Russian Federation
The article considers state of the operating system of the agricultural insurance. Its strengths and weaknesses are marked. The conclusion is made that agricultural insurance not guaranteeing of agricultural commodity producers due insurance protection, not promoting the stabilization of productive-economic activity and financial situation and as a consequence holding back of the branch. The measures on improvement of agricultural insurance systemare suggested.
agricultural insurance, state support, improvement.
Страхование – важнейший и необходимый элемент обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, а вместе с ними и всего аграрного сектора экономики.
С 2012 г. началось формирование новой системы государственной поддержки в сфере страхования сельскохозяйственных рисков в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 21 июля 2011 г. № 260-ФЗ, другими нормативными правовыми актами в области сельскохозяйственного страхования [1].
В качестве положительных черт действующей системы агрострахования можно назвать следующие:
– широкий спектр страхуемых культур в растениеводстве;
– наличие страхования животных;
– предоставление субсидии в размере 50% для уплаты страховой премии;
– отмена с 2015 г. требования софинансирования страховых премий из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
– создание стабилизационного резерва за счет средств, неиспользованных в текущем году, с накоплением их для компенсации затрат по выплатам ущербов будущих лет;
– формирование фонда компенсационных выплат на случай разорения отдельных страховщиков и невозможности выполнения ими своих обязательств.
Несмотря на проделанную в последние годы работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, наблюдается отрицательная динамика показателей, характеризующих ее состояние. Из 85 субъектов РФ в программе страхования с господдержкой в области растениеводства в 2015 г. приняли участие 56 регионов (90,3% к 2014 г. и 93,3% к 2012 г.) [3, с. 15].
Положение на рынке сельскохозяйственного страхования за период 2010–2015 гг. представлено в табл. [2, с. 9].
Таблица
Страхование урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой в Российской Федерации
Показатели |
Годы |
2015 г. к 2014 г., %, п.п. |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Число организаций, заключивших договоры страхования, ед. |
3919 |
4452 |
5145 |
4663 |
5827 |
2751 |
48,0 |
Удельный вес посевной площади застрахованных культур, % |
12,4 |
20,1 |
18,5 |
16,3 |
17,7 |
10,9 |
-6,8 п.п. |
Число страховых организаций, ед. |
49 |
54 |
36 |
42 |
44 |
43 |
98,0 |
Страховая сумма, млн руб. |
87983 |
136573 |
175473 |
183152 |
212584 |
155707 |
74,0 |
Сумма уплаченной страховой премии, млн руб. |
8805,8 |
13735,9 |
9699,9 |
10653,0 |
12265,2 |
8709,7 |
71,0 |
Субсидии, перечисленные из консолидированного бюджета, млн руб. |
4311,2 |
6014,7 |
4873,0 |
5256,0 |
6033,1 |
4278,7 |
71,0 |
Доля фактической компенсации уплаченной страховой премии, % |
48,8 |
42,4 |
49,8 |
49,3 |
49,2 |
49,1 |
-0,1 п.п. |
Страховое возмещение, млн руб. |
6392,4 |
3865,4 |
2181,5 |
1454,5 |
1561,1 |
1072,9 |
69,0 |
Тоже по отношению: к страховой премии, % |
72,5 |
28,0 |
22,5 |
13,7 |
12,7 |
12,3 |
-0,4 п.п. |
к заявленным убыткам, % |
н.д. |
73,6 |
57,6 |
40,9 |
68,7 |
70,3 |
+1,6 п.п |
Из табл. видно, что удельный вес посевной площади сельскохозяйственных культур по договорам страхования с господдержкой, принятым на субсидирование в 2015 г., составил лишь 10,9% всех посевных площадей по сравнению с 17,7% годом ранее. А по предварительным данным за 2016 г. он сократился почти вдвое. При том, что в США доля застрахованных посевов достигла 70%.
Число организаций, принявших участие в страховании, уменьшилось вдвое, в том числе сельхозорганизаций – на 42,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств – на 62,4% по сравнению с 2014 г.
Доля страховых выплат к объему страховой премии составила лишь 12,3% при нормативе 80%. При этом она сокращается на протяжении всего исследуемого периода.
В области животноводства количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших договоры страхования сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой, уменьшилось на 34,4% по сравнению с 2014 г., а количество заключенных договоров на 29,5% [3, с. 15].
Приведенные данные свидетельствуют о кризисном состоянии системы агрострахования с государственной поддержкой.
На наш взгляд, главными причинами такой низкой эффективности действующей модели агрострахования являются следующие:
1) принятая концепция, предусматривающая порог утраты урожая при выплате страхового возмещения до 25% в 2015 г. и до 20% в 2016 г.;
2) отсутствие защиты от обычных рисков недобора урожая;
3) отсутствие научно обоснованного методического подхода к расчету страховых тарифов (базой для их определения служат не актуарные расчеты, основанные на статистике реальных ущербов от воздействия рисков, сложившейся за определенный период наблюдения, а возможности бюджета в субсидировании страховых премий);
3) низкий уровень страховых выплат, превращающийся в источник недоверия аграриев к страхованию;
4) недостаточный контроль государством реализации программ страхования с господдержкой;
5) узость линейки страховых продуктов;
6) отсутствие страхования доходов, а также системы перестрахования аграрных рисков;
7) сложность и длительность получения страховых выплат.
