Moskva, Moscow, Russian Federation
At the present stage of educational institution development the perfection of training and education quality depends directly upon the teacher’s level of competence. It is natural that this level should be constantly improved, including the improving by self-education.
self-teaching; self-improvement; self-education.
Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху.
Джим Рон
На современном этапе развитие образовательного учреждения совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Неоспоримо, что уровень его подготовки должен постоянно повышаться, в том числе и через самообразование. Педагогический словарь определяет понятие «самообразование» — как целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» [1, с. 1329].
Самообразование — деятельность постижения культуры, приобщения к ней. В диалоге с культурой человек совершенствует свой интеллект, память,
меняет всю структуру своей личности. Собственно, цель самообразования и состоит в этой самосозидающей работе. Здесь соединяются две задачи и две деятельности. Без одной из них неполна, а зачастую и невозможна другая: без самообразования нет саморазвития, а без саморазвития — самообразования [4, с. 266].
В системе подготовки педагога большое значение приобретает изменение индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления педагога, проявляется в овладении творческими умениями: анализе условий образовательной среды, предвидении последствий изменения образовательной среды, оценке собственных интеллектуальных ресурсов, прогнозе результатов своей деятельности, выявлении потребностей общества в данный период его развития и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества. Кроме того, выделяют групповой стиль работы. Так, если в индивидуальной форме инициатором является сам педагог, то в групповом стиле работы усматривается методическая деятельность семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др., где обеспечивается обратная связь между результатами индивидуального самообразования и коллективным мышлением.
Однако как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно побудить педагога к самосовершенствованию, стать потребностью к саморазвитию и как эту потребность развить?
1. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. - M., 1993.
2. Zborovskiy G.E., Shuklina E.A. Samoobrazovanie kak sotsiologicheskaya problema. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 1997. - № 10.
3. Slovar' russkogo yazyka: V 4 t. - T. 4. - M., 1988. - S. 364.
4. Slovar' po etike / pod red. I.S. Kona. - M., 1975.
5. Elektronnyy pedagogicheskiy slovar'. URL: http://www.dictionary.fio.ru/
6. Yulina G.N. Samomarketing kak sredstvo uspeshnogo trudoustroystva. Teoreticheskie issledovaniya 2008 g.: Materialy ezhegodnoy konferentsii / pod red. V.A. Myasnikova. - M.: URAO ITIP, 2008. - S. 302-310.