КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ – СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена принципам корпоративной отчетности и проблемам ее развития в РФ

Ключевые слова:
корпоративная отчетность, финансовая отчетность, социальный отчет, стейкхолдеры
Текст

В эпоху информационного развития отечественной экономики огромное значение начинает приобретать стратегическая обратная связь – то есть, коммуникация и информирование. Движение материальных ресурсов, и в национальном, и в международном масштабах зависят все больше от той информации, на чьей основе различными группами людей принимаются экономические решения. На данный момент важной основная задача для развития отечественной экономики заключается в проведении реформ, что способны обеспечивать прозрачность экономических субъектов. Основную роль в этом процессе играет непосредственно реформирование корпоративной отчетности.

Сама по себе корпоративная отчетность является комплексом отчетов, обеспечивающих полное и достоверное представление о тенденциях развития и экономическом потенциале корпорации в условиях рыночной среды. Это характерный свод взаимосвязанных показателей, отображенный в утвержденных соответствующим образом формах, итогах работы предприятия за отчетный период. Отчетность организации собирает, систематизирует, а также отражает информацию о финансовой хозяйственной деятельности предприятия, учитывая натуральные показатели, убытки и прибыли, плановые показатели перспектив и возможностей. На основании изучения отчетности предприятия строится последующая стратегия его развития, а также принимаются управленческие решения.

На сегодняшний день корпоративная отчетность является основным фактором в процессе принятии решений для менеджеров и инвесторов. Очень важным становится и качество предоставляемой информации. Занимаемая компанией на рынке доля, лояльность клиентов, а также стоимость брендов компании формируют первое впечатление об успехе бизнеса.

Процесс ведения корпоративной отчетности – это комплексный процесс. При этом для выбора потенциального партнера руководство компаний, инвесторы, клиенты ориентируются и используют ту информацию, которая опубликована в деловой прессе, СМИ, рейтинговых агентствах. Для этой цели применяется часть отчетности, которую организация обязана представить в печать или в специально издаваемые буклеты. 

Корпоративная отчетность отражает реальную реализацию корпорацией планов. Каждый отчет рассчитывается на удовлетворение интересов разных групп пользователей:

  • финансовый отчет (с учетом МСФО) рассчитан на большое количество инвесторов и партнеров, реально и потенциально заинтересованных в сотрудничестве. Во внешней среде этот отчет ограничивается пределами корпоративной стратегии, как одного из методов корпоративного поведения в условиях определенной миссии;
  • бухгалтерский отчет создается для налоговых органов (а также других органов государственной власти) с целью соблюдения корпорацией фискальных требований, потому регламент его написания определен законодательно;
  • социальный отчет ориентируется на заинтересованных лиц в определенной среде, поэтому охватывает разные аспекты управления этой внешней средой, раскрывая всесторонне в едином документе основное – осуществление и предназначение миссии компании.

Так, корпоративная отчетность имеет огромное значение во всей системе корпоративного управления. Этот факт подчеркивается в разных кодексах корпоративного управления, в которых финансовой отчетности отводится основная роль информационного канала, связывающего организацию и внешних стейкхолдеров (человек, подразделение, фирма – лицо, которое влияет на деятельность компании, выполнение и принятие решений). Также финансовая отчетность актуальна для внутренних стейкхолдеров – менеджеров и директоров компании.

Формат корпоративной отчетности предоставляет возможность доступно раскрывать пользователям информацию о состоянии организации, рассказывать о социальной корпоративной ответственности как о стратегии, а также продемонстрировать эффективность социально важных проектов, предпринятых предприятием за период времени, влияние таковых на социальную жизнь, экономику и экологию региона пребывания.

В отчетности корпорация имеет возможность полностью отобразить стратегию социальной ответственности, результаты, планы – представить их результативность, изложить информацию о проектах – их результатах и выполнениях, продемонстрировать оценку деятельности организации стейкхолдерами.

Ключевыми факторами работы с отчетностью считаются информационные технологии. Электронный вариант данных стал распространенным и общепринятым, что ускоряет процесс составления отчетности и обработки информации. Перспектива последующего развития информационных технологий состоит в создании общих баз данных с обеспечением возможности мгновенного расчета финансовых коэффициентов, а также их ретроспективного и сравнительного анализа.

Говорить о повсеместном использовании корпоративной отчетности по всему миру еще рано, поскольку компании ведут и составляют социальную ответственность бизнеса и корпоративную отчетность не во всех странах.

В России на сегодняшний день составление корпоративной отчетности несет добровольный характер, однако не исключено, что позже возможно законодательное прикрепление обязательств перед обществом. Создание Российской базы, стратегии, концепции и политики развития социального ответственного ведения предпринимательства планируется основать на опыте других стран, применяющих корпоративную отчетность в течение многих лет, а также успешно зарекомендовавших свою деятельность на мировом рынке.

