The article discusses the concept of the hidden curriculum in terms of its institutional and communicative aspects. It deals with the reasons for the sustainability of gender stereotypes in the communicative environment of the university. The main mechanism of reproducing gender stereotypes and values is believed to be the social context of an educational organization. It is characterized by a level of teacher’s communicative competence. The article analyzes the characteristics of teacher’s verbal and non-verbal behavior and their impacts on the processes of gender socialization and identification of modern students. The transformation of gender relations is seen as an objective and global process caused by progressive socio-economic changes, whose influence on education requires careful analysis.
hidden curriculum, gender stereotypes, communicative environment of the university, teacher’s verbal behavior, social context of educational organizations.
Существенная роль в передаче социокультурных норм и ценностей обучающимся, в том числе гендерных, принадлежит процессу социализации, происходящему во внутренней среде образовательной организации через межличностную коммуникацию учащихся с педагогом и друг с другом, что часто имеет неявный, неосознаваемый характер.
Понятие «скрытое содержание образования» является инновационным для отечественной педагогической науки и образовательной практики. Ученые рассматривают его исходя из традиционного для российской науки понятия содержания образования, служащего основным каналом трансляции социокультурного опыта. Содержание образования определяется известными отечественными педагогами И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, В.В. Краевским в контексте культурологической концепции как «педагогически адаптированный социальный опыт». В содержании образования выделяют два компонента: заложенное в официальный учебный план и незаложенное, т.е. скрытое. Аналогом данного понятия в западной педагогике служит термин hidden сurriculum, введенный в 1968 г. Ф. Джексоном в его работе Life in Classrooms [7]. Джексон разделил содержание образования на formal curriculum, которое декларируется в официальных образовательных документах и связано с провозглашенными целями и ценностями, и hidden curriculum, которое формально не декларируется, т.е. представляет собой неявный, побочный процесс.
1. Ryabova T.B. Gendernye stereotypy i gendernaya stereotipizaciya: Metodologicheskie podhody [Gender stereotypes and gender stereotyping: Methodological Approaches]. Zhenshchina v rossijskom obshchestve [Woman in Russian society]. 2001, I. 3-4, pp. 3-12.
2. Tubel’skii A.N. Uklad shkol’noi zhizni - skrytoe soderzhanie obrazovaniia [School Life and Its Implicit Education Content]. Voprosy obrazovaniia [Educational questions]. 2007, I. 4, pp. 177-180.
3. Shishlova E.E. Gendernyj podhod v obrazovanii [Gender approach in education]. Аktualnye voprosy podgotovki specialistov mezhdunarodnogo profilya: smena paradigm [Modern problems of Training Internationally Oriented Specialists]. Moscow, MGIMO-University Publ., 2014, pp. 229-232.
4. Shishlova E.E. Gendernye aspekty delovogo I liderskogo stilej [Gender aspects of the business and leadership styles]. Psihologiya truda I upravleniya v sоvremennoj Rossii: organizaciya, rukovodstvo I predprinimatelstvo: materialy mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii [Psychology of work and management in modern Russia: the organization, management and entrepreneurship: Proceedings of the International scientific-practical conference]. Tver, Tver State University Publ., 2014, pp. 132-136.
5. Shishlova E.E., Kuritsyn I.A. Reprezentatsiia skrytogo soderzhaniia obrazovaniia v diskurse uchebnykh posobii po angliiskomu iazyku [Representation of Hidden Curriculum in EFL Textbooks]. Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO-University Bulletin]. 2014, I. 4, pp. 332-339.
6. Yarskaya-Smirnova E. Gendernoe neravenstvo v obrazovanii: ponyatie skrytogo uchebnogo plana [Gender inequality in education: the concept of the hidden curriculum]. Gendernye issledovaniya [Gender studies], 2000, I. 5, pp. 295-301.
7. Jackson Ph. Life in Classrooms. New York, Teachers College Press, 1990. 183 p.