THE FEATURES OF THE SYSTEM OF THE WORK IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PERSONALITY SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN
Rubrics: REVIEW
Abstract and keywords
Abstract (English):
Brightest trends that characterize modern, dynamic updates are occurring in various spheres of human activity. Particularly noteworthy are the changes that are taking place now in the socio-cultural life of society. The loss of many ethical and aesthetic, spiritual and moral, values and attitudes, on which more than one century, "lined up" the whole system of human relationships with the surrounding world and are naturally conditioned the harmonization of the life and work of people, objectively determines the need to find ways and means the impact on the younger generation, contributing to a return to these traditional values. The first stage of the education system is considered as pre-school education. It was in the early years of life is not only shaped necessary for normal human activity system of knowledge about the world, but also lays the foundation for future identity. It is therefore important to develop a modern, based on the latest scientific achievements, the system works on the development of socio - personal sphere of preschool children.

Keywords:
educational system, pre-school education, the development of social and personal sphere of pre-school age children, the organization of activities for children on social and personal development.
Text

Ярчайшими тенденциями, характеризующими современность, являются динамические обновления, происходящие в различных сферах жизнедеятельности людей. Особого внимания заслуживают те изменения, которые происходят в настоящее время в социокультурной жизни общества. Утрата многих этических и эстетических, духовных и нравственных, ценностных ориентиров и установок, на основе которых не одно столетие «выстраивалась» вся система взаимоотношений человека с окружающим его миром и которые естественным образом обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, объективно обусловливает необходимость поиска способов и средств воздействия на подрастающее поколение, способствующих возврату к этим традиционным ценностям. И именно система образования, как считают многие исследователи, в первую очередь, призвана решать эту проблему.

Первой ступенью системы образования по праву является образование дошкольное. Именно в первые годы жизни не только формируется необходимая для нормальной жизнедеятельности человека система знаний о мире, но и закладываются основы будущей личности. Фактором же, обусловливающим успешность этого развития, несомненно, является социум.

Не случайно во многих современных нормативных и законодательных документах, касающихся образования, разработка программ и технологий, способствующих полноценному развитию личности каждого ребенка, определяется как приоритетная задача. Например, создание оптимальных условий для формирования социально активной, творческой личности, нацеленной не только на самореализацию, но и гармонизацию системы отношений к другим людям, обществу и т.д. определяется в качестве основных целевых установок современной системы образования в таком законодательном документе, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В этом же нормативном документе говорится о необходимости создания условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения.

Вст. 29 «Конвенции о правах ребенка» одной из главных целей образования определяется развитие личности ребёнка, его талантов.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») развитие ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Пособие Т.А. Серебряковой способствует решению вышеобозначенных проблем, оно раскрывает одну из актуальных психолого-педагогических проблем – проблему организации деятельности по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.

Актуальность обращения автора к проблеме социально-личностного развития детей на базовых уровнях онтогенеза обусловлена и тем, что социально-личностное развитие предполагает, в первую очередь, оптимизацию психических процессов, функций и состояний каждого малыша, и как итог, – оптимальное развитие его личности в целом. Вместе с тем, программно-методическое обеспечение, предлагаемое к реализации в настоящее время дошкольным образовательным учреждениям, ориентированы в большей мере на доминирование педагогической (а не психологической) составляющей.

Актуальность обращения авторак обозначенной проблеме обусловлена также и результатами проведенного Т.А. Серебряковой эмпирического исследования, направленного на изучение уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста и показавшего, что у большинства детей дошкольного возраста уровень социально-личностного развития не соответствует их возрастным возможностям, многолетнему опыту работы в данном направлении [1–11].

Таким образом, появление целого спектра нормативно-регулятивных актов, касающихся модернизации системы дошкольного образования и выделяющих социально-личностное развитие дошкольников как одно из приоритетных направлений организации работы с детьми, а также отсутствие разработанных и реализуемых в активной практике дошкольных образовательных учреждений программ, ориентированных на эффективное решение задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста (а не только на их воспитание и обучение), объективно обусловливает необходимость вновь обратиться к данной проблематике и разработать систему мероприятий, ориентированных на оптимизацию процесса социально-личностного развития детей.

