ANALYSIS OF THE EXISTING PRACTICE OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS BOARDS OF DIRECTORS (SUPERVISORY BOARDS) IN THE RUSSIAN ORGANIZATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
A relevant theme of the debt load of the population has appeared at the stage of forming the Board member The work is not covered by labor legislation. At the same time he performs administrative functions, remunerated, and contracts with them actually are. There are various problems adjusting their labor remuneration and taxation.

Keywords:
corporate governance, professional director, board of directors, labor remuneration
Text

Кризис, охвативший мировую финансовую систему в 2008 - 2009 годах, обратил внимание инвесторов и регуляторов на вопросы, связанные с использованием корпоративного управления в качестве важного инструмента обеспечения устойчивости компаний и их долговременного успешного развития. К этому времени большинство российских компаний исчерпали преимущества (возможности) догоняющего роста российской экономики и столкнулись с необходимостью поиска иных источников и инструментов долгосрочного экономического роста. Спекулятивные инвесторы, преобладавшие на российском рынке в период догоняющего роста, утратили интерес к российским компаниям. Долгосрочным инвесторам требуется четкое понимание стратегических целей и перспектив компании и убежденность в том, что их права не будут нарушены, что невозможно без улучшения практики корпоративного управления [1, 9].

«Корпоративное управление» - понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон. Основными целями корпоративного управления являются создание действенной системы обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств и их эффективного использования, снижение рисков, которые инвесторы не могут оценить и не хотят принимать и необходимость управления которыми в долгосрочном периоде со стороны инвесторов неизбежно влечет снижение инвестиционной привлекательности компании и стоимости ее акций.

Совет директоров осуществляет стратегическое управление обществом, определяет основные принципы и подходы к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, контролирует деятельность исполнительных органов общества, а также реализует иные ключевые функции [4].

Совет директоров состоит из членов, которых называют по-разному в различных документах, не изменяя их функционала:

Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» приравнивает понятия «член совета директоров» и «член наблюдательного совета» [8];

Кодекс корпоративного управления [4], их называет «членами совета директоров»;

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) использует понятие «профессиональный директор», разделяя их статусы на независимого директора и профессионального поверенного; на практике, исходя из функционала, их часто называют «корпоративными директорами».

При этом, профессия «член совета директоров» отсутствует, т.к. в соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц: члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом [7].

АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Ассоциацией «Профессиональное сообщество директоров «Директориум» с участием автора разрабатывался профессиональный стандарт в соответствии с требованиями Минтруда России, но до настоящего времени он не утвержден. Цель стандартов профессиональной деятельности состоит в том, чтобы заверить общественность в профессиональной подотчетности актуариев. Одновременно эти стандарты дают практикующим актуариям точку отсчета для того, чтобы они могли убедиться, что их деятельность соответствует общепринятым принципам и практике. В США действуют отдельные стандарты для госслужащих федерального уровня. По закону, квалификационные требования к руководителям высшего уровня (executive qualifications) при их найме на работу в федеральные структуры государственной власти должны быть подтверждены (сертифицированы) независимой квалификационной комиссией (Qualifications Review Board) на основе критериев, разработанных и утвержденных Офисом управления персоналом (Office of Personnel Management - OPM). Базовые квалификации для руководителей данного уровня в основном описывают требования к лидерским умениям и требованиям в области корпоративной культуры (SES corporate culture). Корпоративная культура для руководителей правительственных ведомств высшего звена предполагает наличие способности осуществлять стратегическое лидерство и приверженность государственной политике, а также миссии того агентства, которое они будут возглавлять [3, 6].

Рассмотрим вопросы законодательного регулирования вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета) обществ.

По решению общего собрания акционеров членам совета директоров общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров [4].

