ON ANNUAL INTERNET CONFERENCE IN PERM
Abstract and keywords
Abstract (English):
Issues of concern to the geometric community, forced to constantly reflect on the issues of both the geometry and geometric education and often offer conflicting solutions. It appears that it is necessary to consolidate all the accumulated experience. This helps passing the annual Internet conference "Quality of graphic training: issues, traditions, innovations", held in Perm national research Polytechnic University. The advantages of such conferences are described.

Keywords:
conference, Internet, Internet conference, geometry, descriptive geometry, graphic training.
Text

Проблемы, которые волнуют геометрическое сообщество, заставляют постоянно размышлять над вопросами, как самой геометрии, так и геометрического образования и нередко предлагать взаимно противоположные пути решения. Представляется, что необходимо консолидировать все накопившиеся наработки. В этом помогает проходящая ежегодно интернет-конференция «Качество графической подготовки: проблемы, традиции, инновации». Университет, вернее, организаторы конференции взвалили на себя важнейшее бремя: сплотить всех имеющих отношение к геометрии специалистов и дать им возможность почти непосредственного общения, что впечатляет, учитывая огромные пространства нашей страны (и не только, поскольку конференция международная) и, как ни прискорбно, скудные возможности, как государственных вузов, так и профессорско-преподавательского состава.

Интерактивная Международная Интернет-конференция является довольно интересной организацией обмена мнениями профессионалов одного профиля, так как в настоящих реалиях невозможно собрать всех вместе – этому мешают, как уже говорилось, огромные пространства от Балтики до Черного моря и от Германии до Восточной Сибири, дороговизна перемещения по стране на фоне скромных зарплат профессорско-преподавательского состава кафедр, а также скудные возможности государственных вузов, проведение учебного процесса в это же время, другие объективные и не очень причины. Все это не только препятствует, но почти совершенно исключает возможность собрать вместе 150–170 специалистов.

Преимущества Интернет-конференции следующие:

1. Участники конференции (и это очень важно!) имеют возможность ознакомиться абсолютно со всеми докладами, представленными в различных секциях. Тем более что доклады и комментарии к ним остаются на полях Интернета и не ликвидируются. То есть, к ним можно обращаться и в дальнейшем. В отличие от интернет-конференции, традиционная конференция предполагает для участника работу исключительно в одной секции, поэтому участник не может задать вопросы докладчику, выступающему в другой секции, что серьезно уменьшает обширность охвата всех специалистов в данной области науки и техники. Секции при этом работают одновременно, что и препятствует расширению кругозора для ее участников.

2. Любой участник может задать любые вопросы (не выходящие за рамки парламентской этики) не только докладчику, но и любому участнику конференции. Сможет ли ответить докладчик на все вопросы и ответит ли вообще – это уже другой вопрос.

3. Ни один из участников не отрывается от своей официальной работы и может участвовать в конференции в любое удобное для него время. Даже едучи в транспорте.

4. На вопросы, заданные докладчику или друг другу, спрашиваемый имеет возможность как следует подумать и сконструировать ответ, не спеша, более аргументировано, что было невозможно при традиционном проведении конференций, где ответ требовался немедленно и без особых размышлений.

5. Доклады могут поступать в течение всего времени проведения конференции, т.е., в течение полутора месяцев, а не точно к какому-то числу, что очень удобно для докладчиков: иногда некоторые доклады возникали как ответы на уже имеющиеся доклады или выступления. Это совершенно невозможно для традиционного ведения конференций ввиду регламента и малого промежутка времени работы самой конференции.

6. Конференция проходит не в 1–3 дня, а длится в течение февраля-марта ежегодно, что позволяет обмениваться мнениями, глубже вникать в суть докладов. Поэтому каждый заинтересованный в геометрии специалист может принять участие – был бы компьютер под рукой, выход в Интернет и заинтересованность в представленных докладах.

7. При наличии Интернета в транспорте (например, в Московском метро) участник может, не тратя попусту драгоценное время в переездах, знакомиться с докладами и отвечать на вопросы. Такие прецеденты были.

