Penza, Penza, Russian Federation
Penza, Penza, Russian Federation
The aim of the article is to propose an intra-university career development system for teachers of Russian universities on the basis of determining the motives for choosing and the specific features of the development of the scientific and pedagogical career. The subject of the study, conducted on the basis of a specially developed questionnaire, were 246 teachers of eleven Russian higher educational institutions. Analysis of the practice of managing the scientific and pedagogical career of a teacher at a higher school has shown that the main motives for choosing scientific and pedagogical activity is the desire to engage in scientific work and teaching; In the universities there are no programs for personnel development. The model of the intra-university career development system for teachers of higher educational institutions is proposed, the application of which will contribute to the effective development of the managerial and scientific-pedagogical career, as well as to enhance the efficiency of the university. The reform of the Russian education system introduces significant changes in the composition and activities of the scientific and pedagogical staff of Russian universities. In this regard, systematic monitoring of the composition and content of their activities is required, which will allow to determine those priority strategic directions that should be given special attention in the organization of the educational process, scientific activities and cultural and educational work with students and implementation of which is impossible without effective development activities Scientific and pedagogical personnel.
teacher, university, scientific and pedagogical career, motive, development, management.
Введение. В современных условиях реформирования российской системы высшего образования основными направлениями развития высших учебных заведений, от осуществления которых зависит качество подготовки квалифицированных кадров для различных отраслей экономики, являются:
- развитие научно-педагогического персонала;
- обеспечение возможности замещения должностей наиболее подготовленными сотрудниками;
- сокращение сроков адаптации персонала;
- создание оптимальной возрастной структуры профессорско-преподавательского состава вуза и влияние на динамику его развития;
- повышение качества управления подразделениями за счет создания подготовленного и проверенного на практике состава руководящих кадров;
- осуществление руководства и контроля за развитием персонала с целью повышения конкурентоспособности вуза.
Особое внимание при этом необходимо уделять профессиональному развитию молодых преподавателей, которые должны не только прийти на смену старшему профессорско-преподавательскому составу, но и внести свой вклад в развитие педагогической, методической и научной сфер вуза. В процессе регулирования карьеры научно-педагогического состава образовательное учреждение позволяет каждому преподавателю найти свое место в иерархической системе образования, максимально полно и всесторонне раскрыть собственный профессиональный, деловой и личностный потенциалы.
Особенности, приоритеты и тенденции развития сферы профессионального образования, профессиональной подготовки научно-педагогического персонала представлены в работах А.А. Вербицкого [1], В. Киселева, С. Журавлева, Р. Жукова [3], Н.Х. Розова [24], А.Г. Эфендиева, К.В. Решетникова [31], С.Д. Резник [9, 15, 16, 17, 18], С.Н. Макарова [12, 13, 14], О.А. Вдовина [10, 11, 23], О.А. Сазыкина [19, 20, 21], Г.Б. Фомина [22] и других ученых.
Специфику развития карьеры персонала высших учебных заведений изучали такие ученые, как Е.П. Дюндик [2], Е.Б. Козак, А.М. Пидгурская, М.В. Фоменко [4], Н.И. Козенко, М.С. Тимофеенко [5], В.И. Легостаева, Е.Б. Мудрова [6], А.А. Пучков [7], О.А. Сазыкина [26, 27, 28] и др.
Материалы и методы. Предметом исследования является научно-педагогическая карьера преподавателей образовательных организаций высшего образования. Объектом исследования являются преподаватели высших учебных заведений.
Высшее образование в России представлено широкой сетью государственных и негосударственных учебных заведений. Однако, по сравнению с 2010 / 11 учебным годом количество государственных вузов ежегодно понижалось и составило к началу 2015 / 16 учебного года 896 учреждений, в том числе 530 государственных и 366 негосударственных вузов (табл. 1).
Таблица 1
Образовательные организации высшего образования
в Российской Федерации (на начало учебного года) [25]
|
1993/ |
2000/ |
2005/ |
2007/ |
2008/ 09 |
2010/ |
2011/ 12 |
2012/ 13 |
2014/ 15 |
2015/ |
Число образовательных учреждений – всего |
626 |
965 |
1068 |
1108 |
1134 |
1115 |
1080 |
1046 |
950 |
896 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
государственных и |
548 |
607 |
655 |
658 |
660 |
653 |
634 |
609 |
548 |
530 |
частных |
78 |
358 |
413 |
450 |
474 |
462 |
446 |
437 |
402 |
366 |
Сокращение численности научно-педагогических и управленческих кадров вузов связано с государственной программой реорганизации высшего образования путем объединения вузов в форме слияния или присоединения, которая предусматривает выявление неэффективных вузов, которые присоединяются к передовым вузам или расформировываются. В результате реорганизации за два года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450[1].
