from 01.01.2013 until now
Kazan', Kazan, Russian Federation
The work is devoted to the analysis of the state and prospects of economic concentration. Attention is also drawn to the peculiarities of economic concentration in certain regions of Russia.
еconomics, economic concentration, concentration factors.
Проблемам взаимодействий российской экономики с мировым хозяйством посвящено значительное количество российских и зарубежных исследований и публикаций. В большинстве исследований делается акцент, главным образом, на трудности и проблемы, с которыми сталкиваются страны с переходной экономикой в сфере мирохозяйственных связей. Самостоятельного исследования требует вопрос: как, используя процесс экономической концентрации хозяйствующих субъектов и экономики в целом, можно добиться достижения международной конкурентоспособности? Автором было отмечено, что «…эффективность концентрации, как, впрочем, и других экономических процессов, не может быть измерена только технико-экономическими показателями. Чисто экономический эффект при комплексном подходе к определению получаемого результата выступает лишь как часть общего эффекта. Другую и также весьма важную его часть составляет эффект, получаемый от влияния экономической концентрации на совершенствование рыночных отношений, на различные социальные стороны развития общества, и в первую очередь на дальнейшее улучшение социально-экономических условий жизни населения» [1, с. 4].
Россия обладает рядом очевидных преимуществ: ресурсы, уникальное евроазиатское положение, научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная связь. В то же время основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо, в экономике чрезмерно изношены производственные мощности, ряд предприятий финансово несостоятельны [2].
В настоящее время повышение экономической концентрации становится одним из направлений повышения конкурентоспособности на внешнем рынке российских предприятий и экономики в целом.
Основную роль в повышении уровня экономической концентрации играет государство. Неконкурентное состояние предприятий на внешнем рынке связано с неразвитостью экономической концентрации во внутреннем рынке. Поддержка государством высококонцентрированных российских компаний может выражаться в разных формах, начиная от правового и политического содействия в процессе закрепления в иностранном государстве и заканчивая определенными инвестиционными льготами, которые стимулировали бы сохранение основных производственных мощностей таких компаний именно на территории России. Например, для нормальной конкуренции в наукоемких отраслях достаточно наличие двух-трех компаний, тогда как соперничество несколько десятков производителей ведет к многократному дублированию затрат на НИОКР. Необходимо поддержать идею предоставления различных льгот тем предприятиям, которые увеличивают экономическую концентрацию за счет слияний и поглощений интегрирующих предприятий.
Ключевым принципом взаимодействия российской экономики с мировым рынком в процессе экономической концентрации является и сотрудничество в сфере международного разделения труда. В условиях глобализации экономических отношений конкурентоспособная продукция потеряла национальную оболочку. Конкуренты вступают в партнерские отношения. Создание гибких элементов сотрудничества, взаимный обмен новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и ноу-хау обогащают конкурентов-партнеров и усиливают конкурентоспособность обеих сторон. Например, технологически сложные продукции изготавливаются совместно многими странами. Разработка нового реактивного самолета, например, идет в США и Японии совместно. Отдельные элементы оперения изготавливают в Китае, в Италии, двигатели – в Великобритании, хвостовую часть – в Канаде. Окончательная сборка осуществляется в США. Так же и европейская кооперация по аэробусам.
Во многих странах в меньшей мере стремились препятствовать процессам концентрации и образованию крупных объединений, если это содействовало техническому прогрессу и экономическому росту, позволяло добиваться высокой эффективности и конкурентоспособности продукции. В увеличении экономической концентрации отдельных предприятий большое значение имеет государственная помощь, которая оказывается в разных формах. В Российской Федерации до сих пор не существует четких правил в отношении видов государственной помощи. Имеется два подхода. Во-первых, иностранные инвесторы следят за предоставлением государственной помощи отдельным предприятиям, так как в экономике рыночного типа не допускается государственное субсидирование отдельных хозяйствующих субъектов или групп, так как это приводит к нарушению условий конкуренции на рынке. Во-вторых, иностранные инвесторы требуют государственных гарантий и государственных кредитов при создании совместных предприятий.
