Personal health is a universally recognized asset leading to higher life satisfaction and life expectancy. According to the data provided by the World Health Organization, 20% of personal health is determined by hereditary biological factors, 20% is accounted for by environmental variables, a minor fraction of 10% depends on the healthcare system, and a major of 50% of personal health is related to individual lifestyles. With over a third of Russia’s population neglect health issues, top national priority is given to new initiatives within the framework of the National Project ‘Health’, as well as other state projects designed to promote healthy lifestyles among all the age groups.
health, students, education, study, intensity, session, sports, stroll
Современные условия, характеризующиеся напряженностью экологической, социально-психологической и социально-экономической обстановки в российском обществе, не благоприятствуют улучшению давно и прочно пошатнувшегося здоровья населения. Медицинский подход «сохранение здоровья есть профилактика болезней» подразумевает побуждение граждан к здоровому образу жизни, но лишь отчасти. Однако формирование ценностного отношения к здоровью вообще не предусматривается. В связи с этим имеющиеся представления людей о своем психофизическом состоянии обобщенно выражается в границах от адекватного до пренебрежительного [1].
Пренебрежительному отношению к здоровью в части случаев способствует имеющая место, особенно в молодежной среде, деформация системы ценностей. Справедливости ради следует отметить, что в социуме есть понимание того, что здоровье должно быть на одном из первых мест в структуре ценностей человека.
Состояние физического и психического здоровья молодых людей является государственной проблемой. Снижение уровня здоровья молодежи рассматривается как одна из причин, подрывающих безопасность страны. Правильно организованное профессиональное образование достигает результатов тогда, когда обучающиеся физически и психически здоровы.
По данным Минздрава РФ, из 6 млн молодых людей 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. Треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. В последнее десятилетие отмечается неуклонный рост студентов, поступивших на первый курс с отклонениями в состоянии здоровья [3].
По мере обучения в высшей профессиональной школе происходит существенное снижение уровня функциональных резервов организма, и по окончанию вуза уровень адаптационного потенциала студентов соответствует не их календарному возрасту (21-22 года), а более напряженному состоянию (27-28 лет). Студенты болеют чаще, чем работники самых вредных производств.
В условиях государственной отрешенности от проблем здоровьесбережения населения, в том числе студентов, проживающих в условиях городской агломерации, единственный выход - в переносе основного социального бремени по поддержанию приемлемого уровня индивидуального здоровья студентов на деятельность вузов.
1. Dykhan L.B., Kukushkin V.S., Trushkin A. G. Pedagogicheskaia valeologiia [Educational valeology]. Moscow: Rostovna-Donu [Rostov-on-Don], 2005.
2. Oglobin K. A. Formirovanie kul’tury zdorov’ia v sisteme vysshego pegagogicheskogo obrazovaniia [Creating Health Culture within Higher Pedadogical Education Framework], Problemy pedagogicheskoi innovatiki v professional’noi shkole [Career School Pedagogical Innovation: Issues]. Materialy 7-i mezhregionel’noi mezhotraslevoi nauchnopracticheskoi konferentsii s uchastiem blizhnego i dal’nego zarubezh’ia [Proceedings of the 7th Transregional Interdiscipinary Conference with CIS and non-CIS participation]. St.Petersburg, 2006. pp. 271-275.
3. https://www.rosminzdrav.ru/ (Accessed on May, 13, 2013).