8. Организаторы конференции не тратят средства и время на прием участников, их размещение, кормление, организацию аудитории, ее оснащение, организацию досуга и другие свойственные традиционным конференциям проблемы.

9. Не совсем приличествующие парламентским фразы или бездоказательные выпады участников друг против друга (бывает и такое), т.е. то, что называют некорректными высказываниями, удаляются организаторами конференции и заменяются следующими картинками в круглых скобках: . Это сделать невозможно при очном выступлении. Таким образом, строго охраняется благожелательная атмосфера самой конференции.

10. Если на традиционной конференции не все желающие могли получить возможность выступить с вопросами или комментариями ввиду различного рода причин, то на интернет-конференции все эти причины отсутствуют (вплоть до регламента), и даже самый скромный из участников имеет возможность задать вопрос докладчику или высказать свое мнение по докладу.

Таким образом, сравнивая оба варианта проведения форумов, можно констатировать, что по сравнению с традиционной формой конференций интернет-конференция более предпочтительна.

В конференции в Перми работают следующие секции:

1. Пленарные доклады.

2. Исследования в области прокладной геометрии и практического решения задач инженерной графики.

3. Методика и практика реализации геометро-графической подготовки студентов.

4. Подготовка специалистов, теория и практика развития современного дизайна.

5. Круглый стол «Обсуждение проекта решения конференции».

Пленарные доклады разных лет посвящены различным темам, так или иначе относящимся к проблемам геометрии и ее перспективам [2, 4–6, 15, 17, 27 и др.]. Доклады,  участвующие в различных секциях [1, 3, 9–11, 13, 16, 26, 28 и др.] посвящены проблемам как самой геометрии, так и педагогике высшей школы.

Интересен факт, что все чаще участники конференции ссылаются на журнал «Геометрия и графика», входящий в список рецензируемых журналов ВАК [7, 8, 12, 14, 18–25 и др.]. Это говорит и о интересе к статьям и к самому журналу «Геометрия и графика».

Рассмотрим несколько графиков, показывающих динамику интереса к интернет-конференциям у специалистов геометрического и графического профиля.

Рис. 1. Общее количество участников

 

На рис. 1 представлен график изменения количества участников интернет-конференции. Видно, что год от года интерес у специалистов геометрического и графического профиля возрастал. Наиболее высоким он стал в 2017 г. Есть твердое убеждение, что и в дальнейшем этот показатель будет расти, т.е., количество участников будет все время увеличиваться год от года. Более того – возможно, что в конференции будут принимать участие специалисты смежных отраслей науки и техники.

Рис. 2. Общее количество докладов

 

На рис. 2 показан график изменения количества представленных докладов. Пока что этот показатель более-менее стабилен, независимо от количества участников. Трудно сказать, чем это вызвано, может быть тем, что некоторым участникам пока что сказать нечего. Гадать не будем – это прерогатива социологии.

 

Рис. 3. Количество участников, выступивших с докладами

 

На рис. 3 дано изменение количества участников конференции, выступивших с докладами. Это число тоже постепенно растет. Разница между количеством участников и количеством докладов в одном случае объясняется тем, что один участник сделал несколько докладов, а в другом – несколько участников сделали один доклад.

На рис. 4 представлен график, показывающий изменение количества участвующих в обсуждениях. График участников живых обсуждений несколько похож на графики, показанные на рис. 2 и 3: где «проседают» они, там «проседает» и график на рис. 4. То есть – чем меньше докладов, тем меньше выступающих.

Рис. 4. Количество участников, выступивших с обсуждениями докладов

 

То же самое можно сказать и про график на рис. 5, который показывает участников конференции, выступающих как с докладами, так и в прениях. То есть, чем больше докладов – тем больше вопросов и ответов на них.

Зато график, представленный на рис. 6, совершенно не радует. Количество участников, зарегистрировавшихся на конференции, но совершенно не участвующих не только с докладами, но и в процессе обсуждений, растет год от года.

