Россия
В статье рассматривается транспортная задача для неоднородных грузов и разнородных транспортных средств. Предложен метод, позволяющий свести транспортную задачу с неоднородностями к классической двухиндексной транспортной задаче.
Логистика, перевозки, задача линейного программирования, транспортная задача, управление, неоднородная система, лесозаготовительные и лесосечные работы.
Для оптимизации функционирования предприятий и объединений, связанных с производством и поставкой готовой продукции потребителям, возникают сложные логистические задачи, конечной целью которых является сопряженность участников логистических цепей: технической, технологической, экономической, информационной, правовой.
Значительная часть логистической операции на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 процентов общих затрат на логистику [1].
К задачам транспортной логистики также относят:
– создание транспортных коридоров;
– выбор вида транспорта;
– выбор маршрута транспортировки грузов;
– составление расписаний.
Транспортная задача, как пример распределительной задачи, в решении разнообразных логистических проблем сформулирована достаточно давно [2]. Тем не менее, практическое применение методов решения транспортной задачи в общем виде вызывает определенные затруднения, связанные в первую очередь разнородностью грузов, разнообразием транспортных средств, разветвленностью дорожной сети, широким разбросом поставщиков и потребителей по территории, неоднородностью загруженности дорог, неопределенностью спроса и предложения и т.д. [3]. К задачам транспортного типа можно свести широкий класс задач линейного программирования (ЗЛП), несвязанных напрямую с перевозкой продукции.
В частности, такие условия существуют при организации перевозок лесозаготовительными предприятиями различных типов и пород древесины при учете влажности, поскольку вес может различаться до 25%. Например, кубометр сухой сосны весит примерно 550 кг, а кубометр сухой березы – 640 кг. Надо отметить также и различные, определяющие неоднородность, технологии лесозаготовки, как одной из существенных статей в структуре себестоимости пиловочника: заготовка и трелевка древесины целыми деревьями; хлыстовая заготовка; заготовка и трелевка древесины сортиментами. [4]
1. Григорьев, М. Н. Логистика. Базовый курс [Текст] : учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 782 с.
2. Канторович, Л. В. О перемещении масс [Текст] / Л. В. Канторович // ДАН СССР. - 1942. - Т. 37. - С. 227-229.
3. Соловей, Д. Е. Разработка математической модели оптимизации транспортных расходов предприятия лесного хозяйства [Текст] / Д. Е. Соловей, Е. С. Хухрянская // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика : сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. - Воронеж, 2014. - № 4. № 3 (9-3). - С. 376-378.
4. Пошарников, Ф. В. Технология и техника в лесной промышленности [Текст] : учебное пособие : Ч. 2. Транспорт леса и лесовосстановительные работы / Ф. В. Пошарников. - Воронеж, 2012. - 296 с.
5. Соловей, Д. Е. Анализ требований к компонентам информационной системы предприятия наружной рекламы [Текст] / Д. Е. Соловей, Е. С. Хухрянская // Моделирование систем и процессов. - 2014. - № 3. - С. 36-39.
6. Соловей, Д. Е. Проблема выбора СУБД для построения информационной системы лесосечных и лесозаготовительных работ [Текст] / Д. Е. Соловей, Е. С. Хухрянская, Н. Ю. Юдина // Моделирование систем и процессов. - 2012. - № 3. - С. 55-58.
7. Раскин, Л. Г. Многоиндексные задачи линейного программирования. Теория, методы, приложения [Текст] / Л. Г. Раскин, И. О. Кириченко - М. : Радио и связь, 1982. - 239 с.