Органическое сочетание, интеграция фундаментального теоретического осмысления интересующей авторов проблемы и практических материалов, ориентированных на оптимизацию процесса социально-личностного развития дошкольников и является особенностью данного пособия.

Структурно данное пособие включает в себя 4 главы и Приложения [12].

Первая глава содержит теоретический материал, отражающий результаты психолого-педагогических исследований по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста и направленный на ознакомление педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, с особенностями и закономерностями оптимального социально-личностного развития детей всех возрастных групп. При этом акцент сделан на определении структуры социально-личностного развития дошкольников. В качестве таких структурных составляющих выделены эмоциональный, волевой и коммуникативный компоненты.

Вторая глава с позиций теоретико-аналитического подхода отражает результаты исследований в области развития эмоциональной сферы на базовых уровнях онтогенеза как компонентной составляющей социально-личностного развития. Основываясь на базовых концептуально-методологических положениях, раскрывающих специфику эмоциональных проявлений личности, раскрываются специфические особенности, психологические механизмы и закономерности эмоционального развития детей от младшей до подготовительной к школе групп.

Детальному анализу особенностей волевой сферы личности, а также специфики ее становления в дошкольном детстве посвящена третья глава пособия. Здесь же представлены теоретико-концептуальные положения, касающиеся психологических механизмов и закономерностей развития волевой сферы детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а также подготовительной к школе группы.

Четвертая глава освещает проблему оптимизации становления коммуникативной сферы субъекта, как третьей компонентной составляющей социально-личностного развития. Здесь же анализируются механизмы и закономерности оптимального коммуникативного развития на всех возрастных ступенях дошкольного детства (от второй младшей группы до группы подготовительной к школе).

Особый интерес представляют материалы Приложения, в котором представлены:

– пакет диагностического инструментария, ориентированного на изучение эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер детей дошкольного возраста. Здесь же представлен разработанный авторами мониторинг изучения и оценки уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста, основывающийся на выделении критериального и уровневого подходов к изучению особенностей развития эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер детей, а также их социально-личностного развития в целом;

– тематическое планирование в рамках разработанной системы мероприятий, направленных на оптимальное развитие всех структурных компонентов социально-личностного развития детей дошкольного возраста (эмоционального, волевого, коммуникативного), предполагающее интеграцию всех возможных форм организации работы с детьми: непосредственно-образовательной деятельности с группой детей, деятельности с подгруппой детей (исходя из специфики и проблем их развития), а также индивидуальную работу с ними. При этом индивидуальная и групповая работа осуществляется воспитателем, с учетом рекомендаций и перспективного (а также – календарного) планов педагога-психолога. Данная деятельность может быть организована как в первую, так и во вторую половину дня, исходя из ее содержания и задач.

Вся подгрупповая работа в рамках организации непосредственно-образовательной деятельности осуществляется педагогом-психологом и предусматривает использование различных видов и форм организации игровой деятельности детей.

Для детей младшей и средней групп – это игры, организуемые во второй половине дня как компонент свободной деятельности; в старшей группе – как элементов занятий социально-личностной направленности; для детей подготовительной к школе группы – как элемент занятий познавательного цикла.

Наряду с игровой деятельностью в предлагаемую нами систему работы вошли беседы, работа с литературными произведениями и некоторые другие дидактические методы и приемы.

На наш взгляд, такая интеграция деятельности педагога-психолога и воспитателя позволит достичь оптимального эффекта в плане динамики  развития как каждого компонента социально-личностного развития (эмоционального, волевого и коммуникативного), так и социально-личностного развития каждого ребенка в целом.

Кому же будет интересно данное пособие?

Несомненно, – это все те, кто имеет отношение к работе с детьми дошкольного возраста. В первую очередь, это сотрудники дошкольных образовательных учреждений, кто непосредственно организует работу с детьми, в том числе, и в аспекте развития их социально-личностной сферы.

