DEVELOPMENT OF THE CREATIVE HERITAGE OF I.YA. LERNER IN MODERN DIDACTICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The Institute for Strategy of Development of Education of the Russian Academy of Education with the assistance of the Vladimir State University named after Alexander Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovykhs and the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovskiy has held the International scientific and theoretical conference "Contents and methods of the renewed education: development of the creative heritage of I.Ya. Lerner" (supported by a grant of the Russian Federal Property Fund – the project No. 17-06-14117). There was an interested discussion of various problems of didactics at the conference; the speakers turned to the creative heritage of the outstanding teacher I.Ya. Lerner, having considered the development of his ideas by students and followers, which is not only incomplete, but is now becoming more active, meeting the challenges of time.

Keywords:
I.Ya. Lerner, didactics, culturological theory of content of education, training methods, experience of creative activity, emotional and valuable relation to the world.
Text

3 апреля 2017 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого-дидакта, педагога, теоретика образования Исаака Яковлевича Лернера. Этому событию была посвящена Международная научно-теоретическая конференция «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера» (поддержанная грантом РФФИ – проект № 17-06-14117). Организатором конференции выступил Институт стратегии развития образования Российской академии образования при участии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых и Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

 Конференция проходила в несколько этапов.

10 октября 2017 г. обсуждались острые проблемы дидактики в ходе дискуссионной площадки «Дидактическое наследие И.Я. Лернера в новых контекстах образования XXI века», которая была организована во  Владимирском государственном университете им. А.Г.и Н.Г. Столетовых.

11 октября 2017 г. в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского прошел круглый стол «Формирование творческой личности: развитие идей И.Я. Лернера о проблемном обучении и задачном подходе в современных инновационных практиках», на котором выступил главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования, д-р пед. наук, профессор Ю.Б. Алиев, автор дидактической концепции художественного образования, много лет работавший вместе с И.Я. Лернером, а также коллеги из Калужского университета Р.К. Сережникова, Н.А. Исаева, М.А. Заборина, Ю.В. Свободина.

12 октября 2017 г. в Институте стратегии развития образования РАО прошло пленарное заседание и заседание секций Международной конференции. Открыла пленарное заседание и вела его директор института, член-корреспондент РАО, д-р филос. наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова, которая отметила важность данной конференции, ее направленность не только на сохранение творческого наследия Исаака Яковлевича, но и его развитие, разработку новых научных положений, основанных на специфике современности и современного образовательного пространства. Светлана Вениаминовна обратила внимание на инициативу проведения конференции со стороны Института стратегии развития образования РАО: «Исаак Яковлевич принадлежит истории сразу двух институтов Академии педагогических наук СССР, правопреемниками которых мы являемся: Института общего и политехнического образования, где он работал с 1959 по 1970 гг., и Института общей педагогики, где Исаак Яковлевич проработал с 1970 года до последних дней своей жизни в 1996 году… В плодотворные 80-е годы им был обобщен его практический опыт, глубоко осмыслены проблемы дидактики и предложены новые, «прорывные» теоретические положения, которые были им – преподавателем-практиком, посвятившим всю жизнь образованию, – представлены в теоретическом аспекте, но в ракурсе, дающем возможность для введения в практику» [1, с. 7].

 На пленарном заседании выступили дети И.Я. Лернера – канд. пед. наук, профессор Московского института открытого образования Георгий Исаакович Лернер и канд. пед. наук, учитель Европейской гимназии Елена Исааковна Лернер, замечательные педагоги и ученые. В своих выступлениях они показали, как идеи их отца работают сегодня. Георгий Исаакович сказал: «Имя Исаака Яковлевича Лернера широко известно в педагогических научных кругах, в учительской среде. Нет практически ни одной диссертации по педагогике, в которой не было бы ссылок на его работы. Он вместе с М.Н. Скаткиным и В.В. Краевским создал дидактическую теорию, которая до сих пор остается никем не опровергнутой. … Каждый учитель, внимательно изучивший работы этих дидактов, … может сконструировать урок, может организовать познавательную деятельность учащихся по своему учебному предмету в разных формах. Работы отца по дидактической системе методов обучения и содержанию образования, по развитию мышления учащихся на уроках … значительно опередили и свое время, и появление череды стандартов образования» [2, с.11].

