NEW APPROACHES TO TEACHING OF JUNIOR SCHOOL PUPILS IN LITERARY READING
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this paper a value of "Literary Reading" subject for achievement of planned results related to the Federal State Educational Standard of the Primary General Education (FSES of PGE) — formation of educational and informative motivation, development of universal educational actions is revealed. Concrete examples related to methods of work with junior school pupils at literary reading lessons are given.

Keywords:
second generation standard, meta subject results of primary general education’s main educational program assimilation, universal educational actions, motivated reading, self-examination.
Text

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Аксиологический потенциал курса литературного чтения в начальной школе трудно переоценить, поскольку для формирования грамотного читателя, обладающего необходимым уровнем компетенций в данной области, этот предмет приоритетен. С курсом литературного чтения связано также формирование основ общей культуры младшего школьника, его этических представлений, способности понимать произведения художественной литературы и фольклор.

В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения становится понятно, что предмет «Литературное чтение» открывает большой спектр возможностей для переосмысления целей литературного образования в начальной школе, достижения не только предметных, но также метапредметных и личностных результатов.

В стандарте второго поколения определена необходимость отражения в предметных курсах условий формирования универсальных учебных действий (УУД). В соответствии с этим нами была проведена классификация УУД с учетом предметного содержания курса литературного чтения, выделено содержание каждого типа таких действий. 

В обобщенном виде (на универсальном уровне) учебные действия условно объединены в группы: интеллектуальные, познавательные, рефлексивные, коммуникативные, поведенческие, деятельностные. Условный характер классификации определяется тем, что формирование универсальных учебных действий не происходит раздельно, они взаимосвязаны, поскольку находятся в иерархичной соподчиненности.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Рассмотрим формирование некоторых видов универсальных учебных действий, которое считаем не только возможным, но и необходимым в курсе литературного чтения.

Прежде всего, отметим, что формирование универсальных учебных действий связано с ориентацией на приоритетную цель курса литературного чтения — направленность процесса литературного образования младших школьников на осознание читательской деятельности как важнейшей ценности культурного человека. Своеобразие данного вида деятельности заключается в том, что он не может быть заменен никакими другими современными средствами познания и общения с миром.

References

1. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of Art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1968.

2. Leont´ev A.A. Deyatel´nyy um: deyatel´nost´, znak, lichnost´ [Active mind: activities , sign, personality]. Moscow, Smysl Publ., 2001.

3. Leont´ev A.A. Psikhologiya vospriyatiya rechi [Psychology of speech perception]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1975. no. 1, pp. 76-81.

4. Literaturnoe chtenie. Programma i uchebniki dlya 1-4 klassov. Seriya: biblioteka uchitelya [Literary reading. Program and textbooks for grades 1-4 . Series: Library teacher]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2009-2012.

5. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010 g.) [Federal State Educational Standard primary education. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 06.10.2009 № 373 (as amended on 26.11.2010 )]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010.

Login or Create
* Forgot password?