Abstract and keywords
Abstract (English):
A new profession design technology is reveled in this article. A tool of this design is operational sociology. The main directions related to innovative program of training of higher education specialists in the area of humanitarian technologies are discovered. The sociological construction process consists of several stages. The fi rst one is theoretical basis for the professional fi eld of humanitarian technology. Human technologies have non-material elements as their components which includes knowledge, ideas, sign environment. The second stage of design is building of model of professional competences. The third stage is interaction of high education institution with competent expert community. It has been found that a new type of relationship, the priority of which is involvement of employers in development and implementation of high education institution’s educational policy appears in the modern conditions. The fi nal stage is creation of innovative educational program for new profession staff training — “specialists in the area of humanitarian technologies”.

Keywords:
operational sociology; construction; profession; humanitarian technology; university; educational program.
Text

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Какова стратегия университета на локальном рынке труда? Предмет такой стратегии — не только обеспечение высококачественного образования, но и выработка новых, востребованных общественной практикой профессионально-образовательных программ. По существу, речь идет о выработке, конструировании новых профессий, призванных разрешать реальные социальные противоречия все менее стандартных производственных ситуаций. Сегодня вряд ли кто-то, помимо университета, способен решать столь ответственную задачу, и данный вид деятельности университета становится объектом социологического изучения.

Герценовский университет в соответствии с заданием Министерства образования и науки РФ явился разработчиком инновационной программы подготовки специалистов с высшим образованием в области гуманитарных технологий. Опыт университетского сообщества показал, что конструирование новой профессии включает четыре стадии: первая — теоретическое обоснование профессионального поля; вторая — построение модели профессиональных компетентностей; третья — взаимодействие вуза с компетентным экспертным сообществом; четвертая — создание такой инновационной образовательной программы, которая с эффективностью обеспечит подготовку специалиста в новой профессиональной области. Неотъемлемым атрибутом всех стадий являлось оперативное социологическое сопровождение этой «конструкторской» деятельности. Рассмотрим содержание этих стадий, опираясь на опыт разработки и внедрения инновационной программы в РГПУ им. А.И. Герцена.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Первая стадия конструирования — теоретическое обоснование профессионального поля будущей технологии. Она, в силу новизны и сложности, заслуживает обстоятельного рассмотрения.

Гуманитарные технологии — новое направление профессионального образования, призванное обратить потенциал современных гуманитарных наук в русло профессиональных потребностей работников, обогатить специалиста недостающими навыками в области информационно-коммуникативной, организационно-управленческой деятельности, а также деятельности, ориентированной на поликультурное и полиэтническое взаимодействие.

Словосочетание «гуманитарные технологии» весьма популярно в наши дни. В стране все активнее действуют агентства в области гуманитарных технологий. Исследовательский коллектив РГПУ исходил из того, что гуманитарные технологии — это область систематизации, соорганизации и упорядочения в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Составляющими гуманитарных технологий являются нематериальные элементы, в их числе знания, идеи, знаковая среда. Гуманитарные технологии — это ресурсоемкие технологии, где под ресурсом понимаются: идеи и концепты, преобразуемые в разряд деятельностных целей и задач, проектов; люди, способные разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы; финансовые и материальные фонды для осуществления технологии.

References

1. Baydenko V.I. Kompetentnostnyy podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. - M., 2005.

2. Gelikh O.Ya. Upravlenie i vlast': filosofsko-sotsiologicheskiy analiz. Filosofiya prava: nauchno-teoreticheskiy zhurnal. - 2011. - № 6.

3. Gelikh O.Ya. Tsivilizatsionnoe znachenie upravleniya i rossiyskaya tsivilizovannost'. Filosofiya prava: nauchno-teoreticheskiy zhurnal. - 2012. - № 1.

4. Kompetentnostnyy podkhod v podgotovke kadrov v oblasti gumanitarnykh tekhnologiy / pod red. V.G. Zarubina. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2007.

5. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom mire: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya. - M.: Kogito-Tsentr, 2002.

6. Romanov P., Yarskaya-Smirnova E. Ideologii professionalizma i sotsial'noe gosudarstvo. Antropologiya professiy ili postoronnim vkhod razreshen / pod red. P. Romanova i E. Yarskoy-Smirnovoy. - M.: Izd-vo TsSPGI, 2012.

7. Kh'yuz E. Professii v obshchestve. Antropologiya professiy: granitsy zanyatosti v epokhu nestabil'nosti / pod red. P. Romanova i E. Yarskoy-Smirnovoy. - M.: Izd-vo TsSPGI, 2012.

Login or Create
* Forgot password?