СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается понятие скрытого содержания образования в его институционально-коммуникативном аспекте. Анализируются причины устойчивости гендерных стереотипов в коммуникативной среде вуза. В качестве основного механизма воспроизводства гендерных стереотипов и ценностей признается уклад образовательной организации, характеризующийся степенью коммуникативной компетентности преподавателя. Рассматриваются особенности вербального и невербального поведения преподавателя в его влиянии на процессы гендерной социализации и идентификации современных студентов и студенток. Трансформация гендерных отношений рассматривается как объективный и глобальный процесс, вызванный прогрессивными социально-экономическими преобразованиями в обществе и требующий своего осмысления в сфере образования.

Ключевые слова:
скрытое содержание образования, гендерные стереотипы, коммуникативная среда вуза, вербальное поведение преподавателя, уклад образовательной организации.
Текст

Существенная роль в передаче социокультурных норм и ценностей обучающимся, в том числе гендерных, принадлежит процессу социализации, происходящему во внутренней среде образовательной организации через межличностную коммуникацию учащихся с педагогом и друг с другом, что часто имеет неявный, неосознаваемый характер.

Понятие «скрытое содержание образования» является инновационным для отечественной педагогической науки и образовательной практики. Ученые рассматривают его исходя из традиционного для российской науки понятия содержания образования, служащего основным каналом трансляции социокультурного опыта. Содержание образования определяется известными отечественными педагогами И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, В.В. Краевским в контексте культурологической концепции как «педагогически адаптированный социальный опыт». В содержании образования выделяют два компонента: заложенное в официальный учебный план и незаложенное, т.е. скрытое. Аналогом данного понятия в западной педагогике служит термин hidden сurriculum, введенный в 1968 г. Ф. Джексоном в его работе Life in Classrooms [7]. Джексон разделил содержание образования на formal curriculum, которое декларируется в официальных образовательных документах и связано с провозглашенными целями и ценностями, и hidden curriculum, которое формально не декларируется, т.е. представляет собой неявный, побочный процесс.

Список литературы

1. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: Методологические подходы [Текст] / Т.Б. Рябова // Женщина в российском обществе. - 2001. - № 3-4. - С. 3-12.

2. Тубельский А.Н. Уклад школьной жизни - скрытое содержание образования [Текст] / А.Н. Тубельский // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 177-180.

3. Шишлова Е.Э. Гендерный подход в образовании [Текст] / Е.Э. Шишлова // Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм: материалы науч. конф. (Москва, 15-16 ноября 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Е.В. Воевода. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - С. 229-232.

4. Шишлова Е.Э. Гендерные аспекты делового и лидерского стилей [Текст] / Е.Э. Шишлова // Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2014. - С. 132-136.

5. Шишлова Е.Э. Репрезентация скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку [Текст] / Е.Э. Шишлова, И.А. Курицын // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 4. - С. 332-339.

6. Ярская-Смирнова Е. Гендерное неравенство в образовании: понятие скрытого учебного плана [Текст] / Е. Ярская-Смирнова // Гендерные исследования, 2000. - № 5. - С. 295-301.

7. Jackson Phillip. Life in Classrooms. New York, Teachers College Press, 1990, 183 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?