The recent years has seen much discussions concerning ways to emphasize uniqueness of an educational establishment and its operational specifics. Partial solution to these issues is achieved through elaboration and documentation of Concepts, “Educational programs”, “Development programs” for various educational institutions. This is not enough for creation of kindergarten’s outer informational field as an open socio-pedagogic system for prospective customers and consumers of educational services. Thus it is necessary to develop ingenious individualized informational documents for each preschool educational institution. The problem of kindergarten management and quality of education maintenance is discussed. The author concludes, that the positive image enhances competitiveness of a preschool educational institution at the educational services market and should be considered as a crucial resource of preschool educational institution management.
personnel management, preschool education institution (kindergarten), positive image, competence, education services quality.
В условиях модернизации современной образовательной системы в России значительно повышается роль образовательных учреждений. Образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад или школа, а как организация, оказывающее образовательные услуги. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения, которые обеспечивают устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. Основными факторами, определяющими в настоящее время направления функционирования и развития ДОУ, являются общественно-экономические преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг и интеллектуального труда. Сегодня уже невозможно строить управление традиционными способами. Работа в режиме развития заставляет переосмысливать и по-новому строить систему управления. Ориентирами здесь являются Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования, местные нормативно-правовые акты, локальные акты ДОУ [8]. Системные изменения, происходящие сейчас в образовании, не только свидетельствуют о приоритетности данной сферы в государственной политике, но и показывают, что их успешность в немалой степени зависит и от социального партнерства ДОУ и гражданских институтов. В основе общественной поддержки лежит доверие к системе образования. В связи с этим актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа современного ДОУ [6].
Как известно, основная часть жизни человека протекает в организованной трудовой деятельности. В такой ситуации управление персоналом организации становится особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его реализацию, разрешает целый спектр проблем адаптации индивидов к внешним условиям. От того, насколько грамотно осуществляется управление персоналом, зависит успешность работы организации, в чём видится новый резерв экономического роста. Соответственно к существовавшему ранее экономическому подходу в разрешении кадровых проблем организации присоединяется социальный и организационный подходы. В результате возникла необходимость переосмысления содержания некоторых исходных положений и существующей практики кадрового управления.
1. Bazarova T.Yu. Upravlenie personalom. 8-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2010.
2. Ezopova S.A. Menedzhment v doshkol´nom obrazovanii: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. M.: Akademiya, 2003.
3. Gerasimova E., Fedina N. Razvitie sistemy obshchestvennogo doshkol´nogo obrazovaniya: opredelenie vidov doshkol. obrazovat. uchrezhdeniy i podkhodov k otsenke ikh deyatel´nosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. M., 2007. № 4. S. 67-72.
4. Zazykin V.G. Imidzh organizatsii: struktura i psikhologicheskie faktory effektivnosti. URL: http://tandemforum.ru/articles/info/article23.html
5. Kuznetsova Yu.V., Alekseeva S.N. Korporativnyy imidzh kak vazhneyshiy nematerial´nyy aktiv kompanii. Materialy 5-y mezhdunarodnoy nauchno-praktich. konf. «Novini ot dobrata nauka». Respublika B´´lgariya, gr. Sofiya: «Byal GRAD-BG» OOD, 2009. T. 4. Ikonomiki. S.102-104.
6. Leonova N.P. Znachenie analiticheskoy deyatel´nosti rukovoditelya doshkol´nogo obrazovatel´nogo uchrezhdeniya v rabote s kadrovym sostavom. Vestnik Severo-Vostochnogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. Vyp. 10. S. 85-89.
7. Pozdnyak L.V., Lyashchenko N.N. Upravlenie doshkol´nym obrazovaniem: Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov. 2-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2000.
8. Panfilova A.P. Imidzh delovogo cheloveka. M., 2007.
9. Sal´nikova L. Imidzh i reputatsiya. URL: http://www.cijournal.ru/article/67/200701image_and_reputation
10. Fedina N.V. O proekte federal´nykh gosudarstvennykh trebovaniy k strukture osnovnoy obshcheobrazovatel´noy programmy doshkol´nogo obrazovaniya. Upravlenie doshkol´nym obrazovatel´nym uchrezhdeniem. 2009. № 1. S. 45-51.