CORPORATE ACCOUNTABILITY – CONTEMPORARY FORMS OF PRESENTATION AND PROSPECTS FOR IMPROVEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the principles of corporate accountability and the problems of its development in Russia

Keywords:
corporate accountability, financial reporting, social report, stakeholders
Text

В эпоху информационного развития отечественной экономики огромное значение начинает приобретать стратегическая обратная связь – то есть, коммуникация и информирование. Движение материальных ресурсов, и в национальном, и в международном масштабах зависят все больше от той информации, на чьей основе различными группами людей принимаются экономические решения. На данный момент важной основная задача для развития отечественной экономики заключается в проведении реформ, что способны обеспечивать прозрачность экономических субъектов. Основную роль в этом процессе играет непосредственно реформирование корпоративной отчетности.

Сама по себе корпоративная отчетность является комплексом отчетов, обеспечивающих полное и достоверное представление о тенденциях развития и экономическом потенциале корпорации в условиях рыночной среды. Это характерный свод взаимосвязанных показателей, отображенный в утвержденных соответствующим образом формах, итогах работы предприятия за отчетный период. Отчетность организации собирает, систематизирует, а также отражает информацию о финансовой хозяйственной деятельности предприятия, учитывая натуральные показатели, убытки и прибыли, плановые показатели перспектив и возможностей. На основании изучения отчетности предприятия строится последующая стратегия его развития, а также принимаются управленческие решения.

На сегодняшний день корпоративная отчетность является основным фактором в процессе принятии решений для менеджеров и инвесторов. Очень важным становится и качество предоставляемой информации. Занимаемая компанией на рынке доля, лояльность клиентов, а также стоимость брендов компании формируют первое впечатление об успехе бизнеса.

Процесс ведения корпоративной отчетности – это комплексный процесс. При этом для выбора потенциального партнера руководство компаний, инвесторы, клиенты ориентируются и используют ту информацию, которая опубликована в деловой прессе, СМИ, рейтинговых агентствах. Для этой цели применяется часть отчетности, которую организация обязана представить в печать или в специально издаваемые буклеты. 

Корпоративная отчетность отражает реальную реализацию корпорацией планов. Каждый отчет рассчитывается на удовлетворение интересов разных групп пользователей:

  • финансовый отчет (с учетом МСФО) рассчитан на большое количество инвесторов и партнеров, реально и потенциально заинтересованных в сотрудничестве. Во внешней среде этот отчет ограничивается пределами корпоративной стратегии, как одного из методов корпоративного поведения в условиях определенной миссии;
  • бухгалтерский отчет создается для налоговых органов (а также других органов государственной власти) с целью соблюдения корпорацией фискальных требований, потому регламент его написания определен законодательно;
  • социальный отчет ориентируется на заинтересованных лиц в определенной среде, поэтому охватывает разные аспекты управления этой внешней средой, раскрывая всесторонне в едином документе основное – осуществление и предназначение миссии компании.

Так, корпоративная отчетность имеет огромное значение во всей системе корпоративного управления. Этот факт подчеркивается в разных кодексах корпоративного управления, в которых финансовой отчетности отводится основная роль информационного канала, связывающего организацию и внешних стейкхолдеров (человек, подразделение, фирма – лицо, которое влияет на деятельность компании, выполнение и принятие решений). Также финансовая отчетность актуальна для внутренних стейкхолдеров – менеджеров и директоров компании.

Формат корпоративной отчетности предоставляет возможность доступно раскрывать пользователям информацию о состоянии организации, рассказывать о социальной корпоративной ответственности как о стратегии, а также продемонстрировать эффективность социально важных проектов, предпринятых предприятием за период времени, влияние таковых на социальную жизнь, экономику и экологию региона пребывания.

В отчетности корпорация имеет возможность полностью отобразить стратегию социальной ответственности, результаты, планы – представить их результативность, изложить информацию о проектах – их результатах и выполнениях, продемонстрировать оценку деятельности организации стейкхолдерами.

Ключевыми факторами работы с отчетностью считаются информационные технологии. Электронный вариант данных стал распространенным и общепринятым, что ускоряет процесс составления отчетности и обработки информации. Перспектива последующего развития информационных технологий состоит в создании общих баз данных с обеспечением возможности мгновенного расчета финансовых коэффициентов, а также их ретроспективного и сравнительного анализа.

Говорить о повсеместном использовании корпоративной отчетности по всему миру еще рано, поскольку компании ведут и составляют социальную ответственность бизнеса и корпоративную отчетность не во всех странах.

В России на сегодняшний день составление корпоративной отчетности несет добровольный характер, однако не исключено, что позже возможно законодательное прикрепление обязательств перед обществом. Создание Российской базы, стратегии, концепции и политики развития социального ответственного ведения предпринимательства планируется основать на опыте других стран, применяющих корпоративную отчетность в течение многих лет, а также успешно зарекомендовавших свою деятельность на мировом рынке.