Главными требованиями к составлению отчетности, полезной пользователям, считаются:

  • целесообразность. Такое требование состоит в использовании и подготовке информации, которая должна соответствовать цели, для которой таковая подготовлена;
  • рентабельность. Отражает то, что траты на подготовку информации не должны превышать выгоду от ее использования;
  • адресность. Отчетность должна доводиться до пользователя по способам наиболее эффективных, для каждой организации индивидуальных средств коммуникации;
  • объективность. Представленная и подготовленная информация не должна являться заведомо предвзятой и ложной;
  • краткость. Данные по организации должны быть сформулированы информативно и четко и не содержать лишнего;
  • точность. Присущая информации степень погрешности не должна превышать уровень, чтобы изменить решение, принятое на ее основе;
  • сопоставимость. Зачастую информация сопоставляется по времени, а также по подразделениям организации;
  • оперативность. Скорость доступа и работы с информацией нужно обеспечивать высокой, чтобы она могла быть подготовлена ко времени, когда в ней есть необходимость.

Кроме того, что отчетность составляется правильно, она должна представляться в понятной и доступной форме для заинтересованных лиц. Пресс-конференциями, рассылкой и презентациями корпоративной отчетности по сети Интернет, в случаях необходимости, заняты специально созданные отделы, работающие в сфере поддержания связи с пользователями отчетности.

В России система корпоративной отчетности в настоящее время недостаточно развита отчасти по причине нехватки опыта. Данной сфере необходимы квалифицированные специалисты, а также корпорации, которые должны вести и улучшать систему корпоративной отчетности, тем самым подавая пример другим. Также огромное влияние окажет поддержка и вмешательство государства. Конечно, нужны корпорации, которые должны вести и улучшать всю систему корпоративной отчетности, тем самым подавая пример другим.

Поэтому важным заданием для российского бизнеса на перспективу является полная обработка и анализ международных стандартов. В последующем возможно появление стратегии реализации ответственности бизнеса, разработка централизованных национальных стандартов отчетности в России. Корпоративная отчетность как крупного, так и среднего бизнеса должна осуществляться при использовании комплексного подхода, исходя из международных стандартов по устойчивому развитию по таким группам показателей: социальная политика, экологическая политика, экономика. Вместе с тем, под экономикой компании понимают капитальные вложения, а также мероприятия внедрения современных технологий, которые улучшают потребительские свойства и общественную значимость производимых услуг и товаров, финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Под экологической политикой подразумеваются такие мероприятия компаний, которые направлены на понижение негативного влияния производства на окружающую среду, и благотворительные цели экологического характера как местного, так и общенационального масштабов.

Список литературы

1. Гендон А.Л. Стратегический анализ для эффективного управления горно-промышленными компаниями [Текст] /А.Л. Гендон// Международный научный журнал. - 2016. - № 1. - С. 13-16.

2. Горшенин А.Н. Ключевые показатели деятельности (KPIs): от стратегии к реально работающим показателям [Текст] / А.Н. Горшенин, Е.В. Горшенина // Экономические исследования.- 2014.- № 1(14). - С.12-13.

3. Колобухова Н.Г. Сбалансированная система показателей как основа формирования корпоративной отчетности [Текст] / Н.Г. Колобухова// Бухгалтерский учет, статистика. - 2015. - № 2. - С. 29-31.

4. Марценюк В.А. Революция в корпоративной отчетности [Текст] /В.А. Марценюк, А.Н Яцкевич. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 470 с.

5. Николаева С.А. Корпоративные стандарты: от концепции до инструкции, практика разработки [Текст] /С.А. Николаева, С.В. Шебек. - М.: Книжный мир, 2008. - 370 с.

6. Петров А.М. Теория, методология и практика бухгалтерского учета и контроля расчетов в корпоративных системах сферы услуг[Текст]:учебник / А.М. Петров- М.: Инфра-М, 2010. - 240 с.

7. Смирнов В. Защита данных в ядре[Текст] /В. Смирнов// Журнал сетевых решений.- 2010. - № 2. - С.8-12.

8. Сумкова Н.Г. Современная парадигма информации бухгалтерской отчетности, формируемой для обеспечения запросов пользователей [Текст] / Н.Г. Сумкова //Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. -№ 4.- С. 160-167.

9. Федорович Т.В. Информационно-аналитическое обеспечение участников корпоративных отношений с позиций функционально-управленческого подхода [Текст] / Т.В. Федорович- М.: Дело, 2010. - 481 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?