Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article is devoted to the analysis of some theoretical and methodological problems of the study of facial expressions and gestures as an emotional manifestation. The social significance of this problem is that the study of facial expressions, gestures and emotions will help to better understand the nature of the origin of these formations, the mechanisms of their interrelation with each other and with the surrounding world, the principles and laws of their interaction, which will allow developing systems for better understanding of nonverbal information, and thus increase the effectiveness of communication.
psychology, emotions, mimicry, facial expression.
Эмоции и их невербальные средства проявления занимают значительную долю при коммуникациях.Коммуникации между людьми или общение представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между двумя людьми, между одним человеком и группой, между группами людей. В основе общения лежит потребность в совместной деятельности и состоит из, как минимум, трех компонентов: непосредственно обменов вербальной и невербальной информацией, обменом действий, а также восприятием и пониманием партнера. Именно к последнему компоненту эмоции, мимика и жесты имеют непосредственное отношение. Это обусловлено тем, что язык, как вербальное средство отличается значительной гибкостью и большими возможностями для интерпретации сообщений. Дополнение вербального сообщения невербальной информацией позволяют партнерам лучше понимать смысл и содержание слов, а также внутреннее состояние партнера.
Социальная значимость данной проблематики состоит в том, что исследование мимики, жестов и эмоций, поможет лучше понять природу происхождения этих образований, механизмы их взаимосвязи между собой и с окружающим миром, принципы и законы их взаимодействия, что позволит разработать системы для лучшего понимания невербальной информации, а значит повысить эффективность общения.
Исследованием мимики в разное время занимались И. Энгель, Ч. Белл, В. Вундт; Ч. Дарвин (обосновал животное происхождение выражения эмоций); Г. Спенсер, Т. Рибо; Д. Уотсон (писал о врожденности базовых эмоций); Н.Н. Ладыгина-Котс (изучала схожесть мимических выражений у детей и шимпанзе); Э. Крепилин, И.Л. Сикорский, И.П. Ковалевский (исследовали значимость мимических изменений в медицинской практике). Наиболее весомый вклад в исследовании мимики сделали: М.Н. Русалова (1970), А. Диттмен (1972), П. Экман, У. Фризен (1973), С. Томкинс (1976), К. Изард (1980), А.А. Бодалев (1981), Г.Шварц (1982), В.А. Лабунская (1986) и многие другие.Эмоций изучали: Р, Декарт, Ч. Дарвин, З. Фрейд, У. Джеймс, К. Ланге, Т. Дембо, Л.С. Выготский, В. М. Мясищев, И.П. Павлов, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Ю.А. Макаренко, Г.Х. Шингаров, П. Экман, К. Изард, Е.П. Ильин, Д. Уотсон, Г. Шварц и многие другие.
Мимика и жесты относятся к невербальным средствам общения. Невербалика – это та информация, которую человек получает без участия слов. К ней относят всю ту информацию, получаемую от органов чувств (слух, зрение, осязание, вкус, обоняние), а также те более сложные психологические инструменты, возникающие на основе взаимодействия разных анализаторов [6]. К вербальным же средствам общения относят все то, что связано с речью, т.е. та информация, которая передается словами.
В процессе общения человек использует до 65% невербальных средств для передачи сообщения. Мимика и жесты способны передать те эмоции, которые испытывает человек, а слова сообщают конкретные факты. Причем, именно мимика позволяет нам наилучшим образом передать наше эмоциональное состояние, тогда как жесты дополняют сообщение, но также могут выражать наше внутреннее состояние.
Чарлз Дарвин (1809-1882) был первый, кто определил мимику лица, как биологически целесообразное образование, складывающееся в ходе эволюции [3, C.3-24]. Объясняя определенные выражения лица, Ч. Дарвин связывал их с неким явлением или объектом окружающей среды. Например, пренебрежение и отвращение преимущественно связаны с едой, отсюда, наиболее характерными движениями являются движения мышц вокруг рта.
Из представлений Ч. Дарвина о мимических выражениях, как эволюционного образования можно сделать основной вывод, к которому в своих исследованиях пришел и сам автор, что выражения эмоций в целом у животных и у людей одинакова. Однако, если мимика у животных и людей может различаться из-за особенностей строения головы, то у людей мимические выражения одинаковы не зависимо от расы, национальности, возраста, жизненного опыта, вероисповедания и других характеристик.
Данное утверждение было подтверждено исследованиями, проводимыми независимо друг от друга Полом Экманом (род. 1934) и Кэролом Элисом Изардом (род. 1923) во второй половине 60-х годов XX столетия. В частности П. Экман демонстрировал фотографии людям из пяти стран – Аргентина, Бразилия, США, Чили, Япония и просил оценить, что за эмоция изображена. Результаты исследования опровергли предположения П. Экмана о том, что выражения лица специфичны для каждой культуры как язык. Однако, тогда возникло предположении, что респонденты могли усвоить данные мимические выражения под влиянием массовой культуры. Для придания исследованию большей объективности было проведено повторный опрос респондентов, но уже не из современной культуры, а сохранившей культуру каменного века. П. Экман отправился в Новую Гвинею и опросил местных туземцев, которые не были знакомы с современной культурой. Повторное исследование подтвердило гипотезу о том, что выражения чувств и эмоций универсальны для всех людей, не зависимо от их индивидуальных и личностных характеристик [7, c.20-26].
