Russian Federation
В 2017 г. издательство ИНФРА–М готовит к выпуску новый учебник Мартыновой Т.В., Супоницкой И.И., Агеевой Ю.С. «Неорганическая химия». Учебник составлен в соответствии с государственным стандартом РФ четвертого поколения, с утвержденными программами и новыми учебными планами для высших технических образовательных учреждений [1].
В процессе работы над изданием авторы, у которых в арсенале уже достаточно работ учебного характера по химии [2-7], стремились максимально использовать интересный познавательный материал, методические приемы и задания, развивающие увлечение предметом, способность самостоятельно «добывать» знания и выполнять индивидуальную работу. Так, изложению программных теоретических сведений курса неорганической химии предшествует историческая справка об открытии важнейших химических элементов и их значении для становления современной цивилизации. Вся учебная информация о строении и свойствах простых и сложных веществ, образованных элементами разных электронных семейств, представлена в необходимом и достаточном объеме, изложена ясным научным языком, сопровождается систематизирующими таблицами и разработанными авторами обобщающими наглядными схемами. Использование их в учебном процессе способствует, по мнению психологов, более эффективному усвоению знаний, т.к. связано с активизацией мыслительной деятельности обучаемого.
В завершении каждой главы студентам предлагаются контрольные вопросы для подготовки к семинару, индивидуальные домашние задания (15 вариантов) и тест для самоконтроля знаний.
Далее следует лабораторный практикум, в ходе которого студент должен выполнить химический эксперимент по указанию и выбору преподавателя.
В отличие от классических учебников по неорганической химии предлагаемое пособие содержит и отдельный раздел для повторения и актуализации знаний по ранее пройденному курсу общей химии, без усвоения которого студент не сможет самостоятельно справиться с выполнением индивидуальных заданий. Материал этого раздела представлен в виде оригинальных обобщающих опорных схем-конспектов по основным темам. Наглядные и компактные разработки авторов составлены с учетом психолого-педагогических принципов и требований к оптимальной организации объектов инфографики и снабжены кратким поблочным описанием. Такие схемы позволят студентам быстро восстановить в памяти пройденный материал. Таким образом, новая книга включает в себя полный комплект учебных пособий, необходимых студенту: учебник, контрольные вопросы и индивидуальные задания, тесты для самоконтроля, опорные схемы-конспекты для обобщения и методику работы с ними, основные правила техники безопасности и лабораторный практикум, справочные таблицы.
Анонсируемый учебник может быть рекомендован для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям:
20.03.01 «Техносферная безопасность»,
18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» ,
18.05.01 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий»,
19.03.01 «Биотехнология»,
29.03.04 «Технология художественной обработки материалов».
Кроме того пособие может быть рекомендовано для учащихся средних образовательных учреждений химического профиля.
Учебник может быть использован студентами и преподавателями непосредственно на практических занятиях в качестве дополнительного материала, причем не только при выполнении лабораторных опытов. Контрольные вопросы, например, составлены в такой последовательности, что послужат планом семинара, а наглядные обобщающие опорные схемы (ОС) позволят выделить главное и, как показывает наш педагогический опыт, значительно сократить время на обсуждение основного содержания темы. ОС окажут помощь преподавателю и в работе с отстающими студентами на консультациях. Следует только помнить, что по ОС нельзя изучать химию, это лишь дополнительный инструмент, иллюстрация к учебнику, и преподаватель по своему усмотрению может их использовать избирательно или вовсе не использовать с учетом времени, предусмотренного планом на изучение конкретной темы.
Учебник содержит предисловие, введение, два раздела: Металлы (главы 1- 4) и Неметаллы (главы 5- 9), опорные схемы по общей химии (глава 10), приложения и библиографический список.
В предисловии разобрана структура учебника, описаны требования по подготовке к практическим занятиям, даны практические рекомендации по работе с ОС и список использованных в ОС обозначений, приведен перечень компетенций, которыми должен овладеть студент в результате освоения дисциплины «Неорганическая химия».
Во введении приведены краткие сведения об истории открытия важнейших химических элементов и их роли в развитии науки и промышленного производства.
В гл. 1 «Металлы s-семейства» рассмотрено нахождение в природе, строение атомов, свойства изолированных атомов, простых веществ и соединений элементов I и II А-групп периодической системы, способы их получения, применение. Даны ОС «Жесткость воды», «Способы умягчения воды». Приведены контрольные вопросы, индивидуальные задания, тест для самоконтроля и лабораторный практикум.
В гл. 2 «Металлы р-семейства» по такому же плану рассмотрены строение и свойства алюминия, олова, свинца, висмута и их соединений.
