THE ISSUE ОF UNIVERSITY GRADUATE’S COMPETITIVENESS: REGIONAL PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The meaning of «university graduate» concept within the system of economic relations is specified; the essence of graduates’ competitiveness is revealed as well as its place in the system of interrelated economic categories; issues and challenges with which graduates encounter at the regional labor markets are outlined. By questioning graduates and employers of the Penza region, the author determines competitive advantages of the formers in terms of assessing various subjects of market relations. Ways to enhance university graduates’ competitiveness at local labor markets are proposed and practical guidelines are elaborated.

Keywords:
university graduate, competitive advantage, graduates’ competitiveness,competitive university graduate, educational services market, regionallabor market.
Text

Модернизация российской экономики, реформирование системы высшего образования, обострение проблем конкуренции и конкурентоспособности на российском и мировом рынках поставили в разряд первоочередных задач подготовку конкурентоспособных человеческих ресурсов. Их подготовка начинается в системе высшего образования. Однако мониторинг государственных российских вузов, проводимый Министерством образования и науки в 2012 г., выявил, что около 1/3 вузов и более 1/2 филиалов неэффективны, а значит, априори неконкурентоспособны, т.е. не могут оказывать конкурентоспособные образовательные услуги и готовить конкурентоспособных выпускников вузов — будущих специалистов для российской экономики [1]. В декабре 2013 г. признаны неэффективными и рекомендованы к реорганизации 373 вуза и филиала [1].

В условиях перехода к «экономике знаний» конкурентоспособность системы национального образования и конкурентоспособность вузов становятся гарантом подготовки конкурентоспособных человеческих ресурсов. Получение высшего профессионального образования представляет собой наделение индивидуума человеческим капиталом [6]. Однако получение даже качественного образования в современных условиях — это еще не гарантия трудоустройства выпускников вузов.

В условиях переизбытка молодых специалистов экономического и юридического профиля, жесткой конкуренции на рынке труда, несоответствия профиля выпускников вузов реалиям и новым запросам экономики обострилась проблема трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке. Возникла острая необходимость в комплексных всесторонних исследованиях конкурентоспособности выпускника вуза, поиске путей ее повышения с учетом региональной специфики.

Цель исследования — выявление сущности понятие «конкурентоспособность выпускника вуза» с точки зрения различных субъектов рынка труда для разработки комплексной системы мероприятий по ее повышению. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • уточнить содержание понятия «выпускник вуза» в системе экономических отношений;
  • выявить сущность конкурентоспособности выпускника вуза, определить ее место в системе взаимосвязанных экономических категорий;
  • на основе анкетирования выпускников вузов и работодателей в Пензенском регионе составить портрет «конкурентоспособного выпускника вуза», выявив конкурентные преимущества в оценке различных субъектов рыночных отношений;
  • сформулировать проблемы и противоречия, с которыми сталкивается выпускник вуза на региональном рынке труда;
  • определить пути повышения конкурентоспособности выпускника вуза.
References

1. Ofitsial´nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. (The Ministry of education and science of the Russian Federation). Available at: http://минобрнауки.рф. (Accessed 1 December 2013).

2. Kuteynitsyna T.G. Competitiveness specialist: critical reading of domestic publications. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem [Modern Research of Social Problems], 2011, no. 4. (in Russian) Available at: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/kuteinitsyna.pdf (Accessed 6 December 2013). doi: 0421100132/0105

3. Medushevskaya I.E. Theoretical and practical aspects of analysis of competitiveness of insurance company. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika [Research and development. Economics]. 2013, Vol. 1, no. 2, pp. 25-30. (in Russian). doi:https://doi.org/10.12737/585

4. Penzenskaya oblast’ 2012 v tsifrakh. Ofitsial’noe izdanie. Statisticheskiy spravochnik [Penza region in 2012. Official publication. Statistical reference book]. Penza, Penzastat Publ., 2013, 453 p. (in Russian)

5. Reznik S.D., A.A. Personal competitive student. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. Seriya «Obshchestvennye nauki» [News of Penzа State Pedagogical University named after V.G. Belinsky. Social Sciences], 2011, no. 24, pp. 408-416. (in Russian)

6. Savina I.V. Economic assessment of quality of higher education. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika [Research and development. Economics], 2013, Vol. 1, no. 3, pp. 28-33. (in Russian) doi:https://doi.org/10.12737/690

7. Sal’nikova L.Yu. The concept of competitiveness management graduates in the labor market. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental research], 2011, no. 12, pp. 805-808. (in Russian) Available at: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7982046 (Accessed 1 December 2013)

8. Shilova M.I., Belykh I.L. Formation of competitiveness of the graduates. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2010, no. 4, pp. 39-45. (in Russian)

Login or Create
* Forgot password?