Belgorod, Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
The application of the principles of project management in the Executive authorities and state authorities of the Belgorod region is regulated by regional legal acts. Very important for the implementation of project management in the region is the creation of automated information system "Project management". The studies found that the implementation of project management in the government of the Belgorod region led to the emergence of a significant effect for the entire regional social-economic system. The article highlights the success factors in the implementation of project management in the government of the region.
project management, information system project management project management in the Belgorod region, infrastructure security project management, project office
Белгородская область является одним из субъектов Российской Федерации, где практика проектного управления получила наибольшее распространение. Началом внедрения проектного управления в Белгородской области считается 2010 год. В настоящее время, на 2017 год, в проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных образования области [3].
Успешному развитию проектного управления в Белгородской области способствует создание соответствующего нормативно-правового и институционального обеспечения.
В Белгородской области сформировалась развитая нормативно-правовая среда, регламентирующая использование проектного управления. Основные нормативно-правовые акты по нашей тематике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие использование проектного управления
№ |
Вид нормативно- правового акта |
Дата принятия |
№ документа |
Название |
1 |
Постановление правительства Белгородской области |
31 мая 2010 года |
№ 202-пп |
«Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» |
2 |
Распоряжение Губернатора Белгородской области |
22 ноября 2012 года |
№ 794 |
«Об утверждении регламента администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области»
|
3 |
Распоряжение Губернатора Белгородской области |
22 июня 2012 года |
№ 408-р |
«Об утверждении порядка определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов» |
4 |
Распоряжение Губернатора Белгородской области |
29 апреля 2011 года |
№ 279-р |
«О создании отраслевых экспертных комиссий по рассмотрению проектов» |
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области является уполномоченным органом Белгородской области по разработке и внедрению системы управления проектами на территории региона [2]. Основным исполнителем – отдел организации проектного управления, который называется «проектный офис».
В Белгородской области при каждом органе государственной исполнительной власти создана специализированная инфраструктура для поддержки и обеспечения проектного управления: отраслевые экспертные комиссии (они принимают решение об открытии и закрытии проектов). В регионе функционирует межведомственная комиссия, которая принимает решение о премировании участников завершенных проектов.
Любой человек может стать инициатором проекта. Для этого нужно оформить инициативную заявку, направить ее в Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области, где она в обязательном порядке регистрируется в ПУВП РИАС «Электронное Правительство Белгородской области» [7], к которой подключены все органы исполнительной власти как на региональном, так и на муниципальных уровнях. Затем в ходе прохождения определённой процедуры и согласования в региональных и муниципальных органах власти и отраслевых экспертных комиссиях принимается решение о целесообразности её реализации. Если идея оказывается интересна, то её инициатор приглашается для разработки проекта и в дальнейшем в той или иной форме участвует в её реализации. От органа власти области назначается куратор проекта, осуществляющий организационное сопровождение и мониторинг реализации проекта.
Управление проектами состоит из четырех этапов [8]:
- инициация;
- планирование;
- реализация;
- закрытие.
Этап инициации, описанный выше, заканчивается утверждением паспорта проекта. На этапе планирования осуществляется подбор специалистов, которые будут заняты в реализации проекта, а также готовится план управления проектом, включающий календарное планирование, бюджет, перечень контрольных событий, риски, способы коммуникации и т.п. Этот этап завершается утверждением плана управления проектом. Этап реализации проекта включает в себя выполнение работ; двухуровневый контроль (руководителем и администратором проекта; лицом, уполномоченным экспертной комиссией по рассмотрению проектов); внесение изменений в документы проекта или осуществление корректирующих действий в ходе реализации проекта. Завершается этап утверждением итогового отчета о реализации проекта. На завершающей стадии Экспертной комиссией по рассмотрению проектов принимается решение о закрытии проекта с соответствующим статусом его реализации («проект реализован успешно без отклонений», "проект реализован успешно с незначительными отклонениями", "проект реализован успешно со значительными отклонениями", "проект не реализован, ресурсы сохранены", "проект не реализован, ресурсы потеряны").
Важный момент при внедрении проектного подхода в органы исполнительной власти – возможность увязать результативность деятельности госслужащих с их материальным и нематериальным (присвоение рангов в области проектного управления, формирование конкурентной среди проектного управления в органах власти путем проведения различных конкурсов и т.п.) стимулированием.
Обобщенные результаты проектной деятельности в Белгородской области, по данным Департамента внутренней и кадровой политики, выглядят следующим образом. На текущей момент в проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных образования области; более 50% всех государственных и муниципальных служащих, из которых более 800 государственных и 1500 муниципальных прошли обучение проектному управлению. Общее количество зарегистрированных проектов составляет более 3100, из них 2000 – завершенных, 800 – в реализации, 300 – в разработке; 2/3 всех проектов составляют муниципальные, 1/3 – региональные [3]. Вся информация по проектам хранится в автоматизированной информационной системе, которая называется «Проектное управление».
Информационная система «Проектное управление» предназначена для:
- ведения реестра (базы) проектов;
- календарного и бюджетного планирования проектов;
- мониторинга реализации региональных и муниципальных проектов;
- распределения полномочий и ответственности членов команды проектов;
- управления изменениями проектов;
- создания системы оповещений о наступающих и наступивших событиях по проектам;
- проектного документооборота;
- автоматизированной аналитической отчетности;
-интеграции с электронным Правительством Белгородской области.
