"HEADS OF DEPARTMENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES: THE STAGE OF GROWTH" (REVIEW OF THE MONOGRAPH)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents approaches to the study of features of structure and content of the activities of heads of departments of higher educational institutions of Russia. A review of the monograph "Heads of departments of universities of Russia: the growth stage" is given.

Keywords:
heads of departments, university priorities of functional processes.
Text

Резник С.Д., Сазыкина О.А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. Монография. – М.: ИНФРА-М, 2016.

В последние десятилетия система высшего образования России находится в состоянии постоянного реформирования. Среди основных из них можно отметить переход на двухуровневую систему образования (бакалавр-магистр), ужесточение требований к оценке эффективности деятельности вузов, широкое распространение дистанционного образования, создание федеральных и национальных исследовательских университетов, а в настоящее время еще и опорных университетов. Эти изменения усложняют не только работу обычных преподавателей, но и в первую очередь деятельность управленческих кадров высших учебных заведений. 

В связи с этим проблемы профессионализма и определения новых приоритетов деятельности управленческих кадров вузов, в частности заведующих кафедрами, которые ставят перед собой авторы монографии «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста», становятся все более актуальными и требуют своевременного решения.

Монография «Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста» [1] является логическим продолжением научных исследований авторов, связанных с изучением управленческого потенциала руководящих кадров вузов: ректоров, проректоров, деканов факультетов. Результаты этих исследований изданы научно-издательским центром «ИНФРА-М» в виде монографий «Ректоры России: система и механизмы профессионального становления» [2], «Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности» [3], «Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы» [4], а также в ряде статей [5–11].

Результаты исследований, представленные в монографии, опираются на специальный мониторинг изменений в составе и содержании деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений, проведенный авторами в 2003 г. в рамках выполнения проекта «Разработка и реализация внутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы Российской Федерации» по заданию Минобрнауки России [12, 13], а затем в 2015 г. Такой временной период позволил выявить тенденции и особенности состава заведующих кафедрами российских вузов, а также изменения в приоритетах их деятельности.

Структурно монография состоит из восьми глав. Отметим наиболее интересные для читателя моменты.

В первой главе «Система управления высшим учебным заведением России» авторы раскрывают сущность управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых должно быть построено на основе четкой организационно-управленческой структуры и направлено на достижение главной цели – подготовки высококвалифицированных специалистов для отраслей народного хозяйства. 

Вторую главу «Кафедра – ключевое звено в системе управления российским университетом» авторы посвятили определению места кафедры в структуре внутривузовского менеджмента, рассмотрению особенностей и видов деятельности кафедр. 

Здесь же приведены результаты исследования изменений в структуре вузовских кафедр, которые позволили сформировать среднестатистический портрет современной вузовской кафедры, который характеризуется следующим:

  • значительное укрупнение коллективов кафедр привело к тому, что в среднем численность преподавателей кафедры составила 15 человек, при этом удельный вес кафедр численностью свыше 15 человек вырос более чем на 50% и составил 37,2% (в 2003 г. – 23,5%);
  • большинство кафедральных педагогических коллективов (58,2%) характеризуются смешанным по полу составом преподавателей;
  • продолжается повышение возраста преподавателей, что привело к тому, что средний возраст преподавателей составил 45,2 года;
  • коллективы вузовских кафедр в 2015 г., по мнению 79,6% заведующих кафедрами, по сравнению с 2003 г. стали более сплоченными;
  • увеличился удельный вес заведующих кафедрами, которые являются неформальными лидерами на кафедре, и составил 70,9%.

В третьей главе «Заведующий кафедрой университета: социологический портрет» дается оценка изменениям в составе заведующих кафедрами российских вузов, представлен социологический портрет современного заведующего кафедрой. Приведены результаты факторного анализа состава заведующих кафедрами в зависимости от их пола, возраста, стажа руководства, наличия ученой степени и характера деятельности кафедры. 

Отметим, что авторы монографии верно отметили ряд особенностей:

к 2015 г. средний возраст заведующих кафедрами еще более вырос и составил почти 55 лет, при этом средний возраст женщин – заведующих кафедрами составляет 51,3 года, что ниже среднего возраста мужчин – заведующих кафедрами на 5,2 года;

  • средний стаж руководства кафедрой в целом по российским вузам составляет 10,2 года. При этом четвертая часть опрошенных заведующих кафедрами возглавляют свои кафедры менее 3 лет, а менее 5 лет работает в должности треть заведующих кафедрами, что свидетельствует об отсутствии у них солидного опыта руководящей работы в вузе;
  • должность заведующего кафедрой является одной из самых привлекательных управленческих должностей в вузе. Заняв эту должность, заведующий твердо закрепляется в этой должности и занимает ее в течение нескольких выборных сроков, в том числе до 20 лет;
  • сравнительно высокий научный уровень заведующих кафедрами: 62,7% заведующих кафедрами – доктора наук.

В четвертой главе «Особенности управленческого воздействия заведующих кафедрами» авторы рассматривают проблемы управления персоналом на вузовских кафедрах, в том числе использование административных, экономических и социальных методов руководства, формирование индивидуального стиля заведующего кафедрой, профилактика конфликтов и принципы общения заведующего кафедрой с руководством и преподавателями. 