Полезным данное пособие будет и для студентов факультетов дошкольного образования.

Не оставит оно равнодушными и родителей. Ведь в пособии так много примеров того, как организовать эффективное общение, взаимодействие со своим малышом!

В заключении хочется отметить, что представленное вниманию читателей пособие имеет сертификат соответствия, выданный Органом по сертификации учебно-методических и научных изданий в сфере общего образования, что является свидетельством его полного соответствия, принятым ФГОС ДО.

References

1. Serebryakova T.A. Formirovanie poznavatel´noy aktivnosti u detey starshego doshkol´nogo vozrasta v obshchenii so vzroslymi [Tekst] : dis. …kand.psikholog.nauk. / T.A. Serebryakova. - Nizhniy Novgorod, 1999.

2. Serebryakova T.A. Retrospektivnyy vzglyad na problemu tsennostey i ikh rol´ v razvitii sovremennoy lichnosti [Tekst] / T.A. Serebryakova. Nauka i shkola. 2006. - № 3. - S. 50-54.

3. Serebryakova T.A. Kontseptual´nyy podkhod k resheniyu problemy vospitaniya osnov tsennostnogo otnosheniya k miru u detey doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / T.A. Serebryakova. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. - № 10. - S. 95-99.

4. Serebryakova T.A. Eksperimental´nyy podkhod k vospitaniyu osnov tsennostnogo otnosheniya k prirode u detey doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / T.A. Serebryakova. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2009. - № 2. - S. 113-117.

5. Serebryakova T.A. Ekologicheskoe obrazovanie v doshkol´nom vozraste [Tekst]: uchebnoe posobie / T.A. Serebryakova. - M.: Akademiya, 2010.

6. Serebryakova T.A. Ispol´zovanie modeley i deyatel´nosti modelirovaniya v sisteme raboty po vospitaniyu u detey doshkol´nogo vozrasta osnov tsennostnogo otnosheniya k miru prirody [Tekst] / T.A. Serebryakova. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - T. 2. - № 3-32. - S. 132-135.

7. Serebryakova T.A. Realizaytsiya sistemnogo podkhoda k izucheniyu urovnya razvitiya volevoy sfery detey doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / T.A. Serebryakova. Obshchestvennye nauki. - 2012. - № 5. - S. 167-175.

8. Serebryakova T.A. Razrabotka i eksperimental´naya aprobatsiya programmy sotsiokul´turnogo razvitiya detey doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / T.A. Serebryakova. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. - 2013. - № 1. - S. 84-92.

9. Serebryakova T.A., Khvorostinina N.V. Razvitie kommunikativnoy sfery detey doshkol´nogo vozrasta kak uslovie ikh sotsial´no-lichnostnogo stanovleniya [Tekst] / T.A. Serebryakova, N.V. Khvorostinina //Aktual´nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2015. - № 10-5. - S. 84-93.

10. Serebryakova T.A., Volgina V.S., Khvorostinina N.V. Eksperimental´nyy podkhod k optimizatsii protsessa kommunikativno-lichnostnogo razvitiya doshkol´nikov [Tekst] / T.A. Serebryakova, V.S. Volgina, N.V. Khvorostinina. Nachal´noe obrazovanie. - 2016. - T. 4. - № 1. - S. 35-40.

11. Serebryakova T.A. Printsip integratsii kak uslovie sotsial´no-lichnostnogo razvitiya [Tekst] / T.A. Serebryakova. Byulleten´ nauki i praktiki. - 2016. - № 5 (6). - S. 514-522.

12. Serebryakova T.A. ««Ot malyshek do podgotovishek»: sistema raboty po razvitiyu sotsial´no-lichnostnoy sfery detey doshkol´nogo vozrasta» [Tekst]: uchebnoe posobie / T.A. Serebryakova. - M.: INFRA-M, 2017.

Login or Create
* Forgot password?