PREDICTIONS AND RISKS IN THE LEGAL SPHERE
Rubrics:
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the concept of advanced legal effect, targets of legal prognosis, such as scientific prognostication of dynamics of legal conditions, optimal legal effect on social and politic processes, avoidance of possible deviations. Elements of juridical prognosis are determined: borders and contents of perspective legal regulation, means of correlation of social development processes and their legal reverberation. Theses correlation could help to ascertain cause-and-effect relations in the legal system, dynamics of legal regulations in national and international law, dynamics of statutes and functions of subjects of law, legal risks. All these elements would stimulate minimizing of negative consequences. Methods of prognostication and a range of criteria for an estimation of results are also considered in the article.

Keywords:
Prognostication, prediction, risk, legal regulation, concepts, lawmaking.
Text

В масштабных и динамичных процессах в современном мире особую актуальность приобретает возможность предвидения будущих явлений. В полной мере это относится к прогнозированию общественных явлений, в том числе в правовой сфере. Футурология как наследие прошлых веков приобретает новый потенциал. К сожалению, в практическом и теоретическом плане сделано немного и это отрицательно сказывается на качестве правотворчества и правоприменения. Обилие противоречивых правовых актов, ошибки и просчеты, явные пробелы снижают эффективность правового регулирования. Между тем освоение новых правовых пространств и необходимость стабильности общества, государства и мировой системы требуют более глубоких исследований правовых явлений.

Опережающее правовое воздействие. Сегодня трудно рассматривать право как явление «однолинейного» развития, сугубо «текстового» взгляда недостаточно для понимания сложных механизмов познания права и его динамики. И здесь поможет прогнозирование.

В 1970-х гг. в нашей стране разрабатывали прогноз развития народного хозяйства СССР на 20 лет. Институты Академии наук СССР были основными разработчиками прогнозных оценок. Сотрудники Института государства и права, среди которых был и автор настоящей статьи, готовили прогнозные материалы в сфере государственно-правового развития, которые, однако, оказались невостребованными; события последующих десятилетий развивались спонтанно, подчас вопреки предварительным оценкам. Таким образом, можно с горечью констатировать утрату практического интереса к прогнозированию в последние 20 лет. Тем не менее обнадеживает накопленный научный потенциал прогнозирования, в том числе в юридической сфере.

К сожалению, методологический инструментарий и накопленный опыт прогнозирования были преданы забвению с распадом Союза ССР. Был взят курс на рыночное саморегулирование, который не оправдал себя в полной мере. Слабость системного подхода и перспективных оценок привела к диспропорции и низким темпам развития. «Текущие» законодательные и оперативно-экономические меры не давали результата.

Опыт прошлых лет и последних двух десятилетий свидетельствует о явной недооценке прогнозов и моделей в процессе правотворчества и правоприменения. «Зигзаги» муниципальной и административных реформ, «возвратные» изменения законодательства о выборах в Государственную Думу Российской Федерации, выборах губернаторов, налогах, об образовании убеждают в слабости прогностической функции государства.

 

Многолетнее забвение прогнозной тематики наконец сменяется возрождением интереса к ней (в частности, приняты Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. и сопутствующие ей отраслевые стратегии). Хаотичность социально-экономических процессов потребовала введения перспективных механизмов их преодоления. Правительство РФ приняло постановление от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» и утвердило Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми разработка прогноза осуществляется в три этапа: сценарные условия и основные параметры прогноза, определение связи прогноза и госбюджета. Предвидение наиболее вероятных внешних и внутренних условий и характеристик социально-экономического развития дополняется количественными показателями. Минэкономразвития России готовит прогнозы на текущий период, а Минфин России - бюджетный прогноз.

References

1. XII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva. M., 2012.

2. Gavrilov O. A. Strategiya pravotvorchestva i sotsial´noe prognozirovanie. M., 1993. Gl. 20.

3. Egorov V. K., Tikhomirov Yu. A. Pravo i kul´tura. M., 2009.

4. Zor´kin V. D. Pravo v usloviyakh global´nykh peremen. M., 2013.

5. Kazimirchuk V. P. Pravo i metody ego izucheniya. M., 1965.

6. Kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel´stva / otv. red. T. Ya. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. M., 2013.

7. Pravovoe prostranstvo i chelovek / otv. red. Yu. A. Tikhomirov. M., 2012.

8. Radchenko V. I., Ivanyuk O. A., Plyugina I. V. i dr. Prakticheskie aspekty prognozirovaniya zakonodatel´stva i effektivnost´ primeneniya prognoziruemykh norm. Zhurnal rossiyskogo prava. 2008. № 8.

9. Tikhomirov Yu. A. Gosudarstvo. M., 2013.

10. Tikhomirov Yu. A. Kollizionnoe pravo i otkloneniya v pravovoy sfere. Pravo i politika. 2013. № 3.

11. Tikhomirov Yu. A. Pravovoe regulirovanie: teoriya i praktika. M., 2010.

Login or Create
* Forgot password?