THE AESTHETIC ASPECT OF THE LANGUAGE PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL PROJECT "FUN DAY FOR PRESCHOOLERS€� (€�VEDEDO")
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article explains one of possible ways of development of a language personality of a preschooler in the artistic-aesthetic aspect. Presents the conceptual principles of the educational project "Fun day for preschoolers” (“Vededo"), which provides a subjective position of the child in education, the development of the poetic function of language through its inclusion in the pedagogical process of the song and interrelated types of independent activities.

Keywords:
linguistic personality, artistic and aesthetic development, the poetic function of language, the Partial program "Fun day for preschoolers” (“Vededo").
Text

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил в качестве одного из приоритетов художественно-эстетическое развитие дошкольника в разнообразных видах творческой деятельности, обеспечение ребенку статуса субъекта в образовательном процессе, индивидуализации образования [1]. В свете этих требований возрастает роль эстетического аспекта в воспитании языковой личности дошкольника в единстве структурно-семантического, лингво-когнитивного (тезаурус) и мотивационного уровней при порождении речевого высказывания, текста. Свободы проявления индивидуальности, эмоциональности, духовности в самом широком понимании (Ю.Н. Караулов, К.Ф. Седов, А.М. Шахнарович) [2].

Сохранение и преумножение богатства русского языка, высокой поэтической словесности в современной кризисной для языка ситуации катастрофического снижения культуры разговорной речи должно являться целью и ведущим направлением в воспитании языковой личности дошкольника [3].

Поэтическая функция языка – направленность на сообщение как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого – аспект коммуникации, усиливающий «осязаемость знаков», – в речевом развитии дошкольника взаимосвязан, а порой и слит с металингвистической функцией и составляет вместе с ней фундамент лингвистического развития ребенка (Р.О. Якобсон [4]). Данная функция проявляется в повседневном общении, спонтанном речевом и словесном творчестве, игровой деятельности дошкольника [5].

Развитие языковой личности – «спонтанейный» (А.В. Запорожец) процесс, осуществляющийся во взаимосвязи обучения в зоне ближайшего развития и самодеятельной детской активности, спонтанных играх и занятиях по выбору, по инициативе детей. Механизмом саморазвития языковой личности в эстетическом аспекте является создание развивающей культурно-образовательной предметной среды, существенным компонентом которой выступает песня как синтетический вид искусства, синтез Слова и Музыки. Песня вместе с другими произведениями искусства задает ассоциативные образные связи, смысловой контекст для спонтанной творческой активности ребенка [6].

Использование полученного опыта восприятия песни и других произведений искусства в самостоятельной деятельности, речевом и словесном творчестве, личностно значимом диалогическом общении, –  обеспечивает баланс осознания и бессознательного, произвольных и непроизвольных речевых механизмов, эмоционального и рационального, языкового и музыкального интеллекта. Он также выступает существенным фактором повышения эффективности образовательного процесса, направленного на воспитание языковой личности дошкольника в эстетическом аспекте.

 

References

1. The federal state educational standard of preschool education, approved by the order of the Ministry of Education and Science of Russia from 17.11.2013 №1155 (in Russian).

2. Arushanova AG, Korenblit SS, Rychagova ES Speech development of a preschool child in the aspect of linguodidactics. Partial program "Happy Day of the Preschooler" (VedEdo) / Nauch. Ed. K.Ya. Seagal. - Moscow: Flinta, 2015. - 320 p. ISBN 978-5-9765-2535-1 (in Russian).

3. Korenblit S.S. Ecology of the Russian language. Synthesis of words and music / Ed. E.A. Yamburg. - Krasnodar: Publishing House "Horse", 2015. - 350 p. . ISBN 978-5-91084-055-7 (in Russian).

4. Yakobson RO Linguistics and poetics // Structuralism: "for" and "against". - M., 1975. - P. 193-230 (in Russian).

5. Korenblit S.S. A merry day of the preschooler (VedaDo): a partial educational program doshk. Education / Ed. T. V. Volosovets and E.A. Yamburg. - Moscow: Obruch 2015. e. - 80 p. (in Russian).

6. Korenblit SS, Arushanova AG Psychological and pedagogical bases of the development of the preconditions for literacy in children in the educational project "Funny day of the preschool child": theory, technology and experience of using poems, songs, music, illustrations, cartoons, ICT tools: a practice-oriented monograph /; sci. Ed. E.A. Yamburg, K.Ya. Seagal. - 304 s. : 84 ill .- M: Flinta, 2016 (in Russian).

7. Korenblit SS, Arushanova AG, Rychagova ES Development of the language personality of the preschooler: theory, experience. Program and technology "Happy Day of the Preschooler" (VedEdo) / Nauch. Ed. E.A. Yamburg. - Krasnodar: Publishing House "Horse", 2015. - 274 p. ISBN 978-5-91084-053-3 (in Russian).

Login or Create
* Forgot password?