Рис. 5. Количество участников, выступающих с докладами и в прениях

 

Рис. 6. Количество зарегистрированных на конференции, но не участвовавших нигде

 

Рис. 7. Активность участников конференции

 

На графике, показанном на рис. 7, представлена активность участников конференции. Здесь она показана в процентном отношении. Для этого находим процентное отношение количества участвовавших в процессе (график на рис. 5) к общему количеству участников (график на рис. 1). Как видим, увеличение числа участников конференции несколько негативно влияет на активность. Активность участников как была в прошлом году, так в нынешнем и осталась – 70%.

Вывод можно сделать следующий. Год от года интерес к интернет-конференции растет, что и показывает график на рис. 1. Однако вновь записавшиеся на конференцию участники не только не выступают с докладами, но и стараются вообще не «светиться» с любыми своими выступлениями. А зря. Если бы они перестали бояться высказывать свое мнение, то более опытные коллеги со всей деликатностью могли бы их направить на путь истинный – это если бы новички стали ошибаться в каких-нибудь репликах. Если же постоянно молчать, то никто про тебя и не узнает, и не поможет.

References

1. Boykov A.A. O trehmernom modelirovanii i nachertatel'noy geometrii v svete vozmozhnostey sovremennyh komp'yuternyh sistem [Tekst] / A.A. Boykov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2015. - T.1 - S. 361-375.

2. Volkov V.Ya. Sovremennye napravleniya i perspektivy razvitiya nauchnyh issledovaniy po geometrii i grafike: obzor dokladov na mezhdunarodnoy konferencii ICGG 2014 processa [Tekst] / V.Ya. Volkov, N.V. Kaygorodceva, K.L. Panchuk // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2015. - T.1. - S. 99-110.

3. Voloshinov D.V. Instrument dlya geometricheskogo modelirovaniya. Kakim emu byt'? [Tekst] / D.V. Voloshinov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2015. - T.1. - S.111-134.

4. Voloshinov D.V. O perspektivah razvitiya geometrii i ee instrumentariya [Tekst] / D.V. Voloshinov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2014. - T.1 - S. 47-60.

5. Vyshnepol'skiy V.I. Zhurnal «Geometriya i grafika» v RINC i Scopus [Tekst] / V.I. Vyshnepol'skiy // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2016. - T.1. - S. 17-33.

6. Vyshnepol'skiy V.I. O stat'yah v zhurnale «Geometriya i grafika» i buduschem [Tekst] / V.I. Vyshnepol'skiy, N.A. Sal'kov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2016. - T.1 - S. 82-86.

7. Vyshnepol'skiy V.I. Funkcii olimpiad [Tekst] / V. I. Vyshnepol'skiy // Geometriya i grafika. 2013. - T. 1. - № 3/4. - C. 44-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/2133.

8. Girsh A.G. Graficheskie algoritmy rekonstrukcii krivoy vtorogo poryadka, zadannoy mnimymi elementami [Tekst] / A.G. Girsh, V. A. Korotkiy // Geometriya i grafika. - 2016. - T. 4. - №. 4. - C. 19-30. DOI:https://doi.org/10.12737/22840.

9. Gornov A.O. Ot 3D modeli sborochnoy edinicy k chertezhu detali [Tekst] / A.O. Gornov, A.D. Kozyrev // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2016. - T.1 - S. 476-490.

10. Dyumin V.A. Horosho ne zabytoe staroe ili proektno- konstruktorskoe obuchenie inzhenernoy grafike [Tekst] / V.A. Dyumin, D.E. Tihonov - Bugrov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2014. - T.1. - S. 251-255.

11. Izhutkin V.S. Metodicheskie tradicii i tendencii prepodavaniya matematiki s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologiy. [Tekst] / V.S. Izhutkin // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2016. - T.1. - S. 31-47.