Кодекс корпоративного управления дает ориентиры в уровне вознаграждения членов советов директоров. Уровень вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов общества и иных ключевых руководящих работников должен быть достаточным для того, чтобы привлекать и сохранять в штате, а также мотивировать руководителей, имеющих необходимые профессиональные качества для эффективного управления компанией. Не рекомендуется устанавливать указанным лицам размер вознаграждения, превышающий уровень, необходимый для достижения этих целей. Принятая в обществе политика по вознаграждению членов совета директоров, исполнительных органов и ключевых руководящих работников должна обеспечивать прозрачность всех материальных выгод в виде четкого разъяснения применяемых подходов и принципов, а также детального раскрытия информации по всем видам выплат, льгот и привилегий, предоставляемых членам совета директоров, исполнительных органов и ключевым руководящим работникам за выполнение своих обязанностей. Система вознаграждения членов совета директоров должна обеспечивать сближение финансовых интересов директоров с долгосрочными финансовыми интересами акционеров. Фиксированное годовое вознаграждение является предпочтительной формой денежного вознаграждения членов совета директоров. Выплата вознаграждения за участие в отдельных заседаниях совета или комитетов совета директоров нежелательна. В отношении членов совета директоров не рекомендуется применение любых форм краткосрочной мотивации и дополнительного материального стимулирования [2, 5].

Исходя из судебной практики, деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества и самим обществом определяются нормами гражданского законодательства. Эти отношения являются гражданско-правовыми [2].

В соответствии со ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений. В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ [2].

Актуальная проблема в оплате труда - в выплате вознаграждения членам советов директоров возникает при обложении вознаграждения взносами во внебюджетные фонды в связи с тем, что члены советов директоров фактически исполняют трудовые функции, получают вознаграждения, но с ними хозяйственные общества не заключают никаких договоров, они не являются работниками.

Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов [7].

Исходя из судебной практики, выплата вознаграждения членам совета директоров общества связана с выполнением ими управленческих функций [2].

Позиция Министерства финансов Российской Федерации: общее собрание акционеров и совет директоров (наблюдательный совет) являются органами, выполняющими аналогичные функции по управлению акционерным обществом [2, 10].

В связи с изложенным, можно сделать вывод о недостаточном законодательном регулировании трудовой деятельности членов совета директоров (наблюдательного совета) обществ. Несмотря на появление Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Письмом Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления», многие вопросы регулирования труда корпоративных директоров остались нераскрытыми. В связи с этим проблема регулирования трудовой деятельности членов совета директоров (наблюдательного совета) остается актуальной и в настоящее время.

References

1. Ananishnev V.V., Idashkin A.V. Razvitie korporativnogo upravleniya v sovremennoy Rossii / Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2017. T. 2. № 1. S. 36-39.

2. Ananishnev V.V., Brizhanin V.V., Pronin E.A. Problemy v oplate truda professional'nyh direktorov / Pravo. Ekonomika. Bezopasnost'. 2015. № 2 (6). S. 46-50

3. Ignat'ev O. V. Poyasnitel'naya zapiska k professional'nomu standartu «Rukovoditel' obrazovatel'noy organizacii (upravlenie v sfere obrazovaniya)». Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://shikardos.ru/text/poyasnitelenaya-zapiska-k-professionalenomu-standartu-rukovodi/. Data obrascheniya: 01.05.2016 g.

4. Pis'mo Banka Rossii ot 10 aprelya 2014 g. № 06-52/2463 «O Kodekse korporativnogo upravleniya».

5. Piter F. Druker. Effektivnyy upravlyayuschiy - Moskva: BCI, 1994 -268 s.

6. Tarasenko V.V., Ananishnev V.V., Hafizov R.R. Primenenie professional'nyh standartov v deyatel'nosti promyshlennyh klasterov / Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2016. № 13 (192). S. 13-19.

7. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 30.12.2001 g. № 197-FZ.

8. Federal'nyy zakon ot 26.12.1995 g. № 208-FZ «Ob akcionernyh obschestvah».

9. Hafizov R.R., Ananishnev V.V. Klasternyy podhod v ustoychivom razvitii monogorodov /Klastery. Issledovaniya i razrabotki. 2016. T. 2. № 2 (3). S. 22¬28.

10. Hafizov R.R., Ananishnev V.V., Brizhanin V.V. Formirovanie innovacionnyh territorial'nyh klasterov na baze uspeshnyh proizvodstvennyh otrasley ekonomiki / Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 18 (373). S. 74-¬79.

Login or Create
* Forgot password?