Temporomandibular joint (TMJ) is a vital element of the dental system, which is a very complex biomechanical systems. It is not only in the state of maturation, growth and development, but also in a state of involution. To date, the temporomandibular joint has devoted a large number of domestic and foreign literature. However, the question about the age of the structure and functions of the area illuminated by not fully.
temporomandibular joint, age-related changes, the measurement structures, the head of the mandible, articular tubercle fossa of the mandible.
По данным различных источников, распространенность дисфункции височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) составляет от 27,5 до 70%. Однако компетентная диагностика изменений в ВНЧС невозможна без учета ряда его анатомических особенностей, значительной индивидуальной вариабельности и подверженности возрастным изменениям. В то же время отмечается отсутствие комплексных региональных морфометрических исследований возрастной анатомии ВНЧС.
Цель работы – изучение суставных поверхностей ВНЧС и его компонентов, на основе данных спиральной компьютерной томографии, у лиц различных возрастных групп, постоянно проживающих на территории Белгородской области, а также определение закономерности изменений его структур с возрастом.
Перед нами были поставлены задачи: изучить морфометрические характеристики нижней челюсти и суставных поверхностей ВНЧС, провести сравнительную оценку морфометрических характеристик полученных размеров нижней челюсти и суставных поверхностей ВНЧС, определить возрастные изменения морфометрических характеристик суставных поверхностей ВНЧС у взрослого человека, сравнить морфометрические показатели у лиц мужского и женского пола.
В измерениях участвовали 60 взрослых пациентов (30 мужчин и 30 женщин) от 20 до 80 лет по следующим критериям: сагиттальный диаметр головки нижней челюсти (измерения производились между наиболее выпуклыми точками передней и задней поверхностей головки нижней челюсти), поперечный диаметр головки нижней челюсти (измерения производились во фронтальной плоскости аналогичным образом в медио-латеральном направлении), передне-задний размер нижнечелюстной ямки (передней границей для измерения является задний скат суставного бугорка, а задней границей служит позадисуставной отросток), фронтальный размер нижнечелюстной ямки (наружную границу нижнечелюстной ямки образует гребень основания скулового отростка височной кости, внутреннюю – угловая ость большого крыла клиновидной кости), высота суставного бугорка (измерения проводились путем проведения перпендикуляра из вершины суставного бугорка к горизонтальной линии, проходящей через основание бугорка и свод суставной ямки). В связи с тем что в исследовании принимали участие лица мужского и женского пола, имелись незначительные численные перепады одного и того же показателя у лиц разных полов в силу специфики строения скелета мужчин и женщин.
Результаты исследования. Все данные, полученные в ходе проведения работы, были проанализированы, систематизированы и обобщены в возрастных группах. Стандартные измерения были усреднены и занесены в таблицу. Для более точного обоснования нашей работы лица мужского и женского пола рассматривались раздельно из-за наличия вариации между данными, полученными при их обследовании. У женщин были получены следующие данные: в возрасте 20–40 лет размеры головки нижней челюсти составили 9,6±0,3 мм в сагиттальной плоскости и 20,1±0,26 мм в поперечном сечении. У представителей старческого возраста (60–80 лет) аналогичные размеры составили 9,1±0,13 мм и 18,3±0,15 мм соответственно. Размеры нижнечелюстной ямки, напротив, увеличиваются с возрастом от 22,3±0,09 мм до 24,2±0,1 мм в передне-заднем направлении и от 25,4±0,3 мм до 27,5±0,7 мм во фронтальной плоскости. Суставной бугорок также претерпевает изменения. Его высота уменьшается от 13,4±0,36 мм до 11,9±0,23 мм. У группы лиц среднего возраста женского пола (40–60 лет) были получены промежуточные значения измеряемых величин. Измерения, проведенные по аналогичным критериям у мужчин, также были систематизированы и усреднены. Данные оказались приблизительно в тех же пределах, что и у женщин, но каждая из измеряемых величин оказалась на 1,2–1,8 мм больше. При измерениях выявлялись незначительные отклонения от нормального значения, что связано либо с ранней адентией, либо с индивидуальными особенностями костных структур.
Выводы. Морфологические преобразования, характеризующие возрастные изменения височно-нижнечелюстного сустава, охватывают как в целом сочленяющиеся в суставе элементы (суставные поверхности височной кости, головку нижней челюсти), так и отдельные компоненты сочленяющихся поверхностей. Все изменения, происходящие в суставе, разнонаправлены в головке нижней челюсти и суставной ямке височной кости: головка нижней челюсти уплощается и уменьшается в диаметре, нижнечелюстная ямка увеличивается как в сагиттальном, так и во фронтальном измерениях. Суставной бугорок стирается, его высота становится меньше. Как правило, все преобразования, происходящие в суставе, направлены на увеличение конгруэнтности между суставными поверхностями. Данные изменения наблюдались у лиц обоих полов. Несмотря на некоторую разницу в результатах, полученных у мужчин и женщин, прослеживается тенденция к дегенеративным изменениям структур ВНЧС. Подобные преобразования, вероятно, обусловлены компенсацией естественных дегенеративных изменений суставного диска и вспомогательных элементов ВНЧС.
Результаты проведенного исследования могут явиться теоретической основой для оценки структур височно-нижнечелюстного сустава с учетом возрастных особенностей пациента в рамках рентгенологической диагностики его заболеваний.
1. Vorobev, Yu. I. X-rays of the teeth and jaws [Теxt] / Yu. I. Vorobеv. - Moscow: Medicine, 1989. - 180 s.