Главными требованиями к составлению отчетности, полезной пользователям, считаются:

  • целесообразность. Такое требование состоит в использовании и подготовке информации, которая должна соответствовать цели, для которой таковая подготовлена;
  • рентабельность. Отражает то, что траты на подготовку информации не должны превышать выгоду от ее использования;
  • адресность. Отчетность должна доводиться до пользователя по способам наиболее эффективных, для каждой организации индивидуальных средств коммуникации;
  • объективность. Представленная и подготовленная информация не должна являться заведомо предвзятой и ложной;
  • краткость. Данные по организации должны быть сформулированы информативно и четко и не содержать лишнего;
  • точность. Присущая информации степень погрешности не должна превышать уровень, чтобы изменить решение, принятое на ее основе;
  • сопоставимость. Зачастую информация сопоставляется по времени, а также по подразделениям организации;
  • оперативность. Скорость доступа и работы с информацией нужно обеспечивать высокой, чтобы она могла быть подготовлена ко времени, когда в ней есть необходимость.

Кроме того, что отчетность составляется правильно, она должна представляться в понятной и доступной форме для заинтересованных лиц. Пресс-конференциями, рассылкой и презентациями корпоративной отчетности по сети Интернет, в случаях необходимости, заняты специально созданные отделы, работающие в сфере поддержания связи с пользователями отчетности.

В России система корпоративной отчетности в настоящее время недостаточно развита отчасти по причине нехватки опыта. Данной сфере необходимы квалифицированные специалисты, а также корпорации, которые должны вести и улучшать систему корпоративной отчетности, тем самым подавая пример другим. Также огромное влияние окажет поддержка и вмешательство государства. Конечно, нужны корпорации, которые должны вести и улучшать всю систему корпоративной отчетности, тем самым подавая пример другим.

Поэтому важным заданием для российского бизнеса на перспективу является полная обработка и анализ международных стандартов. В последующем возможно появление стратегии реализации ответственности бизнеса, разработка централизованных национальных стандартов отчетности в России. Корпоративная отчетность как крупного, так и среднего бизнеса должна осуществляться при использовании комплексного подхода, исходя из международных стандартов по устойчивому развитию по таким группам показателей: социальная политика, экологическая политика, экономика. Вместе с тем, под экономикой компании понимают капитальные вложения, а также мероприятия внедрения современных технологий, которые улучшают потребительские свойства и общественную значимость производимых услуг и товаров, финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Под экологической политикой подразумеваются такие мероприятия компаний, которые направлены на понижение негативного влияния производства на окружающую среду, и благотворительные цели экологического характера как местного, так и общенационального масштабов.

References

1. Gendon A.L. Strategicheskiy analiz dlya effektivnogo upravleniya gorno-promyshlennymi kompaniyami [Tekst] /A.L. Gendon// Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. - 2016. - № 1. - S. 13-16.

2. Gorshenin A.N. Klyuchevye pokazateli deyatel´nosti (KPIs): ot strategii k real´no rabotayushchim pokazatelyam [Tekst] / A.N. Gorshenin, E.V. Gorshenina. Ekonomicheskie issledovaniya.- 2014.- № 1(14). - S.12-13.

3. Kolobukhova N.G. Sbalansirovannaya sistema pokazateley kak osnova formirovaniya korporativnoy otchetnosti [Tekst] / N.G. Kolobukhova// Bukhgalterskiy uchet, statistika. - 2015. - № 2. - S. 29-31.

4. Martsenyuk V.A. Revolyutsiya v korporativnoy otchetnosti [Tekst] /V.A. Martsenyuk, A.N Yatskevich. - M.: Olimp-Biznes, 2014. - 470 s.

5. Nikolaeva S.A. Korporativnye standarty: ot kontseptsii do instruktsii, praktika razrabotki [Tekst] /S.A. Nikolaeva, S.V. Shebek. - M.: Knizhnyy mir, 2008. - 370 s.

6. Petrov A.M. Teoriya, metodologiya i praktika bukhgalterskogo ucheta i kontrolya raschetov v korporativnykh sistemakh sfery uslug[Tekst]:uchebnik / A.M. Petrov- M.: Infra-M, 2010. - 240 s.

7. Smirnov V. Zashchita dannykh v yadre[Tekst] /V. Smirnov// Zhurnal setevykh resheniy.- 2010. - № 2. - S.8-12.

8. Sumkova N.G. Sovremennaya paradigma informatsii bukhgalterskoy otchetnosti, formiruemoy dlya obespecheniya zaprosov pol´zovateley [Tekst] / N.G. Sumkova //Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. - 2015. -№ 4.- S. 160-167.

9. Fedorovich T.V. Informatsionno-analiticheskoe obespechenie uchastnikov korporativnykh otnosheniy s pozitsiy funktsional´no-upravlencheskogo podkhoda [Tekst] / T.V. Fedorovich- M.: Delo, 2010. - 481 s.

Login or Create
* Forgot password?