На процесс экономической концентрации оказывает влияние внешнеэкономическая политика, хотя эта связь симбиозная. Отдельно можно рассматривать влияние экономической концентрации на внешнеэкономическую политику и влияние внешнеэкономической политики на концентрационные процессы. Методы и результаты внешнеэкономической политики оказывают непосредственное влияние на состояние экономической концентрации на внутренних и международных рынках. Например, любые налагаемые на импорт ограничительные меры определяются как деконцентрационными.
Все крупные предприятия находятся в регионах, поэтому регион является как эпицентром зарождения конкурентоспособных предприятий на внешнем рынке. Программа социально-экономического развития региона в основном ориентирована на поддержание экономической мощи отдельных локальных монополий-предприятий, а это связано с созданием конкурентных отношений. По мере развития и углубления НТР, триумфального шествия «микроэлектронной революции» широкое распространение начала получать такая форма территориального сосредоточения производства, которую стали называть промышленным парком. Известность на мировой рынке получила «Силиконовое долина» в США, где ярко проявляется сочетание производственной и экономической концентрации.
В российской экономике территориальная специализация привела к замыканию части воспроизводственных процессов на определенной территории. Формирование благоприятных условий для концентрации финансового и промышленного капитала на решении приоритетных проблем территории, создание гарантий для привлечения внешних инвесторов, способствующих развитию кооперационных связей между отраслями промышленности внутри регионов, а также последних с предприятиями других регионов России и других стран является стратегической целью регионального управления. В качестве ведущего инструмента реализации региональной политики рассматривается создание региональных корпоративных объединений, которые сужают конкурентное поле страны или крупных экономических образований.
Для обеспечения конкурентоспособности на федеральном рынке и выхода на внешние рынки в Татарстане обращается большое внимание к повышению экономической концентрации хозяйствующих субъектов.
Процесс экономической концентрации в регионах имеет свои особенности развития, которые связаны, во-первых, с защитой интересов региона и внутреннего регионального рынка, и, во-вторых, с нахождением в регионах крупных предприятий, имеющих большое значение для роста благосостояния населения. В регионах есть потенциальные возможности для обеспечения роста концентрации отдельных предприятий, но такие действия ведут к сужению конкурентной среды и формированию локальных монополистов.
Учитывая присоединение России к ВТО и возможность заключения в рамках этой организации многостороннего соглашения в области регулирования экономической концентрации и конкуренции, важным является формирование сбалансированной позиции России по этому вопросу с учетом интересов российских регионов. В современных условиях олигополистической организации рынка конкуренция испытывает постоянную потенциальную угрозу давления со стороны крупных концентрированных предприятий. Это давление, реализуемое в форме ограничительной деловой практики, способно серьезно ограничить конкуренцию и установить господство монополий на рынке.
Свое право на участие в концентрационных процессах постоянно подтверждают российские малые предприятия, кооперирующиеся с зарубежными предприятиями крупного бизнеса по отдельным видам производства запасных частей и деталей, часто созданные именно для этих целей. Резюмируя изложенное о роли экономической концентрации, отметим два важнейших вывода. Во-первых, всемерная экономическая концентрация должна стать одним из основных источников повышения эффективности функционирования национальной экономики. Во-вторых, для успешной реализации эффекта необходим тщательный учет многочисленных рассмотренных внеэкономических факторов (научно-технических, социальных, экологических и управленческих), оказывающих на него подчас решающее влияние [3, с. 7] .
Таким образом, повышение экономической концентрации является основой создания конкурентоспособной экономики. Но процесс концентрации обладает парадоксальным свойством, с одной стороны, это стремление хозяйствующих субъектов и регионов к увеличению рыночной власти, с другой стороны, определенный уровень концентрации начинает влиять на состояние конкурентной среды.
1. Burganov R.A. O polozhitel'nyh i otricatel'nyh effektah ekonomicheskoy koncentracii // Marketing. - 2003. - № 2. - S. 3-9.
2. Burganov R.A. Teoriya nesostoyatel'nosti (bankrotstva): terminy, traktovka, suschnost' // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2009. - № 12. - S. 112-118.
3. Burganov R.A. O polozhitel'nyh i otricatel'nyh effektah ekonomicheskoy koncentracii // Marketing. - 2003. - № 2. - S. 3-9.