Journal of Pedagogical Research (chief editor)
Russian Federation
On February 21, 2017, at the age of 87 years, a prominent and brilliant scientist, Dr. Ped, passed away. Sci., Professor, Academician of the Russian Academy of Education Vasily Grigorievich Razumovsky.
Vasily Grigorievich Razumovsky.
21 февраля 2017 г. в возрасте 87 лет ушел из жизни видный и яркий ученый, д-р пед. наук, профессор, академик Российской академии образования Василий Григорьевич Разумовский.
Творческая деятельность Василия Григорьевича Разумовского свидетельствует о большой практической, научно-организационной и общественной деятельности:
1952 г. – выпускник физико-математического факультета Кировского ГПИ им. В.И. Ленина;
1952–1955 гг. – учитель физики Татауровской средней школы Нолинского района Кировской обл.;
1955–1959 гг. – аспирант МГПИ им. В.И. Ленина;
1961 г. – старший научный сотрудник Института систем и методов обучения (НИИ СИМО) Академии педагогических наук, член Президиума АПН;
1969–1972 гг. – заместитель директора НИИ СИМО;
1972–1982 гг. – заведующий лабораторией обучения физике НИИ СИМО;
1978 г. – член-корреспондент АПН СССР;
1981–1992 гг. – академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик;
1982 г. – действительный член АПН СССР;
1989–1992 гг. – вице-президент АПН СССР;
1992–2017 гг. – главный научный сотрудник лаборатории физического образования ИСМО РАО;
1993 г. – действительный член РАО.
В НИИ СИМО Василий Григорьевич успешно стал разрабатывать методическую систему по развитию творческой активности школьников при обучении физике. Творческие достижения учащихся школы № 315 под его руководством экспонировались в Центральном выставочном зале г. Москвы (1968), а также в городах Сан-Франциско, Сиетл, Портленд, Бостон и др. (США, 1965–1967). Итог его теоретической и экспериментальной работы – книга «Творческие задачи по физике» была отмечена академической премией.
В 1972 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» и стал одним из самых молодых экспертов ВАК СССР.
В 70-е годы организует международные совместные исследования научных сотрудников социалистических стран по сравнительной методике преподавания физики и определению общих тенденций её развития. Результаты этих исследований опубликованы в книгах на русском, немецком и др. языках. В 1976 г. по линии ЮНЕСКО Василий Григорьевич проходил стажировку в Стокгольмском и Лондонском университетах. Как специалист в области сравнительной педагогики принимал участие во многих международных конференциях и семинарах в Берлине, Будапеште, Праге, Софии, Варшаве, Марселе, Триесте, Женеве, Вашингтоне, Копенгагене, Лос-Анджелесе, Франкфурте-на-Майне, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Принстоне, Пекине, Токио, Стамбуле и др. В 1981 г. возглавлял делегацию СССР и был назначен вице-президентом международного конгресса ЮНЕСКО «Научно-техническое образование и национальное развитие» в Париже. Продолжая работать в институте (ныне Институте стратегии развития образования Российской академии образования) главным научным сотрудником, он читал в МПГУ созданный им спецкурс «Современные международные тенденции развития преподавания физики в школе».
Многие годы по совместительству Василий Григорьевич вёл большую общественную работу: был главным редактором журнала «Физика в школе» (1965–1992), руководителем семинара московских учителей «Современный урок физики» (70-е и 80-е годы), совместно с академиком Е.П. Велиховым вёл всесоюзный семинар «Компьютер и образование» (1985–1992), являлся соучредителем Московского детского фонда (с 1991 г.), руководителем научного коллектива и национальным координатором Международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) (1989–1991), избирался в Верховный Совет СССР, был членом Комитета Верховного Совета СССР по науке, культуре, образованию и воспитанию (1989–1991).
Опыт, полученный еще в 50-х годах, организационно-практической деятельности Василия Григорьевича Разумовского в Татауровской школе Кировской области, благодаря которому были решены не только учебные, воспитательные, но и хозяйственные практические задачи по обеспечению сельской школы электричеством, особенно актуален и востребован в настоящее время в разработке учащимися социально-ориентированных учебных проектов. Василий Григорьевич Разумовский уже в те годы раскрыл на практике сущность познавательной деятельности ребенка, разработал методику развития творческой активности личности воспитанника и применил ее в образовательной практике. В этом заключается его величайшая заслуга по формированию у ребенка познавательного интереса к изучению физики, воспитанию у него модельных представлений в процессе творческого решения познавательных проблем. Данный подход в настоящее время активно используется в организации учебной исследовательской деятельности учащихся.
Василий Григорьевич Разумовский обращал особое внимание на развитие у детей духовно-нравственных качеств личности. Он отмечал, что только систематический, упорный, ежедневный целеустремленный труд даст ребенку возможность поверить в собственные силы, а затем поможет ему выработать веру в свои возможности, выработать упорство в достижении намеченной цели и трудолюбие. Эти качества он считал основным стержнем в воспитании характера ребенка. Он подчеркивал, что познавательная деятельность должна обязательно сочетаться с чувственным освоением мира, что может быть достигнуто только благодаря доброму отношению к ребенку, доверию и взаимопониманию с учителем. В своей жизни Василий Григорьевич всегда следовал данному принципу. Он постоянно говорил, что педагогу, родителю, наставнику необходимо уметь чувствовать боль и радость учащегося, понимать его мысли и переживания, нужно бережно и с уважением относиться к ребенку, к его интересам и его делам. Только в этом случае у ребенка появится чувство гордости за сделанную им работу. Василий Григорьевич Разумовский неоднократно подчеркивал, что помимо исследовательской деятельности школьника важным стержнем в воспитании познавательной активности личности является постоянная любовь к ребенку и доброе к нему отношение не на словах, а на деле. Если сам ребенок знает и понимает, что его любят, уважают и доверяют, тогда у воспитанника появится чувство собственного достоинства, которое поможет ему преодолеть возникшие жизненные, познавательные трудности, появляющиеся на его пути, особенно в современной жизни. И от того, считал Василий Григорьевич, насколько развит диапазон познания окружающего мира у человека, настолько развивается его сознательная, созидательная, целеустремленная творческая деятельность.
Итогом научной деятельности Василия Григорьевича являются создание научной школы, из которой вышло множество кандидатов и докторов педагогических наук, изучавших проблемы дидактики, методики преподавания физики и сравнительной педагогики. В числе его аспирантов и докторантов граждане Германии, Кубы, Египта, Ирака, Болгарии и стран СНГ.
Достижением последних лет является разработанная концепция развития познавательной и творческой самостоятельности учащихся на основе научного метода познания. Ему принадлежит передовая научная идея о необходимости развития исследовательских компетенций у учащихся в рамках ФГОС. Под его руководством коллективом сотрудников разработаны авторская программа, учебники для 7–11-х классов, методические пособия для учителей, монография «Физика в школе. Научный метод познания и обучение». Василий Григорьевич был награждён орденом «Знак почёта» (1981), почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1984), золотой медалью Российской Академии образования «За достижения в науке» (2007).
Являясь высокотребовательным и высоконравственным человеком, Василий Григорьевич всегда будет примером для подражания, он снискал глубокое уважение как со стороны коллектива школьников, которым преподавал физику в школе, так и со стороны окружающих его людей. Как руководитель, имеющий большой опыт научно-практической работы, умеющий решать поставленные задачи на высоком профессиональном уровне, и как человек высоких нравственных, волевых и профессиональных качеств Василий Григорьевич Разумовский останется в нашей долгой и благодарной памяти о нем.
1. Tekst