В этой главе представлены результаты исследований, свидетельствующие:

  • об увеличении удельного веса заведующих кафедрами, которые являются неформальными лидерами на кафедре;
  • об уменьшении количества заведующих кафедрами, использующих литеральный стиль руководства;
  • о росте вовлеченности преподавателей кафедры в решение управленческих проблем;
  • о повышении значимости контактов кафедр с потенциальными организациями-работодателями.

В пятой главе «Управление функциональными процессами на кафедре» особое место отводится развитию функциональных процессов на кафедре: учебной, методической и научной работы. Помимо аналитических вопросов, исследование касается также и совершенствования указанных компонентов деятельности кафедры высшего учебного заведения. 

На основе мониторинга заведующих кафедрами российских вузов, а также личного опыта авторы монографии предложили ряд мер, направленных на повышение эффективности управления функциональными процессами на вузовской кафедре по следующим аспектам:

  • организация деятельности кафедр;
  • увеличение полномочий заведующих кафедрами;
  • мотивация и стимулирование работы заведующих кафедрами;
  • повышение квалификации заведующих кафедрами;
  • повышение эффективности учебного процесса и научной работы;
  • организация документооборота на кафедре.

В шестой главе «Личная организация заведующего кафедрой» особое внимание уделяется организации личного труда заведующих кафедрами. Подробно рассматриваются возможности совершенствования процессов планирования рабочего времени руководителя, организации его рабочего места и режима дня.

В седьмой главе «Формирование и подготовка внутривузовского резерва управленческих кадров» авторы анализируют процессы планирования и подготовки резерва руководителей, обосновывают технологии формирования управленческого потенциала и процесса подбора кандидатов в состав кадрового резерва. Формированию кадрового резервы авторы уделяют особое внимание, раскрывая на страницах монографии структуру управленческого резерва вуза, процесс работы с резервом на выдвижение, особенности обучения резервных работников и процедуры аттестации резерва управленческих кадров вуза.

Отдельного внимания со стороны читателя заслуживает восьмая, заключительная, глава, в которой представлено современное научно-методическое обеспечение внутривузовского менеджмента, предназначенное для профессионализации работы заведующих кафедрами, деканов и ректорского корпуса и включающее обзор специальных учебников и практических пособий.

По результатам исследований авторами были подготовлены и изданы научные статьи [14, 15].

Отметим, что достоинством работы является целостное и системное освещение содержания и специфики деятельности заведующих кафедрами высших учебных заведений России. Содержание рукописи соответствует указанной тематике. Ее отличает доступный стиль изложения материала. С точки зрения методологии рукопись отвечает требованиям, предъявляемым к научным монографиям, содержит обзор 159 библиографических источников, статистические данные о динамике изменений объекта исследования за 2000–2015 гг., методологический инструментарий проведения исследования, результаты мониторинга 350 заведующих кафедрами 24 российских вузов и 30 экспертов – опытных представителей вузовского менеджмента, представляющих 20 университетов России, а также практические рекомендации по повышению эффективности деятельности вузовских кафедр. 

Результаты исследований, представленные в монографии, были апробированы при проведении тренинг-семинаров с руководящими кадрами в Южном федеральном университете, могут быть использованы в деятельности высших учебных заведений России, а также в учебном процессе студентов, обучающихся по направлению 38.04.02 «Менеджмент».

Монография может служить поддержкой системе управления высшей школой. Будет полезна для руководящих кадров вузов, как молодых, так и опытных заведующих кафедрами, а также для всего руководящего корпуса вуза.

References

1. Reznik S.D. Zaveduyushchie kafedrami universitetov Rossii: stupeni rosta [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. - M.: INFRA-M, 2016.

2. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 232 s.

3. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 204 s.

4. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2014. - 288 s.

5. Reznik S.D. Modelirovanie kachestv rukovodyashchikh rabotnikov vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, O.I. Shesternina. Upravlenie innovatsiyami-2006 Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. R.M. Nizhegorodtseva. - M.: Dobroe slovo, 2006. - S. 280-284.

6. Eremkin A.I. Ukreplenie upravlencheskoy vertikali v regional´nom vuze: opyt i perspektivy [Tekst] / A.I. Eremkin, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - № 2. - S. 96-101.

7. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - № 6. - S. 57-61.

8. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 3. - S. 74-80.

9. Reznik S.D. Osobennosti i puti optimizatsii sistemy upravleniya vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 4-1 (52). - S. 313-318.

10. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2013. - № 3. - S. 46-52.

11. Sazykina O.A. Modelirovanie professional´nykh kompetentsiy prepodavatelya vuza, sovmeshchayushchego nauchno-pedagogicheskuyu i upravlencheskuyu deyatel´nost´ [Tekst] O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M. - 2013. - V. 1. I. 6. - C. 342-348. DOI:https://doi.org/10.12737/2534.

12. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. - Penza: PGASA, 2003. - 452 s.

13. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. - № 6. - S. 106.

14. Reznik S.D. Modelirovanie kompetentsiy zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M. - 2015. - V. 3. I. 2. - C. 140-149. - DOI:https://doi.org/10.12737/11864

15. Reznik S.D. Upravlenie funktsional´nymi protsessami na vuzovskoy kafedre: rezul´taty sotsiologicheskogo monitoringa zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - M.: INFRA-M. - 2015. - V. 3. I. 4. - C. 407-418. - DOIhttps://doi.org/10.12737/13108.

Login or Create
* Forgot password?