TECHNOLOGY LESSON IN ELEMENTARY SCHOOL: ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Rubrics: REVIEW
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the following issues: the implementation of competence and activity approaches in the context of implementation in the lessons of "Technology": building a lesson, forms, methods, methods of work.

Keywords:
competence and activity approaches, intersubject integration, structural elements of the lesson, Traditions and innovations in teaching, modern pedagogical technologies, Federal State Educational Standard of Primary Education, a modern vision of the learning process.
Text

В пособии [22] представлена общая характеристика учебного предмета «Технология» в контексте требований стандартов II поколения, отличающихся реализацией компетентностного и деятельностного подходов в образовании.

Практика реализации ФГОС НОО показывает, что учителя затрудняются в понимании педагогических инноваций, нахождении целесообразного равновесия в традиционных и новационных подходах к структурированию урока, нахождению оптимальных для каждого этапа урока путей и средств организации работы учащихся, обеспечивающих интенсивность образовательного воздействия [2; 14]. Раскрыть сущность обозначенных проблем и помочь их решению на уроках «Технологии» – назначение данного пособия.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов (специалистам, бакалаврам, магистрам) и учащихся педагогических колледжей, и может использоваться в целях организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины; для учителей начальных классов общеобразовательных школ, учителей технологии 5–9-х классов; для слушателей курсов Институтов развития образования (повышения квалификации учителей).

Материалы пособия направлены на формирование у учителя современного видения процесса обучения на уроках «Технологии», построение урока, формы работы на уроке. На освоение современных методов, приемов и подходов, и их применение в системе, основываясь на современных научных экспериментальных данных.

Учебное пособие включает 8 разделов и приложение:

  1. Общая характеристика учебного предмета «Технология».
  2. Психолого-педагогическая готовность младших школьников к трудовому обучению.
  3. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса.
  4. Организация коллективных творческих дел на уроках «Технология» в начальной школе.
  5. Решение проектных задач на уроках «Технология» в начальной школе.
  6. Специфика и организация проектной деятельности младших школьников на уроках «Технология».
  7. Система учебно-творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников на занятиях художественно-творческой деятельностью (уроки ИЗО, Технологии, внеурочная деятельность) [15; 18; 19].
  8. Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов на уроках «Технология» в начальных классах [3; 6].

Начальная школа заинтересована в создании такой системы обучения и воспитания, где доминирующей будет познавательная творческая деятельность учащихся, и закладываются основы, определяющие его успешное продвижение на всех последующих этапах обучения. Компетентностный урок выдвигает на первое место не информированность ученика (усвоение суммы знаний, которое выработало человечество), а способность организовывать свою деятельность.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным. Он находит свое воплощение в конструировании и реализации урока «Технология» – гибкой формы организации обучения, обеспечивающей активную и плановую учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на решение поставленных задач.

Практико-ориентированная направленность содержания «Технологии» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика [21]. Его можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках, активного использования МПС, межпредметной интеграции (изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение, математика с целью создания у школьников единой картины рассмат­риваемого явления), что, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Занятия продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности при условии, что они отвечают возрастным особенностям психического развития младших школьников, особенно детей 6–7 лет. Это и неумение ясно и полно представить себе результат труда (прогнозирование результатов), и неустойчивость замысла, и неустойчивости интереса к отсроченному результату работы, и слабость произвольного внимания и т.п.

Основное внимание в пособии уделено описанию организационно-методического обеспечения учебного процесса. Именно на уроке осуществляется основное целенаправленное воз­действие на личность ребенка. От того, насколько грамот­но будет продуман и организован урок, зависит реализа­ция поставленных в учебной дисциплине образовательно-воспитательных задач [16].

Главным направлением педагогических инноваций стал переход от репродуктивных методов обучения, когда знания и умения передаются детям в готовом виде, к активным и творческим методам, направленным на то, чтобы побуждать детей к поиску новых знаний и помогать им искать ответы на их собственные вопросы. Но здесь уместно отметить и достоинства традиционного обучения, от которых не следует отказываться (систематический характер обучения, логически спланированная передача знаний от учителя к учащимся, организационная четкость и пр.) и недостатки, которые следует учитывать и исправлять (однообразие форм, методов обучения и общения, субъектно-объектные отношения «учитель – ученик», ориентация на большой объем домашнего задания, интеллектуальное иждивенчество учащихся из-за привычки получать готовое, отсутствие ориентации на индивидуальность ученика, чаще всего усредненный подход учителя, пассивность учащихся и пр.).