Особенности состава научно-педагогических кадров по гендерному признаку прослеживаются по данным табл. 2. Женщины занимают большую долю в профессорско-преподавательском персонале, чем мужчины (в 2014 г. она составляла 60%).
Таблица 2
Распределение численности профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования по должностям (тыс. чел.) [29]
|
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
2013/14 |
2014/15 |
2015/16 |
Профессорско-преподавательский |
324,8 |
319,0 |
312,8 |
288,2 |
271,5 |
255,8 |
с ученой степенью |
|
|
|
|
|
|
доктора наук |
40,2 |
41,1 |
41,0 |
39,7 |
39,4 |
38,4 |
кандидата наук |
169,2 |
168,5 |
167,8 |
157,8 |
152,8 |
145,5 |
с ученым званием |
|
|
|
|
|
|
профессора |
32,6 |
32,8 |
32,3 |
29,9 |
29,2 |
27,5 |
доцента |
106,7 |
107,3 |
106,6 |
100,0 |
97,4 |
92,2 |
Женщины – профессорско-преподавательский персонал |
182,4 |
179,3 |
176,5 |
163,6 |
154,6 |
|
Мужчины – профессорско-преподавательский персонал |
142,5 |
139,7 |
136,3 |
124,6 |
117,0 |
|
В исследовании, которое было проведено в 2016 г., приняли участие 246 преподавателей одиннадцати российских университетов городов Пензы, Самары, Волгограда, Хабаровска, Санкт-Петербурга и Ставрополя, в частности 9,8% профессоров, 78% доцентов, 7,3% старших преподавателей, 1,2 % преподавателей и 3,7% ассистентов. Из 246 опрошенных преподавателей 32,5% занимают различные управленческие должности в вузах, 20% – заведующие кафедрами, 6,3% – деканы, 8,7% – начальники управлений или отделов. Многие преподаватели занимают должности заместителя руководителя. Так, 26,3% – заместители заведующего кафедрой, 20% – заместители декана, 11,3% – заместители начальников отделов и управлений.
Из числа опрошенных ученую степень имеют 219 чел. (79,3% – кандидаты наук, 9,8% – доктора наук), а ученое звание 159 преподавателей (56,1% – доценты, 8,5% – профессора). Средний общий трудовой стаж респондентов составил 18,1 года, при этом более 10 лет имеют трудовой стаж 81,6% опрошенных. Средний научно-педагогический стаж составляет 16,2 лет, при этом 75,8% имеют научно-педагогический стаж более 10 лет. Среди опрошенных преподавателей 74,4% женщины, 25,6% мужчины. Средний возраст опрошенных респондентов составляет 40,4 года.
Мониторинг осуществлялся с помощью специально разработанной анкеты для преподавателей высших учебных заведений, которая включала следующие блоки:
- Мониторинг практики управления научно-педагогической карьерой преподавателя высшей школы.
- Анализ управленческой карьеры преподавателя вуза.
- Исследование личной деятельности преподавателя по управлению своей карьерой.
Достоверность результатов исследования подтверждается следующими аспектами:
– использованием современных методов обработки исходной информации (по результатам исследования создана база данных, которые обработаны с помощью программы статистической обработки данных SPSS 10.0 и Microsoft Excel);
– использованием большого количества государственной и муниципальной статистики, в частности статистических данных о количестве преподавателей российских высших учебных заведений;
– репрезентативной выборкой, характеризующейся вероятностью 0,95 с ошибкой маржи в 5%;
– существенностью аналитических выводов как основы предлагаемых рекомендаций.
Результаты исследования. В результате мониторинга практики управления научно-педагогической карьерой преподавателя высшей школы было установлено, что основным мотивом выбора научно-педагогической деятельности является желание заниматься научной работой (так отметили 54,9% респондентов). Кроме этого, среди мотивов были отмечены возможность заниматься престижной работой (19,5%), забота о воспитании будущего поколения страны (22%), желание заниматься преподаванием (18,3%).
При изучении мотивов, побуждающих преподавателей заниматься научной деятельностью, было выявлено, что основным является собственный интерес преподавателей к конкретным вопросам и темам (80,5%). 12,2% отметили участие с коллегами в совместных проектах и должностные обязанности. Мотив «заставляет администрация кафедры /факультета/ подразделения» указали 18,3% респондентов.