Последующая работа исследователей была направлена на то, чтобы выявить базовые элементы мимического выражения каждой конкретной эмоции. О том, что именно происходит с лицом при ощущении той или иной эмоции писал еще Ч. Дарвин. Например, касательно гнева и негодования он писал «рот в этом состоянии обыкновенно бывает сжат, а лоб почти всегда нахмурен» [3, c.227]. П. Экман отмечает, что во время гнева люди опускают и сводят вместе брови. При сильном гневе губы человека разжаты, а челюсть выдвинута вперед [7, c.174]. К. Изард так описывает гневное выражение лица: «брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины» [4, c.250].
Опираясь на подобные описания мимических выражений соответствующих определенным эмоциям можно составить мимические признаки каждой из экспрессии. БарабнщиковВладимир Александрович (род. 1949) с коллегами называет их экзонами. Выделенныеэкзоны представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Экзоны выражения базовых эмоций в состоянии лица [1, c.71]
Эмоция |
Экзоны |
Удивление |
|
Страх |
|
Отвращение |
|
Радость |
|
Горе |
|
Гнев |
|
Если следовать предположению Ч. Дарвина о том, что выражение эмоций обусловлено эволюцией, то можно предположить, что задача у этого образования заключается в передаче внутреннего состояния субъекта другим членам общества. Т.е. через вербальные средства, в том числе и через мимику, человек или животное общается с другими субъектами. Однако, не смотря на то, что мимические выражения универсальны, можно предположить, что они не всегда верно оцениваются. Различные исследования и в частности те, которые были проведены Барабанщиковым В.А. показали, что точность распознавания мимического выражения зависит от модальности эмоции и типа лица натурщика. Наиболее точно определяются базовые эмоции: гнев, грусть, отвращение, радость, спокойствие, страх, удивление.Их точность составляет примерно 70%. Смешенные эмоциональные состояния распознаются в несколько раз хуже – 16% правильных ответов. При этом, ошибки испытуемыми были совершены, предположительно, в ситуациях когда:
- демонстрируемая экспрессия нетипичная для практики повседневного общения;
- присутствует рассогласованность отдельных выражений с представлениями о личности их демонстрирующих;
- остается неизменными внешние характеристики воспринимаемого объекта (угол зрение, положение головы, прическа и т.д.).
Данные результаты говорят о том, что мимические выражения не только универсальны для всех людей, не зависимо от национальности, расы, пола, культурного образования и т.д., но также легко воспринимаются и довольно точно оцениваются не зависимо от индивидуальных и личностных особенностей человека.
Результаты всех описанных исследований, того что мимические выражения универсальны и люди воспринимают их довольно точно подводят к проблеме выявления механизмов восприятия экспрессии лица. Сложность идентификации эмоций обусловлена тремя факторами [1, c.124]:модальностью;плотностью экзонов;локализацией экзонов.
Проще всего человеку идентифицировать то мимическое выражение, которое имеет целостное выражение экспрессии. В ситуациях, когда экспрессия выражена не целостно, то наибольшие затруднения вызывают те выражения лица, где необходимо идентифицировать области лба или бровей [2]. Наиболее легко происходит идентификация по глазам и в нижней части лица. Однако, идентификация тем точнее, чем резче и интенсивнее выражено мимическое проявление. При этом, каждая эмоция имеет наиболее выразительные черты, как минимум, в одной зоне лица, и они являются основной информационной опор в процессе идентификации выражения.
Однако, мимические выражения, как и многие другие сферы и навыки человека, могут изменяться под воздействием окружающей среды. Существую, так сказать, определенные правила выражения эмоций. Эти правила усваиваются с опытом и их применение не всегда обусловлено сознанием. В процессе развития и воспитания человек познает, что существуют некие культурные предписанные правила выражения эмоций, а также человек самостоятельно вырабатывает собственные правила, основанные на своих потребностях или требованиях окружающей среды. Так, например, усваивается, что некоторые мимические выражения «естественны» для одной обстановки, но для другой не подходят. Иногда, выражения лица могут свидетельствовать о статусе или роли человека в обществе. На одну и туже ситуацию, в зависимости от контекста мы можем реагировать различными мимическими экспрессиями. Зачастую, наши собственные правила по выражению эмоций через мимику могут противоречить ситуации и в этом случае могут возникнуть ошибки коммуникации. Именно этим объясняется предположение о том, что выражение эмоций уникально для различных культур и народов [5, c.343].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что различия в мимических проявлениях, не смотря на то, что их основа одинакова для всех людей, зависит и изменяется под воздействием впечатлений от внешних явлений и внутренних переживаний. Например, некоторые люди обладают сильно подвижной мимикой, которая может свидетельствовать об оживленности субъекта. Такие люди легко возбуждаются от внешних раздражителей, и возбудимость может достигать маниакальных размеров.Малоподвижная мимика наоборот, указывает на постоянство психических процессов и эмоционального состояния. У такого человека настроение устойчиво и редко изменяется. Подобная мимика вызывает ассоциации о том, что человек спокоен, постоянен, рассудителен, надежен и уравновешен.
