Moskva, Moscow, Russian Federation
UDK 61 Медицина. Охрана здоровья
The article is devoted to psychological analysis of the main directions, forms and methods of preventive work with the personnel of the state traffic Inspectorate. The direction of psycho-prophylactic work is systematized in the form of: 1) diagnosis; 2) training; 3) assistance; 4) correction. As integrating a dedicated system component such as a psychological counteraction. All the elements are disclosed in the relevant (specific) methods of psychological work. The proposed approach generates a holistic view of the system of psychological prevention. His introduction of the practice activities of psychologists of the state traffic Inspectorate will help to improve the tools available to the specialist preventive means, ultimately, reduce the number of violations of discipline and legality among the personnel.
misconduct, violation of law, corruption, deviation behavior, psychological prevention, psychological work, personnel, traffic police.
Реформирование правоохранительной системы сопряжено с совершенствованием психологической работы с личным составом. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», приказами МВД России от 02.09.2013 № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» и от 11.02.2010 № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами психологическое сопровождение укрепления законности и служебной дисциплины среди сотрудников следует рассматривать как основное направление работы кадрами. Однако, при всей его значимости, отмечается неопределённость в вопросах методической составляющей, обучения психологов (например, в ходе учебно-методических сборов) эффективным подходам, методам и методикам реализации психопрофилактической работы.
Психологическая работа по укреплению законности и служебной дисциплины (психопрофилактика) – это система методов, методик и приёмов психологического воздействия на личность, социальную группу или организационную структуру органа внутренних дел в целях снижения вероятности возникновения у сотрудников девиаций (в т.ч. делинквенций) поведения.
В современной практике отмечается достаточно широкий спектр инструментария, с помощь которого реализуется психологическая профилактика по той или иной проблеме. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования и коррекции, проведения психотренировок и социально-психологических тренингов, а также путём проведения лекций-бесед с личным составом о предпосылках, сущности и последствиях девиаций поведения; психологической поддержки семей сотрудников; стимулирования личностного роста сотрудников; обучения приёмам и методам психической саморегуляции. При этом реализация индивидуальных психопрофилактических мероприятий, в частности, должна основываться на методах психологической диагностики как информационной подсистеме, позволяющей получать достоверные сведения о степени профессиональной деформированности личности конкретного сотрудника [1].
Для уточнения системы психопрофилактической работы с сотрудниками Госавтоинспекции в 2016 году нами было проведено соответствующее научное исследование. Оно предусматривало: 1) анализ психологической практики работы с сотрудниками, нуждающимися в дополнительном психолого-педагогическом внимании; 2) системно-ситуативный анализ основных проблемных моментов работы ведомственных психологов с «проблемными сотрудниками» [2, 7]; 3) анализ дисциплинарной практики в строевых подразделениях; 4) сопоставление степени выраженности некоторых личностных особенностей сотрудников с их дисциплинарной практикой [3]; 5) анализ отзывов сотрудников об эффективности психологической работы с ними. Результаты комплексного многопараметрического анализа показали вариативность методических подходов к психопрофилактической работе.
В качестве частных выводов по результатам проведённого научного исследования отмечено разнообразие форм и методов профилактической работы, что обусловило необходимость их систематизации в следующих направлениях (рис. 1):
1. Психологическая диагностика. Охватывает широкий спектр исследовательского инструментария – анкетирование, диагностическое интервьюирование, наблюдение, тестирование, специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа, методики социально-психологической диагностики, анализ документов и продуктов деятельности. В зависимости от временной направленности изучаемых явлений методы и соответствующие методики могут быть представлены как:
- методы исследования особенностей поведения (поступков) сотрудников в прошлом (применяются при проведении служебных проверок по фактам чрезвычайных происшествий с личным составом, а также в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу). Наиболее ярким примером использования методик данного направления выступают специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа при расследовании причастности сотрудников Госавтоинспекции к преступлениям коррупционной направленности;
- методы изучения актуальных особенностей личности и поведения, взаимоотношений в служебных коллективах (применяются для оценки степени выраженности различных индивидуально-психологических особенностей личности в текущий момент, оценки демонстрируемого поведения сотрудников, изучения социально-психологических процессов и явлений). Область применения варьируется от диагностики при допуске сотрудников к несению службы с оружием, при оценке текущего эмоционального состояния, при работе с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, до диагностики при выполнении служебных обязанностей в экстремальных условиях. Методики внетестового исследования используются при участии психолога в проведении отдельных служебных расследований по фактам грубых дисциплинарных проступков и чрезвычайных происшествий с личным составом [6];
- методы прогнозирования личностного развития и поведения (применяются для вероятностной оценки поведения сотрудника в будущем (в ближайшей перспективе), личностных и профессиональных деформаций). Результаты носят ориентирующий характер и учитываются в совокупности с иной психологически значимой информацией.