В рамках строго отведенного учеб­ного времени учителю приходится находить оптимальные для каждого этапа урока пути и средства организации работы учащихся, обеспечивающие наибольшую интенсивность образовательного воздействия. На основе анализа литературы и обобщения прак­тического опыта учителей подробно представлена примерная структура урока, которую можно изменять в зависимости от его типа, выбранных методов работы, содержания урока, уровня развития детей, их количества в классе, учебно-материальной базы школы. Моделируя урок, следует учитывать ряд положений (они представлены в пособии), определяющих урок как современный [10; 16; 17; 20].

В пособии достаточно подробно и вариативно описано содержание структурных элементов урока «Технология». Сформулированы учебные задачи и показатели их выполнения на каждом этапе. Практико-ориентированная направленность пособия поддерживается включением достаточно большого количества конкретных примеров.

Условием развития познавательной активности, инициативности, любознательности учащихся является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания (исследовательские и логические): наблюдения, опыты, сравнения, анализ, классификация, обобщение, учебный диалог, логические и творческие задачи, и другие активные формы и методы познавательных универсальных учебных действий. Поэтому в пособии уделено внимание методике проведения опытов и наблюдений за свойствами изучаемых материалов и инструментов, и сформулированы рекомендации к постановке опытов, рассмотрены конкретные примеры [17].

Практика реализации ФГОС НОО показывает, что учителя довольно часто не различают такие понятия, как «КТД», «проектная задача», «проектная деятельность». Раскрыть сущность обозначенных понятий, раскрыть их дидактическую ценность на уроках «Технологии» в начальных классах – одна из задач пособия.  На практических примерах показана методика постепенного освоения таких видов деятельности на уроках «Технология».  

Организация коллективных творческих дел является одним из условий развития познавательной активности младших школьников. Структура КТД определена шестью этапами коллективного творчества. Представлены основные виды коллективной деятельности, методы и приемы организации. Рассмотрены конкретные примеры.

Одна из основных задач «Технологии» – создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия [11; 12; 13]. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать личностные качества (аккуратность, внимательность и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией, осваивать элементарные приемы работы на компьютере, знакомит с деятельностью человека в разных сферах деятельности: естественнонаучной и художественно-эстетической. Учитывая, что исследовательская деятельность свое ведущее место занимает в основной школе, в начальной школе метод проектов используется зачастую в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Выявляется сущность метода проектов, дается краткая характеристика современных моделей проектной деятельности и анализируются педагогические условия ее организации в начальной школе.

Для организации полноценной проектной деятельности с младшими школьниками следует ввести пропедевтические занятия, которые позволят им постепенно освоить новый для них вид деятельности. Для этого определены начальные этапы освоения и осмысления школьниками проектной деятельности.

Предложена система учебно-творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников на занятиях художественно-творческой деятельностью (включая уроки Технологии, ИЗО, внеурочную деятельность) [1; 4; 9].

Материалы пособия позволят изучить возможность организации и введения современных педагогических технологий (приемы кластер, ключевые слова, верные и неверные утверждения и др.) на урок «Технология» в начальной школе.

В пособии представлены примеры заданий, тестов для текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов на уроках «Технология». Это поможет учителю в разработке контрольно-измерительных материалов по разным УМК и разделам программы [5; 7; 8].

Представлены примерные варианты конспектов уроков «Технология».

Схема анализа урока «Технология» поможет и студентам, и учителям осуществлять оценку и самооценку, что является неотъемлемой частью деятельности педагога, работающего по ФГОС НОО.

References

1. Alekseenko EV Improving the efficiency of hudozhestvenno-technological education of younger schoolchildren in the process of mastering folk art \ Successive innovative technologies in the system "Children. Garden-school-university ". Mat. All-Russia. Scientific-practical. Conf. Ed. Doc. Ped. Sciences. Prof. D.M. Mallaeva. 2009. P.311-115 (in Russian).

2. Alekseenko E.V. Implementation of the Federal State Educational Standard of the second generation. On the basis of the educational and methodological set "School of Russia". \\ Elementary School, No. 9. M. 2009. - P. 22 (in Russian).

3. Alekseenko EV, Antonova Yu.N. My house is my fortress \\ Primary School, Moscow, 2008, №6, p.58-65 (in Russian).

4. Alekseenko EV The art of wooden architecture in technology lessons in primary school \\ Primary School, Moscow, 2009, N 10, p.58-64 (in Russian).

