THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF LITERATURE IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL STANDARDS OF RUSSIA
Rubrics: REVIEW
Abstract and keywords
Abstract (English):
The review considers the content of scientific-methodical manual "The Educa-tional potential of Russian literature in the information of socialization", by Kaznacheeva Natalya Nikolaevna, candidate of pedagogic Sciences, associate Professor, leading researcher of laboratory of development of education and socialization of children Federal state scientific institution "Institute for the study of childhood, family and upbringing RAO". The manual is prepared in the context of the implementation of the research tasks on the topic of the Plan of basic research of RAO "Modern paradigm and practice of spiritually-moral education of children in the General education system". The review emphasizes the need for the application of the prepared material at literature lessons at school to solve problems on the formation of key competences of students (social, personal, and informational).

Keywords:
informational socialization, literature, information and communication technologies, methods of education and personal development at the literature.
Text

В научно-методическом пособии Казначеевой Натальи Николаевны, канд. пед. наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории развития воспитания и социализации детей, рассматриваются воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации в контексте реализации научно-исследовательской задачи по теме Плана фундаментальных исследований РАО «Современные парадигмы и практика духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования». Пособие Н.Н. Казначеевой опубликовано в журнале «Воспитание школьников» (электронное приложение) в 2017 г. (см.: Казначеева Н.Н. Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации // Воспитание школьников. – М.: ООО «Школьная пресса», 2017. – № 2 (электронный ресурс)).

В работе отмечается тот факт, что информационное пространство, которое сегодня значительно влияет на растущего человека, не может рассматриваться изолированно от общего пространства социализации личности, оно входит в общую структуру поля социализации. Общий процесс влияния социокультурных факторов информационного пространства и информационной культуры на развитие человека, процессы спонтанного врастания личности в информационную среду, целенаправленной адаптации к существующим в ней ценностям, нормам, идеалам – все это обусловливает необходимость разработки новой методологии, новых методов исследования, технологий, средств, методов и методик воспитания.

Основной задачей развития системы воспитания в современной российской школе, как отмечает Н.Н. Казначеева, является приобщение школьников к культурным и национальным ценностям, традициям российского общества, народов России. В пособии актуализируется роль преподавателя отечественной литературы в школе, всего процесса воспитания на уроках литературы как чрезвычайно важного для развития духовно-нравственной, ценностной сферы личности. Сделан вывод о том, что сегодня в образовательной теории и практике важен поиск оптимального сочетания методов, направленных на формирование у школьников прочных знаний, а также методик, обеспечивающих их компетентностное развитие с учетом процессов информационной социализации.

В работе отмечается необходимость качественного анализа процесса восприятия литературных произведений современными школьниками. Сделан вывод о том, что осознанное целостное восприятие и отношение к литературному произведению в контексте всего литературно-исторического процесса, умение видеть единство содержания и формы художественного произведения; восприятие композиции как целостной системы, понимание авторского замысла, идейного и художественного многообразия произведения – все эти процессы возможно развить у личности, используя воспитательный потенциал отечественной литературы. Эти выводы автор пособия делает и в таких статьях, как «Воспитание личности на уроках литературы в условиях информационной социализации» [1], «Духовно-нравственное воспитание в процессе школьного литературного образования: проблемы и задачи» [2], «Проблемы детского чтения в информационную эпоху и пути их решения» [3], «Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации» [4], однако в рецензируемом пособии представленные теоретические выводы сопровождаются конкретным дидактическим материалом, что придает им особую ценность.

Ценностью работы является и то, что в ней представлены принципы отбора литературных произведений, технологии интерактивного обучения; отдельный параграф посвящен теоретико-методическим выводам о воспитательных возможностях информационных ресурсов.

В пособие также отмечается, что изучение литературного произведения сегодня сопряжено с рядом трудностей, прежде всего касающихся достижения уровня соответствия применяемых методических средств уровню восприятия подростками и юношами художественных образов. Делается вывод о том, что в школьном литературном образовании необходимо применение комплекса традиционных и инновационных методов и методик, учитывающих аудио-визуальный характер информационной социализации. При таком подходе возможно достичь наилучшего воспитательного эффекта, усилить эстетическое воздействие литературного произведения, включить подростков и юношей в активную творческую деятельность.

Особый интерес для теории и практики воспитания на уроках литературы представляет глава II «Использование информационных ресурсов на уроках литературы». В главе II на материале отдельных тем отечественной литературы XIX и XX в. рассмотрены возможные методические пути ее изучения. Особый интерес представляет рубрика «Знакомство с электронным ресурсом», в которой автор дает ссылки на представленный в Интернете материал по отечественной литературе. Материал представлен достаточно полно и на высоком методическом уровне, что повышает его ценность для современных преподавателей литературы в школе.

Следует отметить, что научно-методическое пособие Н.Н. Казначеевой отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного жанра. Данное научно-методическое пособие может широко использоваться в практической работе педагогов.

 

References

1. Kaznacheeva N.N. Education of the individual in literature classes in the information socialization // Journal of Krasnoyarsk state pedagogical University them. V.P. Astafiev. - 2015. - № 2 (32). - Pр. 41-45. (in Russian)

2. Kaznacheeva N.N. Spiritually-moral education in the process of school literary education: issues and challenges / N.N. Kaznacheeva // Education of pupils. - 2015. - No. 1. - Рр. 44-54. (in Russian)

3. Kaznacheeva N.N. Problems of children's reading in the information age and the ways of their solution / N.N. Kaznacheeva // Education of pupils. - 2016. - No. 8. - Pр. 35-42. (in Russian)

4. Kaznacheeva N.N. The development of value orientations of personality in the study of literature in the information socialization // Bulletin of the Kostroma state University named after N. Nekrasov. Series Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiki. - No. 4. - T. 22. - 2016. - Pр. 205-209. (in Russian)

Login or Create
* Forgot password?