Что касается факторов, влияющих на преподавателя в начале его карьеры, то самым важным фактором оказалось наличие сплоченного педагогического коллектива (54,9%), что оказывает существенное влияние на деятельность каждого члена этого коллектива. Если в коллективе имеют место конфликты, то с большим трудом будут разрешаться вопросы результативной организации образовательного процесса и научной деятельности. Под сплочённостью предлагаем понимать единство ориентаций, целей и мотивов в процессе совместной деятельности преподавателей. Среди других факторов, способствующих закреплению преподавателей в вузе, отмечены фактор свободного времени (26,8% преподавателей), взаимоотношения со студентами (17,1%) и менее авторитарный стиль руководства в высшей школе (14,6%).
В результате анализа данных о формах повышения квалификации преподавателей было выявлено, что 70,7% преподавателей в последний раз повышали свою квалификацию на курсах повышения квалификации (табл. 2.4). 20,7% в качестве формы повышения квалификации отметили участие в научной работе вуза, по 7,3% респондентов стажировались в вузах России или в вузах зарубежья, 4,9% прошли стажировку на предприятиях.
При изучении методов мотивации научно-педагогической деятельности преподавателям было предложено проранжировать их по степени эффективности. 1 ранг был присвоен экономическим методам, то есть их отметили как самые действенные и эффективные. 2 ранг получили административные методы, к которым можно отнести издание приказов и распоряжений, объявление выговоров и благодарностей, аттестация педагогов, разумное распределение учебной нагрузки и т.п. 3 ранг – социально-психологические методы, а именно, обобщение опыта работы, сообщение о нем в различных средствах массовой информации, аттестация на более высокую квалификационную категорию.
Респондентам был задан вопрос о наличии в вузе системы управления научно-педагогической карьерой преподавателей. 26,8% ответили, что в вузе существует такая система. Однако 43,2% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, 29,3% преподавателей отметили, что в образовательной организации, где они работают, нет внутривузовской системы управления карьерой.
Анализ частоты использования в вузе методов развития профессорско-преподавательского персонала показал, что наиболее часто используют такие методы, как привлечение преподавателей к решению кафедральных задач, обучение в аспирантуре, реализация программ повышения квалификации, участие в командной работе. Слабо развиты в вузах такие методы, как система кадрового резерва для замещения управленческих должностей, развитие навыков активного владения иностранным языком, психологические тренинги.
Одним из важных аспектов управления своей карьерой является наличие у преподавателя плана развития научно-педагогической и управленческой карьеры.
Выявлено, что чуть больше половины преподавателей (58,5%) имеют план развития научно-педагогической карьеры, причем остальные 41,5% преподавателей его не имеют, так как считают, что жизнь изменчива и такой план просто трудно составить, в том числе 9,8% опрошенных преподавателей все утраивает.
Если говорить о гендерных особенностях в планировании личного развития научно-педагогической деятельности, то женщины-преподаватели уделяют больше внимания этому моменту в своей деятельности. Среди мужчин-преподавателей только 33,3% планируют свою научно-педагогическую карьеру, а среди женщин-преподавателей таких 67,2% (табл. 2.15). При этом среди мужчин 28,6% (что почти в девять раз больше, чем среди женщин) респондентов все устраивает в их настоящей работе и им не к чему больше стремиться.
В целом, следует отметить следующие положительные моменты, выявленные в практике управления научно-педагогической карьерой преподавателя высшей школы:
- главными мотивами выбора научно-педагогической деятельности преподаватели выделяют желание заниматься научной работой (54,9%) и желание заниматься преподаванием (45%), так как их можно отнести к основным целям преподавательской деятельности: разработка научных проектов и преподавание;
- 70,7% преподавателей в последний раз повышали свою квалификацию на курсах повышения квалификации;
- в большинстве вузов действует рейтинговая система оценки деятельности преподавателей, ведется оценка результативности деятельности преподавателей, используется система стимулирования труда преподавателей.
Среди негативных моментов следует отметить:
- в большинстве вузов респонденты отмечали отсутствие внутривузовской системы развития карьеры преподавателей (29,3%), либо затруднялись при ответе о существовании системы управления (43,2%);
- среди элементов стратегии управления профессорско-преподавательским персоналом в вузе наименьшую оценку получили такие элементы, как автоматизация рабочих мест преподавателей, наличие программ развития персонала;
- слабо развиты в вузах такие методы развития профессорско-преподавательского персонала как система кадрового резерва для замещения управленческих должностей, развитие навыков активного владения иностранным языком, психологические тренинги.
