Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an overview of the updated in accordance with the professional standards of the teacher, the law "On Education in the Russian Federation from 2015, an updated version of the Federal Education Standard of the Higher Education on the Master´s Degree program in the direction of preparation 44.04.01 - Teacher Education (2014) textbook "Management in Education" of Korznikova G.G.

Keywords:
management, education, pedagogical management
Text

Формирование у будущих специалистов профессиональных и общекультурных компетенций неукоснительно требует практико-ориентированное преподавание / изучение учебных дисциплин. Менеджмент в образовании рассмотрен с двух позиций: как практическая учебная дисциплина и как вид отраслевого менеджмента. В первом издании данная публикация [1] имела статус учебного пособия под грифом «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социально-экономическое образование» в области образования и педагогики». Во втором издании (переработанном и дополненном) учтены такие нововведения, как: «Профессиональной стандарт педагога» (2015 г.), закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2015 г.), обновленный вариант ГОС ВО по программе магистратуры по направлению подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование» (2014 г.), что послужило основой для увеличения объема практических работ, усиления рефлексивной составляющей заданий, актуализации деятельности по формированию компетенций [2]. Автор работал над данной проблемой, опубликовал ряд научных статей [3-5].

В учебнике смоделирован познавательный процесс, который соединяет в себе в неразрывной целостности само содержание по теории менеджмента, подлежащее усвоению, средства преподавания и средства усвоения данного содержания студентами, их умственного развития и воспитания. Знания по менеджменту в образовании рассматриваются не только как отражение познания действительности и формирования научной картины мира, но и как инструмент этого познания; раскрываются практические умения и навыки накапливать и формировать знания как инструмент познания. Выявление особенностей содержания образования по менеджменту и его специфики в образовательной отрасли осуществляется путем раскрытия процессуального блока знаний в ходе преподавания / усвоения студентами теории и практики менеджмента. Данная идея получает свое развитие во времени (эволюция развития управленческой мысли, прикладные вопросы стратегического менеджмента) и в пространстве (педагогический менеджмент в комплексе различных типов отраслевого менеджмента и пр.). 

Содержание учебника согласовано с примерной рабочей программой дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Учебный курс «Менеджмент в образовании»рекомендован для цикла профессиональных дисциплин, включенныхв общую программу подготовки магистрантов. Отбор компетенций, за формирование и развитие которых отвечает данный учебный предмет, произведен в соответствии с видами профессиональной деятельности,к осуществлению которых идет подготовка будущих специалистов по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Учебник адресован студентам-магистрантам педагогических вузов по направлению подготовки  «44.04.01 – Педагогическое образование». 

Учебник будет полезен:

  • аспирантам и начинающимспециалистам образовательной отрасли;
  • слушателям  образовательных программ на уровне дополнительного (поствузовского) образования; 
  • руководителям образовательных организаций;
  • педагогам-практикам в целях самообразования;
  • преподавателям, читающим курсы по менеджменту в сфере образования.

В учебнике раскрывается прикладной характер менеджмента, который ориентирован на формирование и развитие компетенций по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) и представлен практическими заданиями, обеспечивающими готовность к деятельности по решению проблем управления, их конкретизации в практике функционирования и развития системы образования.

Методическая новизна учебника заключается:

  • в выявлении особенностей содержания образования по менеджменту и механизмов его усвоения;
  • в расширении практической направленности менеджмента как учебной дисциплины;
  • в раскрытии процессуального блока знаний в освоении теории и практики менеджмента и рассмотрении механизмов его формирования в области управленческой деятельности;
  • в выделении способности рефлексии субъектного потенциала (резервов и возможностей), необходимой для осуществления управленческой деятельности;
  • в расширении возможностей более глубокого усвоения знаний по ме-неджменту на основе их сопоставления и сравнения, установления специфики использования знаний в различных ситуациях (на различных уровнях иерархии управления, в различных направлениях педагогической деятельности и т.п.).

Содержание издания раскрывается в трех взаимосвязанных и логически последовательных главах.

В главе 1 «МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» раскрываются содержание образования по менеджменту как практическойдисциплины, вопросы становления и развития менеджмента в теории и практике управления образованием, особенности менеджмента в образовании как вида отраслевого менеджмента.