Выступление главного научного сотрудника Института стратегии развития образования, д-ра пед. наук, профессора Я.С. Турбовского называлось «И.Я. Лернер – гражданин и выдающийся исследователь». Слушая Якова Семеновича Турбовского, участники конференции еще раз убедились, насколько значимо творческое наследие И.Я. Лернера, насколько нравственно велик ученый.

Заведующая лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования, д-р пед. наук И.М. Осмоловская выступила как руководитель научной школы «Дидактика общего образования» М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева, показав, как развиваются идеи основоположников научной школы.

Научным коллективом под руководством В.В. Краевского и И.Я. Лернера  в 70-е годы ХХ в. была разработана теория содержания общего среднего образования, которая позже была названа культурологической. В этой теории два основных звена: а) уровневый принцип отбора содержания образования, которое сначала отбирается на уровне общего теоретического представления, затем на уровне учебных предметов, и, наконец, на уровне учебного материала; б) представление о содержании образования как педагогически адаптированном социальном опыте, имеющем 4-х компонентную структуру: «1) совокупность знаний о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности; 3) опыт творческой деятельности, воплощенный в особых интеллектуальных процедурах, не поддающихся представлению в виде предварительной,  т.е. до осуществления творческого акта, до решения проблем, регулируемой системы действий; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, ставшей объектом или средством деятельности, т.е. вошедшей в сферу объектов, с которыми человек в той или иной форме вступает во взаимодействие» [3, с. 146–147].

Развивая идеи основоположников научной школы «Дидактика общего образования», ученики и последователи И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина исследовали процесс отбора содержания образования на уровне общего теоретического представления. Было установлено, что в разных дидактических подходах (традиционном «знаниевом», деятельностном, компетентностном, личностно ориентированном) этот процесс протекает по-разному. Для того чтобы характеризовать его емко и лаконично, подчеркивая различие дидактических подходов, был введен термин «предметность». На уровне общего теоретического представления содержания образования,  как указывается в культурологической концепции его отбора, происходит педагогическая интерпретация социального заказа, для выявления механизма которой категория «предметность» имеет инструментальное значение.

Предметность акцентирует актуальные в настоящее время аспекты культуры, а также ведущие идеи дидактического подхода, на которые необходимо опираться при конструировании содержания образования. На уровне общего теоретического представления формируется проект, замысел содержания образования, и центральным его звеном является предметность. В каждом дидактическом подходе, определяя процесс отбора содержания образования на уровне общего теоретического представления, на остальных уровнях  предметность не исчезает, она конкретизируется, определенным образом реализуется [4].

Представители научной школы продолжили развитие идей И.Я. Лернера об учебных предметах, уточнив определение, расширив типологию; учебниках, рассмотрев дидактические характеристики электронных учебников; методах обучения и технологиях, выделив признаки перспективных методов и технологий; творческом развитии личности.

В своем выступлении И.М. Осмоловская подчеркнула, что, готовясь к проведению конференции, она еще раз обратилась к трудам И.Я. Лернера и утвердилась в мысли, что они необычайно современны. В них есть ответы на вопросы, стоящие перед дидактикой сегодня. Главное – уметь их увидеть.

Сейчас много спорят, есть ли кризис в дидактике. А вот как на этот вопрос отвечал И.Я. Лернер:  «Следует отметить главное, что может идти речь о "кризисе" школы, социальных условий, сопряженных со школой, но нет кризиса дидактики, нет кризиса теории воспитывающего и развивающего обучения. Мы подчеркиваем – теории, ибо она за последние полстолетия развивается в нужном направлении. И если часть вопросов не разработана дидактикой, то это говорит не о ее кризисе, а об уровне развивающихся научных знаний» [5, с.10].

Продолжая линию развития культурологической теории формирования содержания образования в трудах последователей И.Я. Лернера, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, профессор Московского государственного областного университета, д-р пед. наук, профессор Л.М. Перминова осветила идеи бинарно-интегративной концепции содержания образования, разработанной ею, и позволяющей осуществить интеграцию идей культурологической теории и инвариантно-деятельностной, разработанной В.С. Ледневым. Отметив, что до сих пор культурологическая теория не стала полноценным инструментом в массовой практике, Л.М. Перминова привела примеры ее целостного применения в некоторых гимназиях и школах для решения стоящих перед образованием задач.