Таким образом, необходимо формирование внутривузовской системы развития управленческой и научно-педагогической карьеры. Масштабы ее функционирования будут зависеть от принятой в вузе структуры, состава его функциональных звеньев и подсистем. Ориентацию на предлагаемую авторами модель системы развития карьеры преподавателя вуза поможет эффективному управлению карьерой преподавателя в рыночных условиях, которая не может осуществляться, если нет обратных связей как внутри вуза, так и с внешней средой, нет необходимых механизмов для управления и развития карьеры.
Система управления карьерой преподавателей предполагает взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема в данной модели оказывает влияние со стороны органов управления вузом (университетская конференция, ученый совет университета, ректорат, службы университета, аттестационные комиссии) и управленческих кадров вуза (ректор, проректоры, заведующие научными и учебными подразделениями, деканы, заведующие кафедрами, руководители служб). Объектом воздействия в данной модели являются две управляемые подсистемы: подсистема развития управленческой карьеры и подсистема развития научно-педагогической карьеры.
В качестве механизмов внутривузовской модели развития карьеры преподавателей в вузе выделены следующие:
– привлечение на работу специалистов высшей квалификации;
– максимальное использование делегирования полномочий сотрудникам;
– регламентирование нововведений;
– создание системы коллективных органов выработки и принятия решений;
– развитие взаимодействия сотрудников с руководителями различных уровней;
– развитие системы резерва на выдвижение на руководящие должности;
– поддержка научно-педагогического развития молодого преподавателя (составление индивидуальной программы построения карьеры молодого преподавателя);
– обучение преподавателей основам персонального менеджмента и построения карьеры.
Применение данной модели будет способствовать эффективному развитию управленческой и научно-педагогической карьеры, а также росту эффективности деятельности вуза как социально-экономической системы.
При этом, в качестве результирующих показателей можно выделить:
– повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг;
– повышение конкурентоспособности преподавателей;
– возможность внедрения более прогрессивных методов управления;
– рост управленческого и научно-педагогического потенциала преподавателей;
– повышение уровня организационной культуры вуза;
– повышение эффективности и качества подготовки студентов.
Заключение.
В целом, формирование системы развития управленческой и научно-педагогической карьеры преподавателей в высшем учебном заведении как организационный механизм должен быть направлен на обеспечение высокой эффективности деятельности вуза и повышение конкурентоспособности его сотрудников на рынке образовательных услуг.
[1] http://www.kommersant.ru/Doc/3100258 - Коммерсант.ru
1. Verbickiy A.A. Prepodavatel' - glavnyy sub'ekt reformy obrazovaniya [Tekst] /A.A. Verbickiy // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2014.- №4.
2. Dyundik E.P. Kadrovaya strategiya vuza: modeli, principy i tehnologii formirovaniya // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. - 2012. - №2. - S. 72-76.
3. Kiselev V. Prepodavatel' sovremennogo vuza: innovacii v soderzhanii, forme i ocenke truda [Tekst] /V. Kiselev, S. Zhuravlev, R. Zhukov// Chelovek i trud. - 2010. - №2.
4. Kozak E.B., Pidgurskaya A.M., Fomenko M.V. Innovacionnyy podhod k postroeniyu kar'ery sovremennogo prepodavatelya vysshey shkoly//Ekonomika pischevoy promyshlennosti. - 2014. - T. 6. - № 3. - S. 22-27.
5. Korzenko N.I., Timofeenko M.S. Motivaciya pedagogicheskoy deyatel'nosti // Vestnik ChelGU. - 2013. - №3 (294). - S. 84-86.
6. Legostaeva V.I., Mudrova E.B. Privlechenie i zakreplenie v vuze molodyh nauchno-pedagogicheskih kadrov na osnove sovremennyh tehnologiy adaptacii // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2009. - №2. - S. 33-37.
7. Puchkov A.A. Ideal'nyy obraz prepodavatelya: sociologicheskiy opros [Tekst] /A.A. Puchkov// Vysshee obrazovanie v Rossii.- 2012.- №6.
8. Reznik S.D. Organizacionnoe povedenie: uchebnik. - M.: INFRA-M, 2011.
9. Reznik S.D. Upravlenie kafedroy: uchebnik. - M.: INFRA-M, 2008.
10. Reznik S.D., Vdovina O.A. Kto stanovitsya prepodavatelem: motivy vybora pedagogicheskoy deyatel'nosti v vuze// Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2015. - № 3. - S. 112-119.
