1]. Функции опосредствованы знаками языка. А язык – как подчеркивает Юрий Михайлович Лотман, – это всегда коллектив. Язык – продукт деятельности коллектива людей и существует только в их взаимодействии [4]. Когда ребенок взаимодействует с тем или иным автодидактическим средством (матрешкой, пирамидкой, пазлами, волчком и т.п.), это социальное коллективистическое начало завуалировано: взрослый находит способы воздействия на деятельность и ментальность ребенка через сконструированный по его замыслу предмет, орудие. Как показал Петр Яковлевич Гальперин на примере использования ложки, на самом предмете не написано, как им надо действовать [3]. Функциональному использованию орудия учит маленького человека взрослый. А затем наступает этап, когда ребенок использует предмет самостоятельно, и тот может уже чему-то научить и без Учителя. Таким образом, отвечая на вопрос, вынесенный на обсуждение в нашей дискуссии – «Образовательная среда: условия или "третий учитель"»? – можно ответить: Учит Учитель Словом, опосредствующим деятельность ребенка – совместную со взрослым, со сверстником, индивидуальную, – в том числе через деятельность с автодидактическими средствами как артефактами педагогической и этнической культуры, социокультурной среды. В проекте «ВеДеДо» доказано мощное влияние Песни как автодидактического средства, элемента развивающей среды, синтетического вида искусства (синтеза поэтического слова и музыки) – на развитие языковой личности дошкольника – самостоятельной, инициативной, творческой, с индивидуальными неповторимыми чертами, способной к саморазвитию. Этот результат получен на широком контингенте участников опытной педагогической деятельности, в том числе в ДОО РС (Я). Перспективным представляется начатый нами поиск путей использования в образовательном процессе ДОО ИКТ – музыкальных мультипликационных фильмов, вводящих дошкольника в мир письменной речи, развивающих звуковую аналитико-синтетическую деятельность как предпосылку грамотности при ознакомлении с буквами алфавита. Созданные при поддержке РГНФ первые мультфильмы из этой серии успешно проходят апробацию в ряде детских садов Москвы, Удмуртии, Псковской области, Республики Саха (Якутия).

References

1. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy, t. 3. Problemy razvitiya psihiki / Pod red. A.M. Matyushkina. - M.: Pedagogika, 1983. - 365 s.

2. Gabysheva F.V. K probleme razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya // Problemy formirovaniya klyuchevyh kompetentnostey v doshkol'nom vozraste: Sbornik tezisov nauchno-prakticheskoy konferencii. - Yakutsk: MO RS (Ya), 2002. - S. 7-9.

3. Gal'perin P.Ya. Lekcii po psihologii. - 4-e izd. - M.: AST: KDU, 2007. - 400 s.

4. Lotman Yu.M. Besedy o russkoy kul'ture: Byt i tradicii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka). - SPb: Azbuka, 2016. - 544 s.

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.11.2013 № 1155.

Login or Create
* Forgot password?