Различные аспекты развития идей И.Я. Лернера осветили в своих выступлениях коллеги из регионов. Заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета, д-р пед. наук, профессор Н.А. Асташова проанализировала свой опыт подготовки студентов педагогического института к реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования, рассказав о творческих заданиях педагогической олимпиады, ежегодно проводимой в университете, работе студенческого музыкального клуба «Музыка в мире – мир музыки», круглых столов о творчестве выдающихся педагогов.  Профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, д-р пед. наук, доцент Н.С. Макарова выступила с докладом «Проектирование учебных дисциплин в высшей школе на основе культурологической концепции содержания образования», тем самым показав развитие культурологической теории применительно к сфере высшего образования. Связь теории и практики ярко прослеживалась в выступлении доцента Калужского государственного университета, д-ра пед. наук Н.А. Исаевой на тему «Компетентностная задача по русскому языку как средство формирования творческой личности в новых условиях обучения».

О том, как проходили этапы международной конференции в г. Владимире и г. Калуге, рассказали заведующая кафедрой педагогики Владимирского государственного университета, д-р пед. наук, профессор Е.Н. Селиверстова и профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета, д-р пед. наук, профессор Р.К. Сережникова.

Секционные заседания «Теоретическое наследие И.Я. Лернера в развитии дидактики», «И.Я. Лернер о формировании творческой личности. Эмоционально-ценностный компонент содержания образования», «Процесс обучения в условиях информационно-образовательной среды. Требования к современному учителю» позволили развернуть дискуссии по актуальным проблемам дидактики, поставить вопросы, есть ли кризис в дидактике, почему творческое наследие И.Я. Лернера не реализуется в полной мере в практике, что должна исследовать дидактика, какие необходимо выделить приоритеты. Дискуссия продолжилась и при подведении итогов конференции.

Так, модератор одной из секций, ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики, д-р пед. наук М.В. Кларин, подводя итоги работы секции, привел вызовы, на которые дидактика не откликается: недоверие к школьному обучению со стороны родителей, потеря учителем монополии на информацию, падение мотивации учащихся, формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к миру, но не к себе. Именно это, по его мнению, и есть проявление кризиса дидактики.

Все участники отметили важность таких встреч, содержательность конференции, дискуссионный накал.

На конференции было принято решение осуществить подготовку и публикацию наиболее значимых трудов И.Я. Лернера.

Был выпущен сборник научных трудов конференции в 2-х томах, в котором опубликованы научные труды ученых из Белгорода, Брянска, Владивостока, Владимира, Калуги, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Орла, Петрозаводска, Рязани, Санкт-Петербурга, Твери, Хабаровска, Ярославля, а  также из Белоруссии (Витебска, Минска), Молдовы (Тирасполя). Все материалы, присланные на конференцию, очень содержательны, актуальны, что еще раз подчеркивает современность и своевременность идей И.Я. Лернера, которые дают стимул педагогам работать над совершенствованием образовательного процесса, профессионально самореализоваться и успешно готовить новое поколение учителей.

References

1. Ivanova S.V. Legacy I.Ya. Lerner in the problem field of modern didactics // Contents and methods of renewing education: the development of the creative heritage I.Ya. Lerner: Collection of scientific papers of the International Scientific and Theoretical Conference, dedicated to the 100th anniversary of the birth of I.Ya. Lerner (October 10-12, 2017). In 2 volumes. T.1. - Moscow: FGBICU "Institute of the Strategy for the Development of Education of RAO", 2017. - 312 p. (in Russian).

2. Lerner GI, Lerner EI Memoirs about the father // Domestic and foreign pedagogics. 2017. Vol. 1, No. 3 (39). C.8-18 (in Russian).

3. Theoretical foundations of the content of general secondary education / Ed. V.V. Krayevsky, I.Ya. Lerner. - Moscow: Pedagogika, 1983. - 352 p. (in Russian).

4. The subject of teaching in the school educational process: monograph / Ed. E.O. Ivanova, I.M. Osmolovskaya. - Moscow: FGNU ITIP RAO, 2012. - 382 p. (in Russian).

5. Lerner I.Ya. The philosophy of didactics and didactics as a philosophy. - M., 1995 (in Russian).

Login or Create
* Forgot password?