LECTURES ON DISCIPLINE “MOTIVATION AND STIMULATION OF LABOUR ACTIVITY” (PART 5)
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article continues the abstract of lectures on discipline “Motivation and Stimulation of Labor Activity” at the bachelors’ training program degree “Human Resource Management”.

Keywords:
labor activity motivation; labor motive; want; weal, labor activity cost, labor activity stimulation, stimulant.
Text

* Продолжение. Начало см. в № 1/2012 — 1/2013.

ТЕМА 4. МЕСТО И РОЛЬ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Взаимосвязь и взаимодействие понятий «стимул», «стимулирование», «мотив», «мотивация» в процессе трудовой деятельности персонала организации

В специальной литературе существуют расхождения во взглядах по поводу содержания, вкладываемого в понятия «стимул», «стимулирование», «мотив», «мотивация», их взаимосвязей, взаимодействия и того, что является результатом этого взаимодействия. В связи с этим подробно рассмотрим этот вопрос.

В качестве стимулов выступают имеющиеся в системе управления организацией материальные и морально-психологические ценности (заработная плата, премии, стипендии, участие в управлении, планирование карьеры, благодарности, награды, привилегии, льготы, статус и т.п.), которые являются актуальными для персонала.

Под стимулированием понимают внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущий от конкретного руководителя или органа управления и основывающийся, главным образом, на субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников. Стимулирование осуществляется администрацией организации.

В классических концепциях управления персоналом изначально «стимул» в большей степени отвечал понятию «вознаграждение», основанному исключительно на заработной плате, затем добавились премии и другие материальные вознаграждения.

В концепциях человеческих отношений, и особенно человеческих ресурсов, содержание понятия «стимул» претерпело значительные изменения в результате его нацеленности не столько на сам труд (как в классической концепции), сколько на человека, его качества — основные источники активности персонала, и прежде всего его интересы и потребности.

Учет индивидуальных, личностных качеств работников изменил содержание процесса стимулирования, который стал основываться не только на нормировании и организации труда, но и на анализе востребованности персоналом предлагаемых системой управления стимулов с учетом их актуальности для удовлетворения возрастающих потребностей работающего.

Таким образом, стимулирование вышло непосредственно на мотивы человека.

В качестве мотивов выступают актуальные потребности работника (достижения, лидерство, достаток, удовлетворение трудом, признание, условия труда, жилищные условия, профессиональное обучение и т.п.).

Процесс, происходящий в результате «встречи» тех стимулов, которые оказались адекватными и достижимыми для персонала, с теми актуальными мотивами, которые были приведены в движение этими стимулами, в конкретных условиях развития организации, и является мотивацией. Этот процесс стал результатом индивидуально ориентированного стимулирования труда персонала. Мотивация — это реакция персонала на действия администрации организации.

Как показано на рис. 1, не все стимулы и мотивы могут участвовать в процессах стимулирования и мотивации в конкретных условиях и в конкретный период деятельности организации.

Итак, стимулирование связано с действиями администрации организации, мотивация — с действиями персонала, т.е. его реакцией на действия администрации организации.

Стимулы, ценности (блага) безразличны работнику, если они не отвечают по составу и содержанию требованиям мотивов, потребностей персонала, недостаточны по размерам и несвоевременны.

Уровень стимула по содержанию, величине и времени, который способен преодолеть безразличие работника и вызвать положительный отклик на его воздействие, называют пороговым значением стимула.

References

1. Adizes Itskhak. Upravlenie zhiznennym tsiklom korporatsii. - Piter, 2008.

2. Ashirov D.A. Trudovaya motivatsiya: ucheb. posobie. - M.: Velbi: Prospekt, 2005.

3. Vygotskiy L.S. Sobr. soch.: v 6 t. - T. 3. Problemy razvitiya psikhiki / pod red. A.M. Matyushkina. - M.: Pedagogika, 1983.

4. Kibanov A.Ya., Batkaeva I.A., Mitrofanova E.A., Lovcheva M.V. Motivatsiya i stimulirovanie trudovoy deyatel'nosti personala: uchebnik dlya vuzov. - M.: INFRA-M, 2009.

5. Kibanov A.Ya. Kontseptsii motivatsii i stimulirovaniya trudovoy deyatel'nosti. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment. - 2008. - № 5.

6. Kibanov A.Ya. Motivatsiya souchastiya personala v deyatel'nosti organizatsii i modeli korporativnogo upravleniya. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment. - 2008. - № 12.

7. Koch S. Freiwilliges und unkonrentionales Arbeitsengagement - auch in der Verwaltung?. Personalmanagement der Zukunf. Person - Team - Organisation, von Fisch R., HillH, 2001.

8. Belgaufts R. Professionelle Bewerberauswahl. Das Praxisbuchfuer Vorgesetze. Falken Verlag, 2000.

Login or Create
* Forgot password?