В связи с фактическим отсутствием системы комплексной страховой защиты сельхозпредприятий в нашей стране назрела необходимость совершенствования государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков. На наш взгляд, стратегической целью аграрной политики государства должно быть становление эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обеспечивающей предоставление доступных для подавляющей части сельхозтоваропроизводителей услуг по страхованию и комплексную защиту сельхозпроизводства от основных рисков.
В сфере совершенствования системы сельскохозяйственного страхования целесообразно принять следующие меры:
1. Внести изменения в концепцию страхования урожая с господдержкой в направлении защиты не только от особо опасных (катастрофических) природных явлений, но и от частичной утраты (недобора) урожая, установив порог утраты урожая, с которого случай признается страховым, на уровне 5–10%, что позволит увеличить число получателей страховых выплат, повысить эффективность страховой защиты посевов и посадок многолетних насаждений (а в дальнейшем обеспечить возможность самостоятельного выбора приемлемой для страхователей доли покрытия риска (франшизы) при покупке страхового продукта)).
2. Дифференцировать уровень субсидирования страховой премии по регионам страны в случае, если затраты на страхование устойчиво формируются на более высоком уровне, чем средние по России. Для них целесообразно определить более высокую планку субсидирования, чем установленная Федеральным законом (50%). Для регионов страны, находящихся в неблагоприятных погодных условиях, а также по объектам страхования, имеющим стратегическое значение для развития АПК страны, просубсидированная часть страховой премии может быть увеличена до 60%, а в отдельных случаях до 80–100%.
3. Разработать и утвердить ряд методических материалов:
– по расчету страховых тарифов, обеспечивающих объективную оценку рисков (ущербов); сегодня в роли тарифов выступают ставки субсидирования, основанные на возможностях бюджета, а не статистике реальных ущербов за продолжительный период наблюдения;
– расчету страхового возмещения в целях его обязательного применения страховыми компаниями для обеспечения прозрачности выплат;
– определению потребности в бюджетных субсидиях, где должны быть учтены реальные тарифы.
4. Развивать страхование доходов сельхозтоваропроизводителей, которое предполагает возмещение потерь от падения цен в случае получения высокого урожая.
5. Модернизировать стабилизационный резерв в направлении придания ему накопительной функции, что расширит возможности страховщиков в защите от катастрофических рисков и сократит нагрузку на бюджет.
6. Учредить государственную перестраховочную компанию, располагающую соответствующими объемами перестраховочных фондов.
7. Диверсифицировать страховые продукты в сельскохозяйственном страховании.
В сфере совершенствования системы страхования сельскохозяйственных животных с господдержкой рекомендуется:
– пересмотреть сложившуюся концепцию страхования в направлении защиты не только от особо опасных природных явлений, но и от обычных болезней животных;
– разработать методические материалы, аналогичные представленным выше;
– повысить планки субсидирования свыше установленных законом 50% при страховании таких стратегически важных групп животных, как племенное маточное поголовье КРС, свиньи, родительские и прародительские стада племенных кур в племенных хозяйствах.
Перечисленные направления совершенствования рынка агрострахования будут способствовать увеличению доли площади застрахованных культур в общем объеме посевных площадей до 40%, развитию рынка страхования сельскохозяйственных животных, повышению страховых выплат сельхозтоваропроизводителям по отношению к страховой премии до законодательно утвержденного уровня – 80%.
Данные действия призваны модернизировать механизм сельскохозяйственного страхования в России и построить эффективную, прозрачную, работоспособную систему в интересах обеспечения экономической устойчивости национального сельского хозяйства и большей доступности страхования для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Задача модернизации системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой предполагает сделать сельскохозяйственное страхование популярным и эффективным инструментом, обеспечивающим снижение рисков в аграрном производстве и повышающим финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей.
1. O gosudarstvennoy podderzhke v sfere sel'skohozyaystvennogo strahovaniya i o vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O razvitii sel'skogo hozyaystva»: feder. zakon Ros. Federacii ot 25 iyulya 2011 g. № 260-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federacii 11 iyulya 2011 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 13 iyulya 2011 g. Elektronnyy resurs // Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. Altuhov A.I. Sovershenstvovanie organizacionno-ekonomicheskogo mehanizma ustoychivogo razvitiya agropromyshlennogo proizvodstva [Tekst] / A.I. Altuhov // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. - 2016. - № 7. - S. 2-11.
3. Bratcev V. Razvitie agrostrahovaniya v sovremennyh usloviyah [Tekst] / V. Bratcev // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. - 2017. - № 3. - S. 14-17.