Отдельным аспектом в системе предупреждения девиаций поведения стоит проведение профессионального психологического отбора при приёме на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения девиаций поведения у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности, могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологам необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его служебной деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение девиаций.
2. Психологическая подготовка. Формирует профессионально-психологическую подготовленность личного состава Госавтоинспекции, правосознание сотрудника, нравственно-ценностную сферу, в конечном счёте, его устойчивость по отношению к совершению противоправных деяний. Это одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы (например, психологизация социума, информирование сотрудников по вопросам дисциплинирования, психологического знания и его применения в жизнедеятельности, профилактика дидактогений как одного из проявлений синдрома эмоционального выгорания и отклоняющегося поведения). Формы подготовки могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Средства отличаются разнообразием: вербальные (беседа, лекция, семинары, просмотр и обсуждение художественных и документальных видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев), публицистика (печатные и электронные средства массовой информации), наглядные (плакат, буклет, памятка, выставки психологической литературы), интерактивные и т.п. Базовыми методами работы выступают:
- просветительно-разъяснительные лекции и беседы о вероятности, сущности, видах и последствиях девиаций поведения;
- практические занятия по овладению навыками саморегуляции общего психического состояния и поведения;
- тренинговые технологии, направленные на обучение сотрудников навыкам и приёмам нормативного поведения в кризисных (сложных, проблемных, конфликтных, коррупционно опасных) ситуациях;
- взаимообучение, коучинг, обучение в рамках наставничества;
- латентное обучение (обучение в процессе служебной деятельности путём анализа и усвоения образцов успешных действий коллег);
- обучение регулятивным технологиям в рамках программ первоначальной подготовки сотрудников Госавтоинспекции, также на специальных курсах повышения квалификации и стажировках.
Рис. 1. Направления и методы психологической профилактики
3. Психологическая помощь. Устраняет основные экстра- (внешние по отношению к сотруднику) и интра- (внутриличностные) причины возникновения девиаций поведения, а также противоречия, которые могут вызывать рост психического напряжение, развитие внутриличностного конфликта, как следствие, срыв служебной деятельности. Методы данного направления разнятся. В качестве основных можно выделить такие как:
- методы совершенствования организации труда (соблюдение организационно-штатной дисциплины, планирование служебного времени и тайм-менеджмент, непротиворечивость должностных предписаний, учёт психологии принятия и исполнения управленческих решений, обеспечение равномерной рабочей нагрузки на сотрудников, методы психологического контроля за деятельностью подчинённых и т.п.);
- методы разрешения индивидуальных проблем (например, в ходе индивидуального или семейного консультирования, психологической поддержки (в т.ч. с привлечением лиц внеслужебного окружения), изо-, библио-, арт-, поведенческой и иных видов психотерапевтического воздействия, психологического тренинга);
- методы организационно-управленческого консультирования и ассистирования (например, при проведении психологической экспертизы нормативных правовых актов и документов, затрагивающих работу с личным составом, при предоставлении руководителю мнения специалиста-психолога по различным аспектам жизнедеятельности; при внесении психологически значимых предложений по укреплению служебной дисциплины и законности);
- метод медиации (посредничества между руководителем и сотрудниками для устранения противоречий, конфликтов, для доведения мнения личного состава по актуальным проблемам жизнедеятельности, для независимого психологического арбитража и т.п.);
- диалогические методы психологического стимулирования к личностному и профессиональному дисциплинированию, а также развитию с определением близкой, средней и отдаленной перспектив (беседы, диспуты).
Необходимо учитывать, что помощь сотрудникам, не затронутым девиацией поведения, не менее важна, чем воздействие на тех, кто начинает демонстрировать её первые проявления. Так, в индивидуальной работе с нормативными сотрудниками стратегическими задачами является убеждение в том, что есть реальная опасность девиаций поведения для их лично, раскрытие характеристики опасности и факторов, её вызывающих, обучение методам и приёмам распознавания появлений девиаций, психологической профилактики и преодоления, соответствующим особенностям их личности и профессиональной деятельности.