Стоить отметить, что сильно подвижная и малоподвижная мимика могут быть постоянной чертой личности, а могут преобладать, как свойство, в зависимости от актуального состояния субъекта. Например, эмоциональный человек, обладающий обычно подвижной и выраженной мимикой, находящийся в настоящий момент в подавленном настроении или депрессии, может обрести малоподвижную и невыразительную мимику. В этом случае мимика обретает монотонность и редко сменяет свою форму. И наоборот, человек обычно спокойный и не отличающийся выразительной мимикой, в периоды сильного возбуждения может демонстрировать очень выразительное лицо.
П. Экман выделяет маскировочные выражения или микромимику.Особенность микромимических выражений в том, что они проступают на лице, во-первых, на очень короткое время, обычно не более четверти секунду, а во-вторых, они не поддаются сознательному контролю. Исследователи объясняют эти микровыражения, как результат подавления бессознательных эмоций [7, c.93].
Однако, дальнейшие исследования показали, что микровыражения проявляются не только тогда, когда человек не осознает свои эмоции, но и в том случае, если он пытается скрыть свои настоящие эмоции. Однако, в этом случае возможны появления так называемых смазанных выражений. Человек успевает осознать появление у себя на лице определенного мимического выражения и пытается его скрыть при помощи другого выражения лица. Смазанные выражения лица длятся несколько дольше, чем микровыражения, однако они не являются завершенными, цельными, в связи с чем возможны ошибки при идентификации такого выражения лица.
Из определения того, что человек может сознательно изменить свое выражение лица мы подходим к тому, что мимика, это не всегда именно автоматическая реакция на испытываемую эмоцию. Известно, что человек может изобразить на своем лице определенное выражение. Например, он может улыбнуться, хотя на самом деле не испытывает радости, или он может изобразить гнев нахмурив брови. Следовательно, обеспечивается мышцами лица, а именно мимическими мышцами. Эти мышцы преимущественно расположены в области лица и зачастую они совместно функционируют с жевательными мышцами. Так как эти мышцы располагаются непосредственно под кожей, то их сокращение приводит к движению кожи и образованию складок и морщин, за счет чего лицу и придается то или иное выражение.
Если попытаться управлять конкретными мышцами лица, то можно выявить, что некоторые мышцы легко поддаются сознательному воздействию, иные же управляются сложнее. Например, очень тяжело произвольно опустить уголки рта вниз, не двигая при этом подбородком. Однако, подобное действие происходит само собой в ситуациях когда человек испытывает грусть, печаль или горе [7, c.96].
Таким образом, мимика человека, это сложное образование обоснованное эволюционной необходимостью, обеспечивающее коммуникативное воздействие. Мимические выражения универсальны для всех людей, при этом под влиянием социальной среды, сознательно может изменяться мимика в определенных ситуациях. Помимо сознательного воздействия на мимику, человек демонстрирует микровыражения, которые тяжело поддаются контролю и проявляются в ситуациях, когда человек старается скрыть свои истинные эмоции.
1. Barabanshchikov V.A. Ekspressii litsa i ikh vospriyatie [Expression of the face and their perception]. - Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences" Publ., 2012. - 341 p.
2. Volov V.V. The phenomenon of facial expression in psychology // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestn. Tom. state. University]. 2014. #388. pp. 211-218. (in Russia).
3. Darwin Ch. O vyrazhenii emotsiy u cheloveka i zhivotnykh [On the expression of emotions in humans and animals] - St. Petersburg: Peter Publ., 2001. - 384 p.
4. Izard. K.E. Psikhologiya emotsiy [Psychology of emotions] / K.E. Izard. - St. Petersburg: Peter Publ., 2006. - 464 p .
5. Maltseva T.V. Psikhologiya: uchebnoe posobie + Dopolnitel'nye materialy [Psychology: a tutorial + Additional materials] (Electronic resource; URL: http: // www.znanium.com) / Moscow, 2017.
6. Nepp M. Neverbal'noe obshchenie. Polnoe rukovodstvo [Non-verbal communication. Complete Guide] / M. Nepp, J. Hall. - SPb .: Prime-EVROZNAK Publ., 2007. - 512 p.
7. Chernetskaya N., Terentyeva N. Why do people lie? // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education]. 2008. № 3 pp.57-63. (in Russia).
8. Ekman P. Psikhologiya lzhi [Psychology of lies] - St. Petersburg: Peter Publ., 2008. - 272 p .