Beogorod, Belgorod, Russian Federation
The paper presents experimental justification of teaching conditions and methodology of using Internet for nurturing educational and research culture among high school students at classes. The author considers various effective forms and methods of the Internet usage at each stage of the suggested educational technology and highlights the ways to further optimizing it.
Internet, educational and research culture of high school students, research activities, teaching conditions, educational technology, lesson.
Появление сети Интернет в общеобразовательной школе открывает доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Вместе с тем, мы понимаем, что Сеть несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя при ее использовании неизмеримо высока. Он становится именно тем проводником, который откроет возможности сети Интернет для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования. Поэтому при использовании современных информационных технологий под руководством учителя в центре оказываются личность ученика, проблемы его развития.
Так как основной формой обучения в школе сегодня остается урок, то очень важным для достижения целей образования является реализация в рамках этой формы возможностей сети Интернет в деятельности учащихся, учителей. В условиях профильного преподавания учебных дисциплин на первый план выходят задачи обучения старшеклассников оценке значимости получаемых данных, формирования у них ценностного отношения к результатам научного поиска, создания условий для включения школьников в продуктивный поиск нового знания. Одним из критериев эффективности такого обучения может стать учебно-исследовательская культура старшеклассника. Учебно-исследовательская культура личности старшеклассника является базовым компонентом его исследовательского потенциала, характеризуется единством знаний целостной картины мира, умениями и навыками научного познания, ценностно-смысловым отношением к его результатам, позволяющим ей перестраивать направление и содержание деятельности на основе самоопределения и творческого саморазвития. Учебно-исследовательская культура личности выражает ведущие характеристики процесса развития личности, отражает универсальность ее связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной деятельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков исследования в любую область познавательной и практической деятельности.
1. Isaev I.F. Uchebno-issledovatel´skaya kul´tura kak faktor tvorcheskogo samorazvitiya starsheklassnika v profil´nom obuchenii [Teaching and research culture as a factor of creative self-development school student in profile training]. Belgorod, BelGU Pulb., 2007. 236 p.
2. Zaytsev O.S. Zadachi i voprosy po khimii [Challenges and issues in Chemistry]. Moscow, Khimiya Publ., 1985, pp. 25-30.
3. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New teaching and information technology in education]. Moscow, Publishing House "Academia", 2003, p. 204.
4. Makotrova G.V. Telekommunikatsionnye proekty v razvitii nauchnogo potentsiala starsheklassnikov [Telecom Projects in the development of scientific potential of senior]. Profil´naya shkola [Profile School]. 2010, no. 1, pp. 8-11.