В гл. 3 «Металлы d-семейства» рассмотрены металлы I-VIII Б-групп. Помимо описания свойств d-металлов и их соединений в этой главе особое внимание уделяется их сплавам, поскольку к этому семейству относятся металлы, которые являются основными конструкционными материалами в промышленности, машиностроении, атомной энергетике.
В гл. 4 «Металлы f-семейства» рассмотрено электронное строение и свойства лантаноидов и актиноидов. Материал этой главы может быть использован студентами для подготовки докладов и рефератов.
В разделе II «Неметаллы» (главы 5- 9) изложены свойства важнейших неметаллов – элементов III – VIII групп и их соединений, способы их получения, применение.
В гл. 5 «Неметаллы VIII А-группы» рассмотрены строение атомов и свойства благородных газов, их получение. Материал этой главы также может быть использован для подготовки рефератов.
В гл. 6- 9 изложено строение и свойства неметаллов III-VII А-групп и их соединений, способы получения, применение. Здесь приведено 10 опорных схем по важнейшим элементам и их соединениям. ОС первого и второго разделов не сопровождаются поблочным описанием, так как необходимая текстовая информация содержится в теоретической части главы.
Глава 10 «Опорные схемы по общей химии» предназначена для актуализации знаний студентов по ранее изученному основополагающему курсу, на котором базируется неорганическая химия. Многолетний опыт преподавательской работы в высших учебных заведениях подтверждает необходимость включения этой главы в учебник. Здесь содержание основных разделов общей химии представлено в сжатой структурированной форме, в виде наглядных схем, с помощью общепринятых условных знаков, простых рисунков, образов, благодаря которым легко прослеживается логика и смысл изложенной информации. При интеллектуальных затруднениях всегда можно обратиться к приведенному на соседней странице краткому поблочному описанию ОС. Всего в этой гл. приведены 24 опорные схемы по важнейшим темам общей химии. Работа с ОС поможет студентам не только восстановить в памяти возможно забытый материал, но и обобщить, систематизировать его, а это в свою очередь позволит не только успешно справляться с выполнением индивидуальных заданий, но и повысит эффективность усвоения курса неорганической химии.
Таким образом, одной из особенностей данного учебника является использование приемов инфографики в виде опорных схем. Инфографика – новое, развивающееся направление информатики, задача которого в активизации образного и эмоционального восприятия информации с целью лучшего запоминания, систематизации и обобщения получаемых студентами знаний. Авторы надеются, что это направление получит свое дальнейшее развитие в учебной литературе.
1. Martynova T.V., Suponitskaya I.I., Ageeva Yu.S. Neorganicheskaya khimiya [Tekst]: uchebnik / Martynova T.V., I.I. Suponitskaya, Yu.S. Ageeva. - M.: NITs INFRA-M, 2017.
2. Martynova T.V., Artamonova I.V., Godunov E.B. Khimiya [Tekst]: uchebnik / Martynova T.V., Artamonova I.V., Godunov E.B. − M.: Yurayt, 2015. − 394 s.
3. Suponitskaya I.I., Martynova T.V., Gogolevskaya N.I. Zadaniya dlya individual´noy raboty po obshchey khimii s metodicheskimi ukazaniyami k ikh vypolneniyu. [Tekst]: uchebnoe posobie / Suponitskaya I.I., Martynova T.V., Gogolevskaya N.I. − M.: MPGU, 2002. − 105 s.
4. Suponitskaya I.I., Gogolevskaya N.I. Obobshchayushchie opornye skhemy po khimii: metodika konstruirovaniya i ispol´zovaniya, primery skhem s opisaniem [Tekst]: metodicheskoe posobie/ Suponitskaya I.I., Gogolevskaya N.I. − M.: MPGU, 2003. − 60s.
5. Batrakov V.V., Zak E.G, Gogolevskaya N.I, Suponitskaya I.I. Dorofeev M.V. Praktikum po obshchey i neorganicheskoy khimii [Tekst]: uchebnik/ Batrakov V.V., Zak E.G, Gogolevskaya N.I, Suponitskaya I.I. Dorofeev M.V. − M.: Koloss, 2007. − 464 s.
6. Orlova K.K, Vlasenko N.I, Gogolevskaya N.I., Kuznetsova L.V., Suponitskaya I.I., Teremov A.V. Priroda i chelovek: khimiya [Tekst]: Orlova K.K, Vlasenko N.I, Gogolevskaya N.I., Kuznetsova L.V., Suponitskaya I.I., Teremov A.V. − M.Academia, APK i PPRO, 2009. − 294 s.
7. Suponitskaya I.I., Gogolevskaya N.I. Vazhneyshie klassy neorganicheskikh soedineniy Opornye skhemy-konspekty po khimii. [Tekst]: uchebnoe posobie / Suponitskaya I.I., Gogolevskaya N.I. − M. «Shkola-Press», 1997. − 96 s.