В главе 2 «ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ»  раскрываются отличительные особенности стратегического и внутрифирменного видов управления, практический инструментарий стратегического менеджмента в сфере образования, виды стратегий и практика их использования в сфере образования.

В условиях непредсказуемости и нестабильности внешней среды важными факторами эффективного управления  образовательной организацией выступают практические умения и навыки концептуального видения ее развития. Актуальными здесь становятся умения и навыки, идущие в логике от будущего к настоящему. Исследование внешней среды как объекта управления ведется наравне с исследованием организации (в отдельных случаях внешней среде как объекту управленияотдается предпочтение по сравнению с самой организацией). Если определенные умения и навыки управления в отношении организации (предприятия) у магистрантов уже сформированы, то в отношении такого объекта управления, как внешняясреда, данные умения и навыки практически отсутствуют (а если сформированы, то слабо). В данной главе этот пробел компенсируется тем, что внешняя среда становится полноправным и самостоятельным объектом стратегического управления.

В главе 3 «ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ» конкретизируются практические умения и навыки управления на уровне учителя и руководителя образовательной организации. Управление рассматривается как фактор развития образовательного процесса, раскрываются условия обеспечения реализованности педагогических целей образовательного процесса (технологический аспект) и социально-педагогическая направленность деятельности образовательной организации.

Каждая глава построена в логике познания от теории к результату и включает практические работы, темы сообщений, рефератов и курсовых работ. Результат обучения должен быть выражен и в подвижках самой личности, изучающей учебную дисциплину, в конкретных приращениях опыта, совершенствовании деловых и профессиональных качеств и свойств, обеспечении готовности войти в профессию и реализовать себя в ней. В целях актуализации самостей будущих специалистов предложена рубрика «Рефлексия общекультурных и профессиональных приращений в ходе формирования и развития компетенций», в которой предлагается соотнести результаты личностных изменений (или тенденций к этому), установленных на основе рефлексии, с элементами общекультурных,  общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В  Приложении сформулированы задания по курсу «Менеджмент в образовании»для выполнения во время педагогической практики.

В Интернете на сайте www.znanium.com размещены следующие дополни-тельные материалы [6]:

  • примерные темы выпускных квалификационных работ;
  • программы реализации педагогических целей учебного занятия;
  • педагогическое обеспечение развития психических процессов: цели и программы реализации психолого-дидактических аспектов учебного занятия.

Для использования данного сайта специального программного обеспечения не требуется.

Идеи учебника могут иметь дальнейшее продолжение в следующих направлениях:

  • раскрытие механизмов перевода теоретических знаний в процессуальную составляющую профессиональной подготовки специалиста;
  • расширение рефлексивной составляющей познавательной деятельности в условиях самообразования;
  • реализация критериального подхода в ходе формирования и закрепления компетенций на базе реализации самостей познающей личности как субъекта образовательного процесса и как заказчика образовательных услуг.
References

1. Korznikova G.G. Menedzhment v obrazovanii: prakticheskiy kurs [Tekst] / G.G. Korznikova.- M.: Akademiya, 2008.

2. Korznikova G.G. Menedzhment v obrazovanii : uchebnik / G.G. Korznikova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : INFRA-M, 2017. - 352 s. + Dop. materialy [Elektronnyy resurs; Rezhim dostupa: http://www.znanium.com].

3. Zadorozhnyy V.N., Korznikova G.G. K voprosu prakticheskoy napravlennosti prepodavaniya / izucheniya uchebnykh distsiplin po menedzhmentu [Tekst] /V.N. Zadorozhnyy, G.G. Korznikova. Obrazovanie i nauka. 2008. №6. S. 31-40.

4. Korznikova G.G., Podkina K.Yu., Chikova O.A. Marketing v sfere vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Ural´skogo regiona: poetapnoe soderzhanie deyatel´nosti / G.G. Korzinkina, K.Yu. Podkina, O.A. Chikova. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 6. S. 126-132.

5. Korznikova G.G., Chikova O.A. Modelirovanie protsessa otsenki urovnya ovladeniya / G.G. Korznikova, O.A. Chikova. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. №8. S. 96-103.

6. Znanium.com - elektronno-bibliotechnaya sistema [Elektronnyy resurs] //http://znanium.com/bookread2.php?book=554181

Login or Create
* Forgot password?