Russian Federation
The article discusses the transportation problem for heterogeneous goods and heterogeneous vehicles. The proposed method allows to reduce the transportation problem with a heterogeneities to the classical transportation problem.
logistics, transportation, linear programming, transportation problem, management, heterogeneous system, logging and logging operations.
Для оптимизации функционирования предприятий и объединений, связанных с производством и поставкой готовой продукции потребителям, возникают сложные логистические задачи, конечной целью которых является сопряженность участников логистических цепей: технической, технологической, экономической, информационной, правовой.
Значительная часть логистической операции на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 процентов общих затрат на логистику [1].
К задачам транспортной логистики также относят:
– создание транспортных коридоров;
– выбор вида транспорта;
– выбор маршрута транспортировки грузов;
– составление расписаний.
Транспортная задача, как пример распределительной задачи, в решении разнообразных логистических проблем сформулирована достаточно давно [2]. Тем не менее, практическое применение методов решения транспортной задачи в общем виде вызывает определенные затруднения, связанные в первую очередь разнородностью грузов, разнообразием транспортных средств, разветвленностью дорожной сети, широким разбросом поставщиков и потребителей по территории, неоднородностью загруженности дорог, неопределенностью спроса и предложения и т.д. [3]. К задачам транспортного типа можно свести широкий класс задач линейного программирования (ЗЛП), несвязанных напрямую с перевозкой продукции.
В частности, такие условия существуют при организации перевозок лесозаготовительными предприятиями различных типов и пород древесины при учете влажности, поскольку вес может различаться до 25%. Например, кубометр сухой сосны весит примерно 550 кг, а кубометр сухой березы – 640 кг. Надо отметить также и различные, определяющие неоднородность, технологии лесозаготовки, как одной из существенных статей в структуре себестоимости пиловочника: заготовка и трелевка древесины целыми деревьями; хлыстовая заготовка; заготовка и трелевка древесины сортиментами. [4]
1. Grigor´ev, M. N. Logistika. Bazovyy kurs [Tekst] : uchebnik / M. N. Grigor´ev, S. A. Uvarov. - M.: Izdatel´stvo Yurayt, 2011. - 782 s.
2. Kantorovich, L. V. O peremeshchenii mass [Tekst] / L. V. Kantorovich. DAN SSSR. - 1942. - T. 37. - S. 227-229.
3. Solovey, D. E. Razrabotka matematicheskoy modeli optimizatsii transportnykh raskhodov predpriyatiya lesnogo khozyaystva [Tekst] / D. E. Solovey, E. S. Khukhryanskaya. Aktual´nye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika : sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Voronezh, 2014. - № 4. № 3 (9-3). - S. 376-378.
4. Posharnikov, F. V. Tekhnologiya i tekhnika v lesnoy promyshlennosti [Tekst] : uchebnoe posobie : Ch. 2. Transport lesa i lesovosstanovitel´nye raboty / F. V. Posharnikov. - Voronezh, 2012. - 296 s.
5. Solovey, D. E. Analiz trebovaniy k komponentam informatsionnoy sistemy predpriyatiya naruzhnoy reklamy [Tekst] / D. E. Solovey, E. S. Khukhryanskaya. Modelirovanie sistem i protsessov. - 2014. - № 3. - S. 36-39.
6. Solovey, D. E. Problema vybora SUBD dlya postroeniya informatsionnoy sistemy lesosechnykh i lesozagotovitel´nykh rabot [Tekst] / D. E. Solovey, E. S. Khukhryanskaya, N. Yu. Yudina. Modelirovanie sistem i protsessov. - 2012. - № 3. - S. 55-58.
7. Raskin, L. G. Mnogoindeksnye zadachi lineynogo programmirovaniya. Teoriya, metody, prilozheniya [Tekst] / L. G. Raskin, I. O. Kirichenko - M. : Radio i svyaz´, 1982. - 239 s.