Таким образом, изучение опыта Белгородской области позволяет утверждать, что факторами успеха внедрения проектного управления в органах власти региона являются:
- Хороший уровень поддержки применения принципов проектного управления со стороны высшего должностного лица Белгородской области (губернатора Белгородской области).
- Четкое определение органа власти, ответственного за внедрение проектного управления.
- Включение в единую базу проектного управления всех органов государственной и муниципальной власти Белгородской области.
- Активное вовлечение сотрудников в проектную деятельность.
- Профессиональное обучение сотрудников проектному управлению.
- Создание экспертных комиссий по отбору проектов для реализации.
- Построение системы контроля «от исполнителя проекта до руководителя органа власти».
- Оперативное информирование руководителей о ходе внедрения проектного управления.
- Формальная система проектного управления (проектная документация, регламенты, инструкции).
- Наличие современной технологической поддержки проектной деятельности в виде автоматизированной информационной системы «Проектное управление».
- Проведение мотивационной политики.
Последний фактор успеха внедрения проектного управления в органах власти региона заключается в материальном стимулировании государственных и муниципальных служащих, успешно завершивших реализацию проекта. Как было сказано выше, в области сформирован премиальный фонд. Также мотивационная политика выражается в присвоении государственным служащим рангов в области проектного управления.
Существующая организация проектного управления позволила Белгородской области повысить эффективность деятельности органов государственной и муниципальной власти, достигнув при этом положительного экономического (снижение административных барьеров, повышение инвестиционной привлекательности региона), социального (участие граждан в инициации и реализации проектов, повышение открытости и прозрачности деятельности органов власти) и управленческого (формирование проектного мышления у государственных и муниципальных служащих) эффекта.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что проектное управление – это неотъемлемая часть современного бизнес-пространства, и изучение его основ необходимо для грамотного принятия управленческих решений на уровне государства.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 16-36-00408 мол_а
1. Ob utverzhdenii Metodicheskih reko-mendaciy po vnedreniyu proektnogo upravle-niya v organah ispolnitel'noy vlasti: Raspo-ryazhenie Minekonomrazvitiya Rossii ot 14.04.2014 № 26R-AU [Elektronnyy resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'-tantPlyus» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162120/ Konsul'tantPlyus (data obra-scheniya 25.07.2017)
2. Protokol zasedaniya Soveta po vnedre-niyu proektnogo upravleniya v federal'nyh organah ispolnitel'noy vlasti i organah gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiy-skoy Federacii ot 17 iyunya 2014 g. [elek-tronnyy resurs] // Sayt Ministerstva ekono-micheskogo razvitiya RF Rezhim dostupa-URL:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/ activity (data obrascheniya 25.07.2017)
3. Anichin V.L., Seredina O.A. Proekt-noe upravlenie v Belgorodskoy oblasti: teo-riya i praktika // Vestnik Kurskoy gosudar-stvennoy sel'skohozyaystvennoy akademii. 2016. № 6. S. 14-16.
4. Butenko A. Napravleniya i perspekti-vy razvitiya elektronnogo gosudarstvennogo upravleniya v sovremennoy Rossii // Vlast'. 2009. № 3. S. 82-84.
5. Dement'ev V.V. Proektnoe upravlenie v sisteme strategicheskogo upravleniya // Byudzhet 2016. №9. C. 32-35. Tochka dostupa URL:http://bujet.ru/article/200687.php (data ob-rascheniya 25.07.2017)
6. Zarenkov V.A. Upravlenie proektami. Ucheb. posobie. 2-e izd. M.: Izd-vo ASV ; SPb.: SPbGASU, 2006. 312 s.
7. Nosko B.P. Elektronnoe pravitel'-stvo kak instrument provedeniya administra-tivnoy reformy na regional'nom urovne // Segodnya i zavtra rossiyskoy ekonomiki. 2016. № 35. C. 109-117.
8. Razu M.L. Upravlenie proektom. Os-novy proektnogo upravleniya. M.: KNORUS, 2007. 768 s.
9. Safonova O.N., Anchihrov E.A. Vned-renie proektnogo upravleniya v ispolnitel'-nyh organah gosudarstvennoy vlasti kak me-hanizm effektivnogo upravleniya resursami // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tehni-ke, prirode i obschestve. 2015. № 2 (14). S. 58-67.
10. Titoren-ko G.A. Informacionnye tehnologii uprav-leniya. M.: YuNITI-DATA, 2015. 296 s.
11. Hotinskaya G.I. Informacion-nye tehnologii upravleniya. M.: MESI, 2013. 128 s.
12. Shafeeva Yu.I., Bykova N.N. Sistema elektronnogo dokumentooborota v organah gosudarstvennoy vlasti // Molodoy uchenyy. 2015.
13. Shestopalov P.L. Vygody i vozmozhnosti proektnogo upravleniya v orga-nah gosudarstvennoy vlasti. M., 2015. 26 s.
14. Yur'eva T.V. Proektnyy podhod kak instrument realizacii strategicheskih celey // Ekonomicheskie nauki. 2014. № 11 (120). S. 7-10. №23. S. 78-81.
15. A Guide to the Project Manage-ment Body of Knowledge (PMBOK® Guide) - Fifth Edition [Electronic resource]. Available at : http://www.pmi.org