12. Korotkiy V.A. Graficheskie algoritmy rekonstrukcii krivoy vtorogo poryadka, zadannoy mnimymi elementami [Tekst] / A. G. Girsh, V. A. Korotkiy // Geometriya i grafika. - 2016. - T. 4. - №. 4. - C. 19-30. - DOI:https://doi.org/10.12737/22840

13. Korotkiy V.A. Krivye vtorogo poryadka v modelirovanii poverhnostey [Tekst] / V.A. Korotkiy // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2015. - T.1 - S.135-151.

14. Leparov M.N. Sostoyanie i tendencii geometro-graficheskoy podgotovki kak komponenty inzhenernogo obrazovaniya v Bolgarii [Tekst] / M.N. Leparov, M.H. Popov // Geometriya i grafika. - 2014. - T. 2, - № 1. - S. 22-29. DOI:https://doi.org/10.12737/3845.

15. Rotkov S.I. Problemy konsolidacii deyatel'nosti kafedr geometrii i grafiki [Tekst] / S.I. Rotkov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2014. - T.1 - S. 91-103.

16. Sal'kov N.A. Ob amerikanizacii rossiyskogo obrazovaniya [Tekst] / N.A. Sal'kov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2015. - T.1. - S. 152-158.

17. Sal'kov N.A. Problemy sovremennogo geometricheskogo obrazovaniya [Tekst] / N.A. Sal'kov // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2014. - T.1. - S. 38-47.

18. Sal'kov N.A. Parametricheskaya geometriya v geometricheskom modelirovanii [Tekst] / N.A. Sal'kov // Geometriya i grafika. - 2014. - №3. - S. 7-13. - DOI:https://doi.org/10.12737/6519.

19. Sal'kov N.A. Svoystva ciklid Dyupena i ih primenenie. Chast' 1 [Tekst] / N. A. Sal'kov // Geometriya i grafika. - 2015. - T. 3. - №. 1. - C. 16-25.

20. Sal'kov N.A. Svoystva ciklid Dyupena i ih primenenie. Chast' 2 [Tekst] / N. A. Sal'kov // Geometriya i grafika. - 2015. - T. 3. - №. 2. - C. 9-22.

21. Sal'kov N.A. Svoystva ciklid Dyupena i ih primenenie. Chast' 3: sopryazheniya [Tekst] / N. A. Sal'kov // Geometriya i grafika. - 2016. - T. 3. - №. 4.

22. Sal'kov N.A. Ciklida Dyupena i ee prilozhenie: monografiya [Tekst] / N.A. Sal'kov. - M.: INFRA-M, 2016. - 141 s.

23. Sal'kov N.A. Ciklida Dyupena i krivye vtorogo poryadka. Chast' 1 / N. A. Sal'kov // Geometriya i grafika. -2016. - T. 4. - №. 2. - C. 19-28.

24. Sal'kov N.A. Ciklida Dyupena i krivye vtorogo poryadka. Chast' 2 [Tekst] / N. A. Sal'kov // Geometriya i grafika. - 2016. - T. 4. - №. 3. - C. 17-28.

25. Stolbova I.D. Aktual'nye problemy graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskih vuzah [Tekst] // Geometriya i grafika. - 2014. - T. 2. - № 1. - S. 30-41.

26. Stolbova I.D. Graficheskaya podgotovka i sovremennoe sostoyanie standartov edinoy sistemy konstruktorskoy dokumentacii [Tekst] / I.D. Stolbova, A.B. Shahova // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2015. - T.1. - S.85-95.

27. Tihonov-Bugrov D.E. Inzhenernaya grafika v ramkah Bolonskogo processa [Tekst] / D.E. Tihonov-Bugrov, V.T. Tozik // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2016. - T.1. - S. 87-92.

28. Heyfec A.L. Geometricheskaya tochnost' komp'yuternyh algoritmov konstruktivnyh zadach [Tekst] / A.L. Heyfec // Problemy kachestva graficheskoy podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. - 2016. - T.1. - S. 367-387.

Login or Create
* Forgot password?