4. Психологическая коррекция. Оказывает существенное (мощное) психологическое воздействие на поведение сотрудника путём изменения его некоторых личностных особенностей [4]. Коррекции подлежат, в первую очередь, такие сферы личности как мотивационная и нравственно-ценностная, волевая (регулятивная) и интеллектуально-познавательная.
- методы коррекции (преодоления, снятия, купирования) негативных психоэмоциональных состояний (например, в ходе сеансов релаксации, кризисного психологического консультирования или дебрифинга, ситуативного психотерапевтического воздействия, работы со специальным психологическим оборудованием);
- методы коррекции деформаций личности и девиаций поведения (например, с привлечением элементов рациональной психотерапии, психологического тренинга и консультирования).
Психологическое противодействие как компонент системы психопрофилактической работы реализуется в различных методических направлениях. Например, для сбора и анализа информации об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия на личный состав, коллективно-группового мнения применяются беседы, анкетирование, наблюдение и т.п. (т.е. методические средства диагностического направления). Готовность противостоять негативным традициям и конкретным нарушителям служебной дисциплины формируется в ходе занятий по морально-психологической подготовке личного состава (т.е. методическими средствами направления подготовки). Сплочение коллектива, предотвращение межличностных конфликтов, предупреждение распространения недостоверной информации, совершенствование управленческой деятельности ставятся во главу угла методических средств направления психологической помощи [5].
Несмотря на столь широкое разнообразие возможностей психопрофилактики девиаций поведения сотрудников Госавтоинспекции в настоящее время актуально совершенствование её методических основ, в целом, и методов решения отдельных дисциплинарных проблем, в частности.
Таким образом, привлечение современной науки для преодоления проблемы девиаций поведения – это перспективное направление совершенствования работы с личным составом, это своеобразный психологический протектор от нарушения законности и служебной дисциплины. Реализация комплекса профилактических мероприятий позволит воспитать высоконравственного сотрудника-профессионала, сформировать новой облик полиции, повысить доверие общества к полиции.
1. Karavaev A.F., Marin M.I., Petrov V.E., Osnovy psihoprofilaktiki professional´noj deformacii lichnosti sotrudnikov organov vnutrennih del: uchebnoe posobie [Fundamentals of prevention of professional deformation of employees of internal Affairs agencies: textbook]. Omsk: Omsk Academy of the MIA of Russia, 2007. 168 p.
2. Kruk V.M., Karavaev A.F., Vinogradov M.V., Kasperovich Y.G. Actual problems of psychological work with the police officers and of professional psychological selection to the service (review of the coordination and methodological Council) // Psihopedagogika v pravoohranitel´nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement] / Omsk Academy of the MIA of Russia. Omsk, 2016. No. 3 (66). pp. 80-82 (in Russian).
3. Maltseva T.V. A psychological approach to corrupt behavior \\ Aktual´nye problemy protivodeystviya korruptsii v sovremennykh usloviyakh. Materialy mezhvedomstvennoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 21 marta 2012 [Actual problems of counteraction of corruption in modern conditions. Materials interdepartmental scientific and practical conference of March 21, 2012], Ruza: Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia, 2012. pp.101-105 (in Russian).
4. Petrov V.E., Smetanin N.V. Osnovy organizatsii psikhologicheskogo obespecheniya professional´noy deyatel´nosti: monografiya [Fundamentals of psychological maintenance of professional activity: a monograph]. M .: Absolut Group Publ., 2010. 72 p.
5. Petrov V.E., Filipenkova N.Yu. Psihotehnologii okazanija pomoshhi i samopomoshhi sotrudnikam policii v jekstremal´nyh uslovijah: uchebno-metodicheskoe posobie [Psycho aid and self-help to the police in extreme conditions: methodical manual. 2-e Izd. Rev]. Domodedovo: rati MIA of Russia, 2011. 113 p.
6. Psihologicheskoe obespechenie profilaktiki prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti u sotrudnikov organov vnutrennih del: metodicheskie rekomendacii [Psychological support of prevention of corruption-related crimes among employees of internal Affairs bodies: methodical recommendations / Marin M.I., Bochkova A.A., Safronov A.D. et al.] Moscow: Academy of Ministry of internal Affairs of Russia, 2014. 44 p.
7. Improvement of the psychological work with the personnel in the system of moral-psychological support of the operational activities: topical issues and ways of solution // Aktual´nye voprosy i puti ih reshenija: sbornik nauchnyh statej nauchno-prakticheskoj konferencii MVD Rossii [Collected scientific articles scientific-practical conference of the MIA of Russia]. M.: DSSP Ministry of internal Affairs of Russia, 2014. 304 p. (in Russian).