5. Alekseenko EV School of Russia. The concept and programs for primary classes. In 2 parts. Part 2. M. Education, 2009. 207 pp. (In co-authorship) (in Russian).

6. Alekseenko E.V. Practical work of students in the manufacture of products at the lessons of technology in primary classes. \ Pedagogy of art as a new direction in the regional cultural and educational space: materials of the II Inter-regional Bakushinsky pedagogical readings. Belgorod: Publishing house BelRIPKPS, 2009. Part1.Belgorod, 2009. C.9-14 (in Russian).

7. Alekseenko E.V. School of Russia. The concept and programs for primary classes. M. Education, 2010. pp. 56-129. (In co-authorship) (in Russian).

8. Alekseenko E.V. To the issue of choosing CMM in fine arts and technology in the context of new educational standards. Pedagogy of art as a new direction in the regional cultural and educational space: materials of the Inter-regional Bakushinsky pedagogical readings. Belgorod: Publishing house BelRIPKPS, 2010. From 24-27 (in Russian).

9. Alekseenko E.V. Fine art and thin. Work: program and thematic planning. M. Enlightenment. 2010. 94 p. (In co-authorship) (in Russian).

10. Alekseenko EV Preparation and conduct of technology lessons in primary school. Teaching-methodical manual for students and young professionals. Orel, 2010. 75 p. (in Russian).

11. Alekseenko E.V. Functions and tasks of an exemplary technology program in the context of new educational standards. All-Russian scientific-practical conference: Psychological-pedagogical and methodological support of the educational process. Makhachkala, 2012. - P. 78-84 (in Russian).

12. Alekseenko E.V. Modern requirements for technology lessons in primary school: methodical recommendations \ ed. 4-e-Orel: BOU OO DPO (PC) C "Orel Institute of Teacher Improvement." Eagle, 2013. 104 p. (in Russian).

13. Alekseenko EV Technology lesson in primary school: modern requirements for organization and conduct: educational and methodological manual educational-methodological manual / EV Alekseenko. -6 th ed., Add.- Eagle: BOC of the Oryol region. Add. Prof. Education (qualification improvement) of the specialists of the "OIUU", 2014. - 144 p. (in Russian).

14. Alekseenko E.V. On the issue of the individual strategy of artistic and technological education in the context of GEF NEO. New opportunities for the development of junior schoolchildren on the path to the implementation of the GEF NEO of the new generation. Materials of the regional scientific-practical conference. BOUOIPPO (PC) With "OIUU". Eagle, 2014 (in Russian).

15. Alekseenko E.V. Theory and technology of artistic processing of natural materials: compositions on the plane and in the volume: the educational-methodical manual [Text] \ Orel, 2013. 230p. (in Russian).

16. Alekseenko EV Structural units of the lesson of technology: the features of the organization of the beginning of the lesson. \\ M., Primary School. № 12, 2013. - p.72-76 (in Russian).

17. Alekseenko EV Structural units of the technology lesson: preparing students for the upcoming practical work. \\ Elementary School, 2014, No. 2 p. 41-47 (in Russian).

18. Alekseenko E.V. Theory and technology of artistic processing of paper: compositions on the plane and in the volume: educational-methodical manual [Text] \ E.V. Alekseenko. -6 th ed., Add.- Eagle BOUOIDPO (PC) With "OIUU", 2014. -308 p. (in Russian).

19. Alekseenko E.V. Theory and technology of artistic processing of plastic materials: compositions on the plane and in the volume [Text]: BFU of the Orel region DPO (PC) C »OIUU», 2015.-356 p. (in Russian).

20. Alekseenko EV Technology lesson in elementary school and methodological commentary on it. \\ M., Elementary School, No. 12-2015. - P. 61-67 (in Russian).

21. Alekseenko EV Integrative character of "Technology" as the basis for achieving the planned results in the intellectual and practical activities of junior schoolchildren (in-school and off-hour) Russia and the Crimea: vectors of interaction and cooperation in the domestic educational space: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Belgorod. 2015: 2 tons. T. 1 / - Belgorod, OOO "GIC", 2015. - P.42-47 (in Russian).

22. Alekseenko EV Theory and technology of artistic processing of textile materials: compositions on the plane and in the volume: educational-methodical manual [Text] \ Orel, IRO, 2016, 260 p. (in Russian).

Login or Create
* Forgot password?