11. Reznik S.D., Vdovina O.A., Sazykina O.A. Organizaciya podbora i raboty s molodymi prepodavatelyami na kafedre universiteta// Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. - 2016. - № 5. - S. 69-80.
12. Reznik S.D., Makarova S.N., Sazykina O.A. Gendernaya asimmetriya v upravlencheskoy srede rossiyskih universitetov // Integraciya obrazovaniya. - 2017. - T. 21. - № 1 (86). - S. 96-111.
13. Reznik S.D., Makarova S.N., Sazykina O.A. Gendernye osobennosti razvitiya upravlencheskogo potenciala rossiyskogo universiteta // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2017. - T. 21. - № 1 (107). - S. 115-125.
14. Reznik S.D., Makarova S.N., Sazykina O.A. Upravlencheskiy potencial rossiyskih universitetov: gendernye osobennosti i vozmozhnosti razvitiya // Drukerovskiy vestnik. - 2017. - № 2. - S. 44-54.
15. Reznik S.D., Sazykina O.A. Head of a university department: competence and new activity priorities // European Journal of Contemporary Education. - 2017. - № 6 (1). - S. 126-137.
16. Reznik S.D., Sazykina O.A. Zaveduyuschie kafedrami universitetov Rossii: stupeni rosta : monografiya. - M.: INFRA-M, 2016. - 193 s.
17. Reznik S.D., Sazykina O.A. Zaveduyuschiy kafedroy sovremennogo vuza: izmeneniya v sostave i soderzhanii deyatel'nosti // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2016. - №5. - S. 133-142.
18. Reznik S.D., Sazykina O.A. Kafedra rossiyskogo vuza: vyzovy vremeni // Sociologicheskie issledovaniya. - 2016. - №8. - S. 133-137.
19. Reznik S.D., Sazykina O.A. O stile rukovodstva i rabote s personalom zaveduyuschego universitetskoy kafedroy // Upravlenec. - 2017. - №1. - S. 20-28.
20. Reznik S.D., Sazykina O.A. Upravlenie funkcional'nymi processami na vuzovskoy kafedre: rezul'taty sociologicheskogo monitoringa zaveduyuschih kafedrami rossiyskih vuzov // Russian Journal of Management. - 2015. - T. 3. - № 4. - S. 407-418.
21. Reznik S.D., Sazykina O.A. Upravlencheskoe vozdeystvie zaveduyuschih kafedrami na personal: rezul'taty monitoringa // Russian Journal of Management. - 2016. - №2. - S. 184-197.
22. Reznik S.D., Sazykina O.A., Fomin G.B. Komanda rektora: evolyuciya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel'nosti prorektorov rossiyskih vuzov // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 3. - S. 74-80.
23. Reznik S.D. Professional'nye kompetencii prepodavatelya vysshego uchebnogo zavedeniya: sistema formirovaniya i razvitiya: monografiya [Tekst]/S.D. Reznik, O.A. Vdovina.- M.: INFRa-M, 2016.
24. Rozov N.H. Prepodavatel' - professiya na vse vremena.// Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 12. - S. 26-35.
25. Rossiya v cifrah: 2016: krat. stat. sb. / Rosstat. - M., 2016. - 543 s. - S. 147-148.
26. Sazykina O.A. Modelirovanie professional'nyh kompetenciy prepodavatelya vuza, sovmeschayuschego nauchno-pedagogicheskuyu i upravlencheskuyu deyatel'nost' // Russian Journal of Management. - 2013. - T. 1. - № 6. - S. 342-348.
27. Sazykina O.A. Kak uskorit' svoyu kar'eru: instrumenty lichnoy deyatel'nosti prepodavateley po professional'nomu prodvizheniyu v vuze // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. - 2015. - № 4. - URL: http://human.snauka.ru/2015/04/9518 (data obrascheniya: 19.11.2016).
28. Sazykina O.A. Prepodavateli rossiyskih vuzov: problemy i puti optimizacii nauchno-pedagogicheskoy kar'ery // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №1 (7) - S. 126-133.
29. Trud i zanyatost' v Rossii. 2015: Stat.sb./Rosstat M., 2015. c.147.
30. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem: uchebnik / Pod red. V.M. Filippova i S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
31. Efendiev A.G. Professional'naya deyatel'nost' prepodavateley rossiyskih vuzov: problemy i osnovnye tendencii [Tekst]/A.G. Efendiev, K. V. Reshetnikova// Voprosy obrazovaniya.- 2008.- № 1.